Что такое понимание и каковы его особенности?

В западно-европейской философии проблема понимания уже
обсуждалась в ХVIII столетии (Гердер, Вико, Шлейермахер и др.), но подлинный исследовательский интерес к ней проявил немецкий философ В. Дильтей (1893–1911), который с позиции психологии считал, что специфика понимания состоит в переживании. «Понять, – считал В. Дильтей, – означает перенестись в другую жизнь, сопереживать ей». С позиции В. Дильтея, духовная (душевная) жизнь не столько объясняется, сколько переживается, постигается. Реальность духовной (психической) жизни должна быть пережита, а так как само переживание неразложимо, то для его описания необходимо особое основание. Вот таким основанием, по мысли В. Дильтея, и является понимание. Процесс же понимания есть, следовательно, творение совокупности наших душевных сил, – оно-то и есть переживание. Как видим, В. Дильтей замкнул проблему понимания
в узкие рамки психологии – в идею «переживания».

Понимание как уже самостоятельная теоретико-методологи-ческая проблема была поставлена В. Дильтеем несколько позже
в его работах «Введение в науки о духе» (1883) и «Возникновение герменевтики» (1900). С этих пор категория «понимания» становится центральной проблемой таких наук «о духе», как религиоведение, этика и эстетика, а также такого современного философского направления, как герменевтика. В творчестве М. Вебера, Гадамера, Хайдеггера с несколько иных позиции изучается понимание; в их творчестве выделяются языковый, социологический, методологический, феноменологический аспекты и др.

В современной российской философской традиции сложилось также несколько точек зрения относительно природы, сущности
и функций понимания. Мы не будем их воспроизводить или тем более критиковать, а изложим наш взгляд на данную проблему.

Дело в том, что понимание принадлежит одному из тех понятий, логико-семантическое поле которого весьма реально; поэтому мы считаем, что процесс понимания органически связан с процессом познания, но первый несводим только к познавательной деятельности.

Как познание, так и понимание имеют один и тот же источник, одно и то же основание – человеческую деятельность. И понимание, и познание представляют собой две взаимосвязанные и в то же время различные формы мышления.

Если познание – сложный и противоречивый, в общем, рациональный процесс получения человеком знаний, то понимание выражает эмоциональную сторону мышления человека, переживание, интуицию и т.д.

Понимание – это специфическое состояние сознания, форма человеческого мышления, которое связано с продуктивной, творческой, эвристической деятельностью человеческого разума. Оно характеризует работу сознания, служит выражением его эмоциональной, интуитивной стороны, призвано обнаружить непостижимость, многозначность фактов, явлений и их смыслов, значений и ценностей и выразить все это в образах, представлениях и т.д.

Познание и понимание проистекают из одного и того же
корня – общечеловеческой деятельности, имеют одно и то же основание, одну и ту же субстанциальную сущность, но понимание генетически возникает раньше познания как некоего способа рационального получения знания.

Познание

Что такое понимание и каковы его особенности? - student2.ru Что такое понимание и каковы его особенности? - student2.ru рационально

Понимание

эмоционально

 
  Что такое понимание и каковы его особенности? - student2.ru

Человеческая деятельность

Если познание связано с логической стороной человеческого разума, с рациональным освоением мира, то предшествующее ему понимание имеет дело с дознанием, с чувственной, эмоциональной, интуитивной стороной духовной деятельности. Однако это не параллельные, а дополняющие, обогащающие одна другую «стороны», «части» человеческого мышления, человеческой способности постижения и объяснения мира и самого человека. Но если познание рационально осваивает мир с помощью понятий, суждений
и умозаключений, то понимание является попыткой, стремлением выразить действительность с позиции интуиции, фантазии, воображения. Понимание выражает специфическое состояние познания, форму мышления, связанную с продуктивной его деятельностью. Оно призвано объяснить непознанное, непостижимое, неведомое (до определенного времени) и выразить все это в образах, представлениях, мнениях и т.д.

Будучи так же, как и познание, духовным видом постижения мира, понимание является моментом такого его (мира) объяснения, когда последнее связывается со смыслом, ценностью, целями, причинами, идеалами. Понимание связано не только с пониманием окружающей человека среды, но и с пониманием человеком человека. Именно в этом факте – в признании понимания одного человека другим – и заключен весь смысл появления древнейшего способа постижения природы субъекта как кратчайшего пути объяснения его (субъекта) свойств и качеств. В связи с этим можно считать, что понимание выступает гносеологической причиной появления морали
в качестве важнейшего фактора, скрепляющего человеческий коллектив, соединяющий различных индивидов на основе общности их переживания, эмоционального осмысления мира – всего того, что
в первую очередь связывает людей в одно целое. Ведь на самом деле общность чувств в большей мере соединяет людей, чем равенство их интеллектуальных способностей. Быть понятым означает, что человека уважают, ценят, могут посмотреть на мир его глазами, согласиться с ним безо всяких доказательств, прийти ему на помощь, бескорыстно с ним сотрудничать и т.д. Понять человека – это значит знать, как поступать с ним, не раня его напрасно и бессмысленно, как сформировать чувство взаимного согласия и преданности, любви и дружбы. В связи с этим можно вспомнить эпизод из кинофильма «Доживем до понедельника»: учащимся надо было написать сочинение на тему «Что такое счастье?» – и один из них изложил эту тему в одной фразе: «Счастье – это когда тебя понимают».

Исходя из этих суждений, можно сделать вывод, что мораль образована пониманием, главной функцией которого является обеспечение осмысленного поведения и ориентация человека в мире в процессе общения, возникающего на основе ценностей, целей, смыслов, идеалов и т.д. Понимание – это великий дар, принадлежащий человеку и составляющий основу не только морали, но
и религии, и искусства.

Из глубин духа, из лабиринтов сознания к нам приходят сгустки эмоций-знаний. Это не что иное, как таинственные молнии мысли, содержащие нечто, ставшее затем знанием, а пока это пред-знание или прото-знание. Из них позже родилась, кроме морали, религия
и искусство как самые древние вспышки то ли эмоций, то ли знаний – может быть, эмоционального разума. Они-то (эти вспышки) и родили человека разумного, вывели его из тьмы пещер, зажгли костры цивилизаций, заставили его заговорить «языком сердца» и «языком разума». Царь Соломон пожелал человеку превыше других благ жизни иметь «сердце разумное, чтобы различать, что добро и что зло».

В этой емкой и мудрой максиме выражены, по крайней мере, два обстоятельства, на которые хотелось бы обратить внимание: во-первых, на то, что прежде чем знать, надо понимать, и, во-вторых, понимание и познание – неотъемлемые, синкретичные стороны бытия индивида.

Подчеркнем еще раз: понимание – эмоциональное, интуитивное освоение мира; рациональное в нем (понимании) упорно теснится рассудочным, чувственным, что дает полное право понимание считать предзнанием, дознанием, празнанием, протознанием. Понимание в силу этого – все же несовершенное представление о мире; оно отличается некоторой зыбкостью, ненадежностью с точки зрения рационально знания, так как порой исключает путь, по которому оно было получено, а чаще всего фиксирует лишь итог, результат, то общее, что есть в природе мира и человека. Но, будучи несовершенным знанием, понимание – и в том его высочайшая ценность! – обнаруживает сущность, причины, цели в жизни и действиях индивида сразу, вдруг, немедленно, как некое озарение, интуиция – подсознательное чувство.

Наши рекомендации