Философия познания джамбаттиста вико
Джамбаттиста Вико (1668 — 1744 гг.) — сын библиотекаря из Неаполя. Автор речи "О научном методе нашего времени", исторического исследований: "Четыре книги о подвигах Антонио Кафары", "О древнейшей мудрости итальянцев, извлеченной из источников латинского языка" (в соавторстве), "О единственном начале и единственной цели всеобщего права"(конкурсная работа), "О неизменности философии", "О неизменности филологии", "О неизменности правоведения", "Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются также новые основания естественного права народов" ("Новая наука"), "Жизнь Джамбаттиста Вико, написанная им самим", др.
Вико преподавал риторику в Неаполитанском университете. Красноречие, согласно Вико, должно вытекать из мудрости: оно есть говорящая мудрость. Красноречие должно воспитывать целостное знание, благодаря которому части становятся понятными в целом. Каждая тема выступления должна быть раскрыта как бы единым духом, всеми теми науками, которые имеют отношение к теме. Самым чистым примером подобного знания Вико считал сочинения Платона.
Вико обращает внимание на ограниченность метода Декарта: цена предельной ясности и отчетливости метода Декарта — абстрактность. Здесь отсутствует критерий доказуемости научных гипотез. В отличие от т.н. геометрического метода, — пишет Вико, — «физические истины не могут быть доказаны с той же достоверностью что и аксиомы геометрические. Мы в состоянии доказать геометрические положения постольку, поскольку они нами созданы: когда бы то же самое было возможно и с физическими, тогда с таким же правом мы были бы в состоянии творить ex nihilo (из ничего — СХ)». По Вико, распространение точного метода на всю область научного знания возможно лишь при условии нашего самоузаконения в качестве творцов мира. Имея в виду ученых-механиков своего времени, Вико говорил: "эти ученые мужи уверены, что физика, которой они обучают, она же и сама природа, и как бы ты не крутнул универсум, вновь окажешься перед той же физикой".
Вико подчеркивает в феномене человеческого важность акта самопознания, который конституирует прочие элементы. Поскольку в физике работают лишь теории, проверяемые на практике с помощью фактов, аналитический математический метод недостаточен в естествознании, ибо среди его элементов нет места фактическому эксперименту для проверки той или иной теории относительно ее ценности и плодотворности.
Для Вико Бог не геометр, реальность вовсе не математическая структура, а связь людей посредством математики, и только, — убогое представление.
Вико показывает недостаточность принципа — мыслю, следовательно существую. Этот принцип не способен нейтрализовать скептицизм. Он позволяет достигнуть, в лучшем случае, осознания существования субъекта, но никак не обосновывает науку. Осознание равносильно принятию факта, наука же имеет дело с причинами и элементами, образующими факты.
Вико не приемлет метод Декарта еще и потому, что он не позволяет проникнуть в область правдоподобного. А ведь сфера человеческих истин находится между истинным и ложным, это сфера проблематического. Вико считает, что если судить по истории, в жизни людей все перемешано: и мораль, и чувства, и выдумки, и даже обман, и искусство, и правда и т.д. Он замечает далее: допустимо ли "при неуемном рвении к естественным наукам оставлять в небрежении законы человеческого поведения, страсти... свойства пороков и добродетелей" и т.п.? "Все это причины, по которым наука, наиболее важная для государства, менее других разработана и мало кого интересует".
Вико приходит к мысли о том, что возможна лишь одна наука — наука о том, что можно сделать или воспроизвести. Вико видит критерий истинности в делании. Сделать нечто — значит достичь подлинной ясности и отчетливости на путях строго познания. Истинное и сделанное одно и то же. Первый носитель истины и делатель всего — Бог. Он — высшая премудрость, ибо он Создатель всего. Человек может знать лишь то, что произведено им самим, начиная с математики и геометрии, кончая внешним миром, в пределах человеческих экспериментальных возможностей производить и воспроизводить нечто. Наибольшего человек добивается в своей собственной истории, ибо здесь, согласно Вико, человек властвует безраздельно: "Гражданский мир целиком сотворен людьми по их разумению, ибо они не могли не искать и не найти, в конце концов, тех принципов, согласно которым меняется сам разум человеческий".
Мир человеческий следует, по Вико, исследовать в первую очередь. Здесь можно достичь знания не менее точного и ясного, чем геометрия и математика. Что и должна сделать новая наука: "Эта наука должна освоить нечто сверх элементов геометрии... Ее доказательства как бы сродни божественному... ведь в Боге знать и делать есть одно и то же".
Вико соглашался с тем, что история не наука, но добавлял — история может и должна стать наукой. Историю своего времени, а также прошлых эпох, Вико рассматривал весьма критически. Многое в этой истории он называл не иначе, как "национальным чванством" и "ученой спесью". В такой истории чересчур много сыновней любви к родине.
Современных ему историков Вико упрекал в приверженности буквальному пониманию документов. Он отвергал некритическое прочтение древних текстов. Вико называл "концептуальным анахронизмом" привычку распространять на прошлую историю представления и понятия, типичные для своего времени. Так, Вико был категорически против того, чтобы толковать документы древней римской истории в терминах "народ, царство, свобода" в современном значении этих слов, без старого понимания того, что "народ" — это "патриции", а "царство" — это "тирания". По Вико: "Ничто не вытекает само собой из накопленной эрудиции".
Отталкиваясь от Платона и Тацита, Вико попытался создать концепцию идеальной истории, в которой государства, народы, нации восходят к своему зениту, а затем вступают в фазу декаданса (упадка). Цель Вико — соединить "потаенную мудрость" Платона и "практическую искушенность" Тацита в глобальном проекте бэконовской "универсальной республики ученых-литераторов", где "каждая наука помогает другой, и ни одна не мешает". К этому Вико добавлял своеобразный союз философии, как науки об истинном знании, с филологией, как наукой оточном знании.
Вико стремился к синтезу универсального и частного, абстрактного и конкретного, идеального и действительного. Для этого ему и понадобился союз философии и филологии. Философия без филологии пуста, а филология без философии слепа. Под таким союзом Вико понимал некую целостную — одну — науку. Вико интересует, с одной стороны, теоретическая система философии как целое, с другой — факты истории (от обычаев до гражданских институтов) взятые вместе.
Филология, в отрыве от философской теории, непонятна, что связано с огромным богатством смыслов, заключенных в документах. По Вико, нет фактов, лишенных теоретических предпосылок. Он стремится реконструировать теоретическую картину истории, основываясь на филологических исследованиях. Но фактографическое описание невозможно, или неполно, если оно не опирается на философское понятие истинного. Истинное — это идея, в отличие от факта как чего-то определенного. Истина (идея) и факт (определенность) взаимообратимы. Нет истины вне факта или истины без факта. Есть факт в истине и истина в факте. У Вико платоновский "человек, каким он должен быть" сливается с тацитовским "человеком, каков он стал в действительности". При этом: "Порядок идей должен соответствовать порядку вещей".
В "Новой науке" Вико перечисляет десять оснований, согласно которым можно анализировать жизненный мир наций на почве науки. Он исходит из предпосылки о том, что человеческая история реализует некий "гражданский порядок". По Вико, в истории правит не случай, а факт. Факты, в свою очередь, определяются идеей. Вико говорит об "участии в вечной идее", которая сначала смутно, затем все более отчетливо заявляет о себе в росте цивилизации.
Другим фундаментальным принципом "новой науки" является положение: «Природа вещей такова, что они рождены определенным временем в характерной для него упряжке, поэтому они такие, а не другие». История, полагает Вико, не может и не должна рассматривать исторические факты независимо от человека, а человека вне исторических эффектов, виновником которых он стал.
Говоря об истинности и достоверности, Вико пишет: "Те, кто не знает истины вещей, стараются придерживаться достоверного: раз они не могут удовлетворить интеллект знанием, пусть, по крайней мере, воля опирается на сознание".
Новая наука начинает анализ с традиции. В традиции обнаруживается сплетение разумного с суевериями. Задачу филологии Вико как раз видел в том, чтобы очистить от всяких напластований скрытую в народной традиции истину. Для этого нужно быть очень внимательными при прочтении документов.
Филология нужна также для анализа языка. Вико говорил: «Широко распространенные выражения — свидетели более весомые, чем обычаи и нравы народов». Так, "вульгаризмы" ценны тем, что в них отложились примитивные, изначальные социальные формы жизни. "Язык нации лучше всего свидетельствует о самых первых временах мира". В этом контексте Вико формулирует идею ментального языкового пространства, общего для всех наций.
Ряд интересных соображений Вико высказывает, рассматривая человека как главного героя истории. Он говорит: "гражданский мир создан людьми, и они могут, поскольку должны, найти его начала в превращениях самого разума человеческого". По Вико, история такова, какой ее желали люди, с учетом имевшихся в их распоряжении условий и подручных средств. Человеческая воля, как ведущее начало, неопределенное по природе, лишь в действии проявляет себя, обретая свои очертания. Последнее говорит о том, что Вико понимал положение дел, согласно которому человек создает институты, а те, в свою очередь, меняют создавшего их человека. Это касается и познания, ибо, как считал Вико, человеческая мысль меняет постепенно человеческую природу, развивая ее. Логика развития человека в этом отношении такова: сначала мы чувствуем безотчетно, потом с недоумением взираем на пережитые чувства, наконец, на закате жизни рефлектируем их разумом чистым и беспристрастным.
В истории Вико различает три "возраста" 1) эпоху богов, 2) эпоху героев и
3) эпоху людей. На первой стадии (эпоха богов) преобладают грубые чувства, без развитого рефлективного плана. Предметы здесь интересуют примитивных людей не сами по себе, а потому, что могут нести страдания или удовольствия. Здесь момент субъективности минимален. На этой стадии по неспособности размышлять природное отождествляется с божественным. "Наука" этих людей — теология ("наука о языке богов"). То было время оракулов, провидцев, древнее которого мы ничего не знаем. При этом Вико сознает, что войти в образный мир древних народов, их умов, где не было ничего абстрактного, утонченного, духовного, сложно. Сращенность древних народов с чувствами, телами сделала, однако, возможным рождение гуманистической мысли с ее идеалом одухотворенной плоти.
Век героев — второй возраст человечества. Его характеризует преобладание фантазийного над рациональным. Здесь Вико отмечает наличие, наряду с фантастическими элементами, жестокости как нормы жизни (на примере "Илиады" Гомера). Это эпоха отроков по ментальности, полных сил и воображения, а также кипящих страстей.
Третий возраст истории — эпоха людей или "всепонимающего разума". Здесь разум пришел, наконец, к выводу, что и плебеи, и знатные — одной человеческой природы, и те и другие могут войти в пространство цивилизации. В том же Риме схватка патрициев и плебеев трансформируется в диспут, риторику, наконец, философию.
История трех "веков" Вико отслеживает дорациональные зерна, которые в своем развитии превращаются в сложный мир логики и философии. Это путь созревания разума, который особенно отчетливо проявился в греческом полисе и философии Платона. Метафизика природы становится метафизикой разума, что и отражено в социальных религиозных и гражданских институтах.
Особое место у Вико, как можно уже было видеть, занимает язык. Язык отражает все виды человеческой активности. Посредством языка улавливается единство «семьи человеческой». Грамотный филологический анализ приводит к пониманию внутренней логики изменения религиозных и гражданских институтов, показывая их в живом процессе.
Согласно Вико, язык не принимается волевым решением. Он медленно формируется под давлением насущных потребностей народа, проблем, подлежащих срочному решению.
По Вико, особенно важно исследовать этимологию языка: "Ум человеческий рождается вместе с чувством-потребностью увидеть себя самого как бы вне телесного, с немалыми усилиями рефлексивного плана". Это может помочь увидеть, как "невежественный" еще человек дает правило универсуму.
Вико выступает против трактовки иероглифов как сознательно создаваемого геометрического языка для сокрытия религиозных истин от непосвященных. Сначала, по Вико, языком вообще является жест. Изначально общение устанавливалось через движение. Далее, не умея создавать абстракции, древние люди как бы портретировали мир, вещи с помощью фантазии. Идеографический язык отражает естественные связи объектов, а не конвенциональные (по договоренности).
За языком жестов идет язык песни, который позже перерастает в речитатив и прозаический язык. Убежденный в том, что первые попытки рефлексии взрослеющей человеческой души были незрелыми и малооформленными, Вико считал поэзию адекватной формой выражения дологического и алогичного познания. Поэзия — это не изобретение утонченных умов, не потаенная мудрость, но, скорее, непосредственно выраженная форма коллективного сознания.
Три века, три эпохи истории соотносятся с тремя же формами языка. Язык Богов артикулирован минимально, это немое время. Язык героев наполовину нем, наполовину артикулирован. Язык людей, язык разума, максимально членоразделен и искусен, минимально нем. При этом Вико отмечает: "Как море принимает в себя мягкие воды рек", так и более зрелый язык поглощает уже бытующие наречия, втягивает их силой своего течения.
С поэзией, по мнению Вико, гармонирует миф. Мифы правдиво и точно рассказывают о нравах далеких времен. Не имея логических абстракций, наши предки умели передавать свой опыт через "фантастические универсалии". Мифы можно считать естественным выражением метафизических понятий. Риторические формы мифов доносят до нас свой особый стиль мышления. В том, что многим современникам Вико виделось как причуды варваров, он обнаруживал усилия предков выразить определенные идеи в конкретном образе. Вико признавал автономность, определенную завершенность ранних культурных, культурно-языковых форм. Он исходил из того, что любая фаза исторического развития, какой бы "примитивной" она не была, имеет свою "логику" и особое обаяние.
Вико рассматривает вопрос о соотношении Божественного и человеческого разума в истории. История — творение Божие и творение человеческое. Вико отмежевывается от чудотворного провиденциализма. Под Провидением Вико нанимает некий идеальный проект "вечной идеальной истории, поверх которого заметен исторический бег наций в их рождении, прогрессе, упадке и конце". Вико прибегает к божественному началу истории: "Ведь если бы примитивный человек был зверообразным, т.е. без догадки о назначенном смысле и конце, то социальные нормативные институты никогда бы и не возникли (у животных и впрямь этого нет), а истории бы просто не было". И в эпоху богов, и в эпоху героев люди уже обладали неким спонтанным чувством "участия в истине". В противном случае оно никогда бы не переросло в себя сознающее познание. Поэзия как раз и выступает средством идеального соединения человека с Провидением.
Вико, в отличие от Бога-геометра Галилея, говорит о Боге-Провидце, связь человека с которым бесполезно искать в математике. Эта связь дана в истории. Поступки человека никогда не совпадают с его изначальными намерениями. Человек делает больше, чем понимает, и очень часто не понимает, что же он сделал. Теорию Провидения Вико можно понимать как теорию некоего предела человеческого сознания.
В истории случаются падения целых народов, из развитого состояния в дикое. Это происходит, когда разум, опьяненный своими достижениями, впадает во власть абстракций. Окостенелый, превзойдя самого себя в софистических ухищрениях, разум утрачивает связь с незамутненным источником знания, чувствами и фантазией — самыми живыми участниками "идеального проекта". Утрата символической связи с миром прошлого, а значит, с живыми истоками жизни и мышления, ведет к полной атрофии вдохновения, свойственного идеальному миру.
"Истинная антропология(выделено нами — СХ) — это комбинация филологии и литературной культуры в целом, она в изучении структуры языков, системы мифов и символической активности, подпитывающей их". Скептику Бейлю Вико напоминает: "пусть посмотрит Бейль, действительно ли могут существовать в мире науки без всякого знания о Боге".