Сны и вдохновение
Сны и вдохновение часто являются доказательством существования высшего мира. Нередко во сне, равно как и через вдохновение наяву, можно видеть прошедшее, настоящее и будущее. Праведный человек видит яснее, чем неправедный. Сны бывают пяти видов, а именно:
1) Хайяни – когда во сне видят, о чем думали в течение дня.
2) Кальби – когда видят противоположное действительности.
3) Накши – символы, имеющие различное значение, понимание которых доступно только мудрецу.
4) Рейхи – когда ясно видят то, что случится в действительности.
5) Эльхами – когда божественное послание передается путем письмен или ангельских голосов.
Всегда, в ясной или неясной форме, каждому человеку посылаются во сне предостережения против грядущей опасности и предвестия успеха, и люди понимают их сообразно со степенью своего развития.
Сны сбываются рано или поздно, в зависимости от влияния звезд, под которыми они снятся. Сон, виденный в полночь, имеет значение в течение года; виденный в конце ночи имеет значение в течение шести месяцев; виденный рано утром может сбыться немного спустя после этого. Однако действие снов подвержено переменам, в зависимости от добрых или злых дел человека.
Вдохновения более доступны людям, преданным духовным интересам, нежели тем, которые живут материальными интересами.
Вдохновение есть внутренний свет, который сам по себе отражается в сердце человека, и, чем чище сердце от ржавчины, чем более приближается оно к зеркалу, – тем яснее может отразиться в нем вдохновение. Поэтому надо приготовлять свое сердце, самому работая над ним, чтобы получать чистые вдохновения. Сердце, тронутое ржавчиной, никогда не бывает способно получать их. Есть пять видов вдохновений, а именно:
1) Эльхам-и-Ильм – вдохновение артиста и ученого.
2) Эльхам-и-Хуш – вдохновение музыканта и поэта.
3) Эльхам-и-Ишк – вдохновение поклонника Божия.
4) Эльхам-u-Pyx – вдохновение мистика.
5) Эльхам-и-Гаиб – вдохновение пророка.
Вдохновение отражается в человеке пятью способами:
1) Кушуд дэр Хийаль – путем мысли.
2) Кушуд дэр Халь – в ощущениях и чувствованиях.
3) Кушуд дэр Джамаль – в страданиях сердца.
4) Кушуд дэр Джеляль – в потоке мудрости.
5) Кушуд дэр Камаль – в божественных голосах и видениях.
Некоторые рождаются с даром вдохновения, у некоторых он обнаруживается по достижении известной степени духовного развития. Чем более развивается человек духовно, тем более способен он к восприятию этого благословенного дара. Однако один и тот же человек не всегда способен испытывать вдохновение, как говорит Мухаммад: "Душа бывает по временам то закрыта, то открыта для вдохновений, и они озаряют ее по воле Бога, Единого, Ведающего неведомое".