Для обозначения совокупности добродетелей характера человека Аристотель ввёл термин “этика”.
Билет №9
Философская система Аристотеля
Краткая справка:
Аристотель – древнегреческий философ. Родился в 384 году до н.э. в Стагире. Является учеником Платона. С 343 года до н.э. – воспитатель Александра Македонского, а в 335 году до н.э. основал Ликей (он же лицей). Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития – социологию, философию, политику, логику, физику.
Основной материал:
“Первая философия” Аристотеля (позднее названная “метафизика”) содержит учение о 4 основных принципах сущего.
Сущее
Сущее — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами сущего:
1. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна и неуничтожима, она не может возникнуть из ничего.
2. Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления - слияние материи и формы.
3. Действующая причина (начало) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог.
4. Цель — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Акт и потенция
§ акт («энергия») — деятельное осуществление чего-либо;
§ потенция — сила, способная к такому осуществлению.
Аристотель утверждал, что и то и другое невозможно, во-первых — потому что сущее уже существует, а во-вторых — нечто не может возникнуть из ничто, а значит возникновение и становление вообще невозможно.
Категории философии
Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основной была “сущность”, или “субстанция”, а остальные считались её признаками. Позже, Аристотель упростил систему и признавал только три категории из девяти: сущность, состояние, отношение (или время, место, положение).
Аристотель создал иерархию уровней всего сущего:
§ неорганические образования (неорганический мир)
§ мир растений и живых существ
§ мир различных видов животных
§ человек
Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал
По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличия и единого двигателя. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как ряд причин не может быть бесконечным или безначальным.
Идея души
Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. Душа вечна и бессмертна.
Теория познания и логика
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта — в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений.
Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения.
Аристотель является и основоположником логики.
Сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия (“не противоречь сам себе”) и закон исключенного третьего (“А или не-А истинно, третьего не дано”).
Особо следует подчеркнуть разработку Аристотелем проблемы диалога, углубившую идеи Сократа.
Этические взгляды
Для обозначения совокупности добродетелей характера человека Аристотель ввёл термин “этика”.
Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость.
§ разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.
§ нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.
Человек
Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо, одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, т.е. обладающие нравственными качествами.
Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.
Учение о государстве
Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве, и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида и частной собственности, а также сторонником рабства.
По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.
Аристотель выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. Будучи сторонником рабовладельческой системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности: уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию.
Основным общим правилом, по идее Аристотеля, должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.
Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь людям необходима политика.
Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.
Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое благо. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах.