Гипотеза как форма познания. Гипотетико-дедуктивная модель развитии научного знания
УШАКОВ:
ГИПОТЕЗА — от греч.: основание, догадка — научное утверждение, или система утверждений, которые: 1) по своей логической характеристике имеет статус предположения, 2) по своему содержанию представляет собой некоторое возможное новое знание, 3) по своей цели должно существенно продвинуть научное познание. КЛАССИФИКАЦИЯ ГИПОТЕЗ: По виду познавательного действия различают такие гипотезы, как — 1) интерпретационная — отвечает на вопрос «что это?», — 2) описательная — отвечает на вопрос «каков этот объект?» — чаще всего относится к эмпирическому исследованию (***??), — 3) систематизирующая — специальный случай описательной — вносит упорядоченность в структуру анализируемых данных — предлагает классификацию, типологию, различные эмпирические обобщения, — 4) объяснительная — отвечает на вопрос «почему это так?» — предположение о причинах, законах, генезисе и истории объекта, — 5) экстраполяционная — отвечает на вопрос «в какой степени это может иметь значение для другого объекта?» — перенос информации из одной области в другую — предположение о возможности некоторого иного объекта — применяется прежде всего в моделировании, — 6) методологическая — отвечает на вопрос «как это лучше изучать?» — направлена на сами познавательные действия (*** в метотодологии могут иметь место все выше перечисленные виды гипотез!!!). По месту гипотезы в структуре исследовательской работы: — 1.1) предварительные, — 1.2) промежуточные, — 1.3) окончательные, а также: — 2.1) основные и — 2.2) вспомогательные, которые в свою очередь могут быть: — 2.2.1) уточняющими, — 2.2.2) детализирующими, — 2.2.3) побочными, — 2.2.4) носящими «технический характер»; — 3.1) базисные и — 3.2) подчиненные. Математическая гипотеза: — понятие введено С.И.Вавиловым. — Имеет функции — 1) экстраполяционную, 2) описательную, 3) систематизирующую и др. — связана с доминированием формально-математического стиля мышления (например, теоретическая физика). — Суть такой гипотезы — подбор математического аппарата, изменяя элементы которого можно добиться его соответствия некоторой новой области явлений. Роль гипотез в научном познании. Гипотезы как новации. — Открывает новые горизонты поиска, новые перспективы. — Способна предсказывать неизвестные ранее эффекты — например, в качестве своих логических следствий. — Но предсказания на основе гипотезы могут быть и просто догадками. — Может быть догадкой о единичном событии, а может быть догадкой уровня целой теории. Логико-методологические требования к научной гипотезе: — Наличие теоретического каркаса, в рамках которого вводится гипотеза. — Группы требований к гипотезе — 1) логические — наиболее сильные, 2) содержательные (содержательно-теоретические) и 3) эвристические. — Логические и содержательные требования задают негативные предписания, накладывают ограничения. — Эвристические требования касаются положительных аспектов гипотезы. — Логические требования: —— 1) Непротиворечивость, —— 2) Независимость — не должна быть следствием ранее выдвинутых положений. — Содержательные требования: —— 1) Принципиальная проверяемость — по Попперу: быть принципиально опровержимой — Это требование является аналогом логического понятия разрешимости. —— 2) Содержательная связность — содержательная согласованность (когерентность) гипотезы с предыдущим теоретическим знанием — Гипотеза не может отвергать вообще все, что уже имеется. — Учитывает момент преемственности в развитии науки. — Эвристические требования: —— Особенно важны при оценке альтернативных гипотез. —— 1) Общность применения — Гипотеза должна быть приложимой к максимально широкому множеству явлений. — Информативность, или емкость гипотезы. —— 2) Фундаментальность идеи — Наличие новой, плодотворной, объединяющей идеи. — Пример: Теория Ньютона объединила явления полета пушечного ядра, морских приливов, движения планет и т.п. — Существенное упрощение предметной области. — Трудности при столкновении различных картин мира. — Но критерий работает. Гипотезы ad hoc (ад-хок) — от лат.: «для этого», «только здесь»— защитные гипотезы, не несущие новой информации. — Признаки гипотез ад-хок: —— 1) устраняет аномалии, —— 2) применима только к аномальным фактам, —— 3) отсутствие иных оснований для характеристики истинности гипотезы, кроме аномальных фактов, —— 4) защищают именно существенные положения исходной теории, —— 5) решает проблемы, претендующие на свержение исходной теории. Стадии работы над гипотезой —можно дать условную линейную схему процесса: — 1) обнаружение проблемы, — 2) выдвижение гипотезы — иногда на этой стадии выдвинутую гипотезу называют рабочей, — 3) разработка гипотезы — вывод следствий, сопоставление с имеющимися теоретическими положениями, разработка исследовательского проекта — формирование действительно научной гипотезы как некоторой теоретической системы, — 4) проверка гипотезы — процесс эмпирического и теоретического испытания гипотезы — обсуждение достоинств и недостатков — сравнение с альтернативами — завершается в лучшем случае однозначным принятием или отвержением. — Вообще, приемлемость гипотезы следует считать не ее логическим свойством, а прагматической категорией, характеризующей реальный выбор научным сообществом той или иной гипотезы в конкретной ситуации на основе сложного сплетения содержательных критериев. |
ФИЛОС,СЛОВАРЬ:
(*****) Гипотетико-дедуктивная модель развития науки — модель, в основе которой лежит применение гипотетико-дедуктивного метода. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД — метод рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез. — Заключение при этом методе (из посылок — гипотез) может иметь только вероятностный характер. — В науке получает развитие в 17-18 веках — начиная с механики (Галилей и особенно Ньютон). — Модель на основе этого метода имеет границы — она служит прежде всего средством анализа логической структуры готовой (сложившейся) теории. — Трудность метода — открытие и формулирование принципов и гипотез, которые служат основой для всех дальнейших выводов. — (****) это т.н. индуктивная часть процесса. |