Понятие личности в философии. Философия и социология личности.
Личность – человек в качестве социального индивида, индивида как члена общества. Научное понимание Л. опирается на марксистское понимание человека в качестве биосоциального существа, сущность к-рого составляет совокупность общественных отношений. Л. - человек как «преломление» социального в индивиде. Каждый отдельный человек - Л. постольку, поскольку социальное стало стороной, моментом, свойством этого индивида. Само существование человека в качестве общественного существа необходимо предполагает взаимодействие людей, не только действие социальных условий и др. людей на данного человека, но и обратное воздействие данного человека на социальные условия, на др. людей. Развитие людей в качестве Л. имеет своей необходимой предпосылкой природные задатки индивидов и зависит от них, однако совершается оно гл. обр. в об-ве, в к-ром каждый человек есть и объект и субъект деятельности. Т. обр., всякий человек есть Л. Но развитие Л. может быть различно. Каждый из индивидов находит в качестве объективных условий развития себя как Л. уже имеющуюся определенную историческую форму об-ва. Широта и глубина развития индивида как Л.-это широта и глубина усвоения им социального и вместе с тем превращение социального в форму деятельности индивида, а значит, и изменение, созидание самого социального. Исторические формы и типы об-ва есть также исторические формы и типы Л. При первобытнообщинном строе люди еще живут преимущественно за счет добычи средств к жизни и производства средств добычи, они находятся в значительной степени в непосредственном природном единстве друг о другом и с природными условиями своего существования, а потому и сами себя еще во мн. не ог-личагот от природы и не выделяются друг от друга как общественные существа. В классово антагонистических об-вах возникает и развивается разрыв между природными условиями существования людей, условиями производства и самим их существованием, нарастает разрыв между людьми и природой, между классами людей и между индивидами, усиливается обособление отдельного человека и от природы, и от др. людей, он все больше осознает себя в качестве особой Л. Развитие Л. в об-ве, основанном на антагонизме классов, совершалось и совершается антагонистически. Об-во, основанное на частной собственности, подавляет и уродует развитие Л., гл. обр. большинства, принадлежащего к эксплуатируемым классам. С уничтожением капитализма и построением социализма открываются принципиально новые возможности развития Л. На основе создания материально-технической базы коммунизма, в процессе развития коммунистических общественных отношений и воспитания нового человека, активной жизненной позиции Л. формируется целостная, всесторонне развитая Л., духовно богатая, морально чистая и физически совершенная. Постепенно все члены об-ва становятся сознательными творцами истории, а следовательно, глубоко развитыми Л. Л. изучается различными науками: напр., этика рассматривает нравственное сознание и поведение Л., педагогика решает задачи воспитания Л. и т. д.
Личность и общество - социально-философская проблема, суть к-рой состоит в том, какие условия каждое исторически конкретное О. представляет для становления и развития Л. и в какой мере деятельность Л. сказывается на О., как увязываются интересы О. и л. В основе домарксистских социальных теорий лежит идея о неустранимости и вечности противоречия между О. и л., взгляд на них как на некие самостоятельные целостности. Так, в рабовладельческом О. наряду с теориями Платона и Аристотеля, обосновывавшими необходимость подчинения л. политичез скому целому - государству, существовали теории стоиков, скептиков, эпикурейцев, в к-рых власть государ1-ства рассматривалась как подавляющая, враждебная Л. сила. В феодаль^ ной формации жесткое закрепление положения, прав и обязанностей Л,; сословно-кастовой структурой О. находило свое отражение в безраздельно господствовавшей религиозной идеологии с ее апологией иерархичности! проповедью повиновения богу и т. п.: Возникновение капитализма уничтожает сращенность человека с общиной, сословием, кастой, цехом и формирует т. зр. отделившегося индивидам О. предстает перед ним как совокупность формально равных частных сов-ственников, к-рым оно должно обеспечить наилучшие возможности для проявления личных способностей и энергии. В 17 - 18 вв. усиленно разрабатываются теории общественного договора, согласно к-рым общественное и государственное устройство есть продукт договора индивидов и может быть преобразовано, если оно перестает служить благу людей, т. е. нарушает договор. Однако утверждение и развитие капитализма, особенно в эпоху империализма, показало, что освобождение Л. к-рое провозглашали его идеологи, оказалось на самом деле ее закабалением вещными отношениями, денежными связями, отношениями чистогана. Дегуманизация и обезличение человека охватывают здесь не только сферу труда, но и сферу умственной деятельности, обюрократившуюся сферу управления и даже сферу досуга и развлечений. Этот процесс находит свое отражение в буржуазной философии, неспособной вскрыть зависимость конфликта О. и л. от частнособственнических отношений, превращающей его в некое извечное, неустранимое метафизическое противад речие. Марксизм, показав, что развитие и смена формаций есть вместе о тем исторический процесс становления и развития человеческой Л.ь связал возникновение противоречия между О. и л. с существованием антагонистических общественных отношений, раскрыл конкретный характер его проявления и пути его неизбежного преодоления. Ликвидация антагонистических классов и исторически унаследованных форм разделения труда создает условия для формирования всесторонне развитых, творчески активных Л. Уже на стадии развитого социализма возрастают возможности для гармоничного сочетания общественных и личных интересов, когда, с одной стороны, О. все делает во имя человека и для его блага, а с др.- члены О. сознательно служат общественным интересам, повышая для этого свой профессиональный и общекультурный уровень, социальную ответственность, организованность и дисциплину, т. е. развивая себя как социально богатую Л.