Диалог реализма и номинализма в средневековой философии. Современное значение проблемы универсалей.
В средневековой философии проблема бытия ставилась и в виде проблемы универсалий.
Эта проблема сводится к вопросу: как существует общее (в смысле родового понятия: человек вообще, животное вообще и т.п.). В одном из комментариев к сочинениям Аристотеля проблема универсалий была сформулирована следующим образом: если роды и виды существуют самостоятельно, то телесны они или бестелесны; если же они существуют только в сознании, то находятся ли они в чувственных явлениях или обособлены от них?
В связи с названными вопросами сложились следующие направления:
1. реализм (от лат res – вещь) => универсалия существует как вещь. Общий смысл реализма заключается в том, что роды и виды существуют объективно и обладают реальностью вещей. В средневековой философии сложился реализм 2-х видов:
1) крайний реализм. Представитель – Гильом из Шампо. Позиция крайнего реализма: универсалия – это реальная вещь, которая в качестве неизменной сущности целиком содержится (заключается) в каждом единичном экземпляре своего рода.
Например: человечность одновременно и целиком присутствует и в Сократе, и в Платоне, т.к. и Сократ, и Платон принадлежат к роду «человек». Эта точка зрения породила парадоксы, нежелательные для церкви. В связи с этим сложился другой вид – умеренный реализм.
2) умеренный реализм. Представитель – Фома Аквинский. Позиция: универсалии существуют трояким образом: до вещей (в божественном разуме), в вещах (в единой совокупности вещей определённого класса), после вещей (в человеческом разуме). Противостоит реализму другое направление – номинализм.
2. номинализм (от лат. nomen – имя).
Общая позиция номинализма: реальны лишь единичные вещи.
1) крайний номинализм Представитель – Иоанн Росцелин. Позиция: универсалии – это имена, которые не имеют самостоятельного существования, их реальность – не более чем реальность звука при произнесении имени.
2) умеренный номинализм. Представитель – Уильям Оккам, хотя не все исследователи (учёные) относят взгляды Оккама к номинализму. Оккам разработал вариант номинализма – терминизм, согласно которому универсалия – это не определённая мысль, а предельно абстрактное понятие, которое является знаком многих вещей и замещает их собой, когда мы мысленно отвлекаемся от их индивидуальных различий. Универсалия – это термин, знак определённо мыслимой совокупности вещей.
3. концептуализм Представитель – Пьер Абеляр (1079 – 1142)
Абеляр отталкивается от крайнего номинализма, исходит из общей позиции номинализма (позиции Росцелина), что реально существуют только единичные вещи. По Абеляру, универсалии возникают благодаря мышлению, но при этом они имеют объективную основу в свойствах вещей, образующих определённый класс или род. Способность предметов составлять определённый класс, который может быть определён одним и тем же именем, или словом, Абеляр обозначил термином «статус», или «состояние».
Диалог реализма и номинализма в сред. Философии. Проблема универсалии.
Одна из особенностей средневековой философии проявилась в знаменитом споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877) и главным образом Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии существуют трояким образом: «до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, или форма и «после вещей», т.е. в человеческом разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса носит в истории философии название «умеренного реализма» в отличие от «крайнего реализма», согласно которому общее существует только вне вещей. Крайний реализм платоновского толка при всей своей, казалось бы, изначальной приспособленности к идеалистической схоластике не мог быть принят ортодоксальной церковью именно вследствие того, что материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.
Как и следовало ожидать, церковь приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, а номинализм Росцелина был осужден еще на Суассонском соборе в 1092 г.
Вопрос 69: Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Специфика юридического мировоззрения
Мировоззрение – это систематизированная совокупность взглядов, с помощью которой человек осмысливает мир в его единстве, а также своё положение в мире и своё отношение к миру.
Предпосылка мировоззрения- это самосознание, как групповое, так и индивидуальное.
Содержание мировоззрения –
1. знание о том, что такое мир как целое: в чем предназначение человека, смысл и цель его существования. В каких отношениях между человеком и миром могут быть реализованы цель и смысл его существования
2. ценностные ориентации 3. жизненные цели и идеалы 4. принципы деятельности (некоторые ученые).
Версия профессора Грибакина (о содержании мировоззрения):
В мировоззрение входит следующие элементы:
1)обобщённые знания 2)вера в широком смысле, не только и не столько религиозная вера 3)ценностные представления – оценки 4)концепция жизненного пути
Функции мировоззрения:
1. Сориентироваться в жизни. Функция объяснительная.
2. Устроиться в жизни. Функция жизненно-практическая.
Субъекты мировоззрения – это те, кто его формирует, творцы и носители мировоззрения
1. общество на определённом этапе его культурного развития. Именно в этом смысле мы говорим об исторических типах мировоззрения.
2. социальная группа (социальная общность). Например: национальное мировоззрение.
3. личность
Источники мировоззрения – это реальные жизненные проблемы, возникающие в жизни того или иного субъекта, которые будучи осознанны превращаются в вопросы.
1. Индивидуально-личностный источник, сводится к проблеме смысла жизни
2. Социально-групповой (пример: существует ли социальная справедливость? И как её определить?) 3. Внутринаучный - проблемы, связанные порождением науки и в целом НТП 4. Эстетический – эстетическая потребность это не только потребность в красоте, а потребность в гармоничных отношениях с миром и с самим собой. Пример : может ли красота уничтожить добро?
Формы мировоззрения, уровни: 1. мироощущение и мировосприятие – непосредственно эмоциональное осмысление человеком своего отношения к миру 2. миропонимание – на этом уровне возникает философствование как особая деятельность
Основной вопрос мировоззрения – это вопрос о взаимоотношениях части и целого.
Мировоззрение – система инвариантов духовной жизни человека
Юридическое мировоззрение
Юридическое мировоззрение – совокупность взглядов и оценок человеком права, правовых явлений, что составляет общее видение правовой сферы жизни.
Предпосылками его формирования являются те знания, которые юристы получают в институте, профессиональные навыки, опыт работы, а также собственные личностные ценности, нравственные нормы, убеждения, идеалы. Субъектами именно юридического мировоззрения могут быть студенты, получающие юридическое образование, юристы – профессионалы, люди, знающие юриспруденцию или имеющие о ней хоть какое-то представление. Среди функций юридического мировоззрения можно выделить как общие функции (присущие любому мировоззрению): объяснительная и жизненнопрактическая, так и присущие только юридическому мировоззрению, например, - для лучшей ориентации в специальности юриста. В юридическое мировоззрение человека входит понятие правосознание – понимание человеком права, отношение человека к праву, его значение для собственной жизни. Это является одним из главных составляющих юридического мировоззрения. Юридическое мировоззрение – это часть общего мировоззрения.