Философия Блаженного Августина 8 страница
«чувственная душа» (по Эпикуру душа состояла из особых огненных атомов).
Другие отличия от Эпикура в философии Гассенди
1. Признание существования Бога (Эпикур был атеист)
2. Бессмертие души (по Эпикуру душа после смерти распадалась на составляющие ее
атомы).
Джон Локк
Джон Локк яркий представитель сенсуализма. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в
ощущении» -- эти слова Локка становятся лозунгом сенсуалистов. Локк отвергает декартовские
врожденные идеи: душа ребенка — чистая доска (tabula rasa), на которую записывается
информация, поступающая из органов чувств.
Локк выдвигает концепцию вторичных (субъективных) и первичных (объективных) качеств
предметов (см. Локк).
Джордж Беркли
Джордж Беркли (1685-1753) – видоизменяет концепцию Локка о первичных и
вторичных качествах. Все свойства предметов объявляет вторичными. Вещей как таковых нет,
есть ощущения: «Существовать — значит быть воспринимаемым». Особенно сильно Беркли
(по совместительству еще и священник) нападет на понятие материи — «источник всяческого
безбожия». Материя не дается непосредственно ни в одном ощущении, это пустая выдумка
5 То же происходит в российском бизнесе: на смену «беспределу» (естественное состояние) приходит жизнь «по
понятиям» (результат договора).
философов, в которой нет никакой необходимости. У Беркли «джентльменский набор» сенсуалиста сенсуализм—номинализм—материализм заменятся сочетанием сенсуализм—номинализм—идеализм (субъективный).
Юм
Давид Юм (1711—1776) — шотландский философ — сенсуалист, субъективный идеалист. Субъективизм Юма более последователен, чем в берклианстве. Он отвергает объективное существование не только материи (материальной субстанции), но и духовной субстанции, все это фикции воображения. Существует ли внешний мир или нет, мы этого доказать не можем6, мы оперируем лишь ощущениями. Таким образом, Юм приходит к скептицизму, также как и Паскаль, но в отличие от него, со стороны сенсуализма.
Кондильяк
Кондильяк (1715—1780) французский философ, аббат, путался с просветителями, но одновременно изображал лояльность к властям, развил сенсуалистическую теорию познания. Близок к материализму.
Модель статуи
Кондильяк использует в качестве гносеологической модели статую, у которой в определенной последовательности «включаются» одно за другим чувства: обоняние, вкус, слух, зрение и, наконец, осязание. Пока существуют только первые четыре чувства, то в череде ощущений статуя не способна разглядеть вещи, существующие реально, и отличить их от внутренних модификаций сознания. Если у статуи, скажем, оставить одно обоняние, то в своем самосознании она будет себя воображать, запахом розы, жасмина и т. д., но никогда не свяжет их с внешним объектом, существующим помимо нее. Свое мироощущение она вполне может выразить берклианской формулой: «Существовать — значит быть воспринимаемым».
Из этого солипсизма7 статую выводит осязание — единственное чувство, способное образовать идею о внешних объектах. Оно дает ощущение собственного тела и ощущение отличных от нее тел. Осязание — учитель всех чувств. После появления осязания все наши ощущения начинают восприниматься как выражение качеств объектов, а не порождения сознания8.
Здесь есть еще один аспект: получая осязание, статуя превращается в существо деятельное, способное к активному преобразованию мира, так как осязание невозможно без движения.
6Напоминает известное высказывание известного персонажа известной комедии «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, науке это не известно»
7 Солипсизм (от лат. Solus –единственный, + ipse – сам) — крайняя форма субъективного идеализма, признающей единственной реальностью только своего «Я», отрицающей существование внешнего мира.
8 В этом веке были проведены опыты по созданию «шестого чувства». На спину слепых испытуемых помещали решетку из 20*20 вибраторов, соединенных с видеокамерой, закрепленной на голове. Камера управляла интенсивностью вибраций, так что на спине создавалось «изображение», построенное из осязательных (тактильных) стимулов. Примерно через 40 часов тренировки испытуемые сообщают, что изображение уже не связывается в их сознании со спиной, а интерпретируется как образ внешних предметов, находящихся в трехмерном пространстве. Субъективные ощущения, получаемые при этом, не воспринимаются ни как зрительные, ни как тактильные. Остается, однако, открытым вопрос, смогли бы испытуемые локализовать свои ощущения в трехмерном пространстве, если бы они не имели представление о мире трех измерений через осязательный опыт. Проверить это трудно как потому, что трудно найти человека, лишенного осязания, так и потому, что тактильные ощущения использовались в самом опыте. Так что пока эта проблема остается в сфере философских спекуляций. 80
Вопрос22 Возможная интерпретация концепции «сверхчеловека» Ницше
Сомнительно, чтобы во Вселенной можно было бы найти что-нибудь отвратительнее человеческого лица.
Фридрих Ницше
Фридрих Ницше (1844-1900)—немецкий философ-иррационалист, представитель волюнтаризма, один из основателей «философии жизни». Испытал сильное влияние Шопенгауэра. Воля у Ницше, как и у Шопенгауэра—основа жизни, иррациональное начало, это конкретная воля к власти Нет единой воли, есть множество воль.
Критика христианства Ницше
Почему Ницше называет христианство—религией рабов?
В своем сочинении «Антихрист» (Антихристианин) Ницше подвергает резкой критике христианство. Он исходит из предпосылки, что хорошо все то, «отчего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество» (в отличие от Шопенгауэра он вовсе не считает нужным подавлять эту волю). Плохо все то, что ведет к слабости: «Пусть гибнут слабые и уродливые—первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть». «Что вреднее порока?—Сострадать слабым и калекам—христианство».
Ницше осуждает христианство как религию слабых, униженных, рабов. Христианство--это месть больных людей, инстинкт направленный против здоровых. «Все хорошо уродившееся, гордое, озорное и прекрасное вызывает у них боль и резь в глазах».
Сравнение с буддизмом
«Главное различие между этими религиями таково: буддизм не обещает, а держит слово, христианство обещает все, а слово не держит». Буддизм провозглашает не «борьбу с грехом», а «борьбу со страданием», «учение Будды вменяет эгоизм в обязанность: вся духовная диета определяется и регулируется одним—как отрешиться от страдания».
Христианство, по Ницше напротив, заставляет страдать, болеть, ослабляет.
За что, по мнению Ницше, умер Христос?
«Святой анархист, призывавший к протесту против господствующего порядка подлый люд, отверженных и «грешников, этот анархист с его речами ... был политическим преступником. Это и привело его на крест... Он умер по своей вине,-- и нет оснований полагать, как это часто утверждают, будто он умер, чтобы искупить вину других».
Доказывает ли мученичество истинность идеалов?
Одно из великих заблуждений человечества, считает Ницше, это то, что истинность идей доказывается мученичеством и жертвами. «Умозаключение всех идиотов, включая женщин и простонародье: если кто-то идет на смерть ради своего дела, значит, в этом деле что-то да есть... Мученики нанесли вред истине».
«Еще и сегодня женщины склоняются перед заблуждением—им сказали, что некто умер за них на кресте. Разве крест—аргумент?»
Концепция сверхчеловека
Наиболее важным в философии Ницше является учение о Сверхчеловеке. Впервые он появляется в книге «Так говорил Заратустра1»: «Человек—это канат протянутый между животными и Сверхчеловеком... Величие человека лишь то, что он мост, а не цель.»
1 Заратустра (Зороастр) – основатель древнеиранской религии зороастризма (7 век до нашей эры) 81
Преодолеть в себе человека и послужить переходом к сверхчеловеку, может только избранное меньшинство. «Низшие» -- только средство для возвышения аристократов. В своей критике христианства Ницше в первую очередь показывает свое презрение к толпе, пытающейся уничтожить элиту.
Главное свойство человека—способность к «переоценке ценностей». Те принципы по которым живет современное общество неприемлемы. Надо возвысится над моралью, стать «по ту сторону добра и зла».
Вообще, концепция сверхчеловека у Ницше, открывает большой простор для толкований, и воспринимается неоднозначно. Основные интерпретации две: фашистская и личностно-гуманистическая.
Фашистская Презрение к слабым, проповедуемое Ницше, оказалось очень привлекательным для идеологов фашизма, истолковавших по-своему идеи Ницше и объявивших войну «слабым», для торжества «высших»-- арийской расы. Сверхчеловек—это сильная личность, освободившая себя от всех моральных норм.
Личностно—гуманистическая Довольно трудно понять, как отправной точкой для гуманистической интерпретации могут служить взгляды Ницше на человека (вполне выраженные в эпиграфе), но все же попробуем.
Понятие Сверхчеловека у Ницше не совсем тождественно его представлению о сильной личности, «герое», «человеке высшего ранга». Во всех этих представителях рода человеческого можно лишь угадать отдельные черты человека будущего. Высокий человек—еще не сверхчеловек. Сверхчеловек—это надежда Ницше. Это романтическая идея о человеке будущего, преодолевшего ограничения буржуазной морали. «Наша суть—создать более высокое существо, чем мы сами, создать за пределами самого себя! Так же, как всякое желание предполагает цель, так же и человек предполагает существо, которого нет, но которое составляет цель его существования».
Дополнения
«Вечное возвращение»
Поступательное развитие человечества Ницше считает иллюзией. Конечной цели мира нет. А так как время бесконечно, то все, что происходило раньше, повторится позже.
Основные направления в онтологии
Онтология (от греч. бытие)— учение о бытии. Раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущности.
Основной вопрос философии (об отношении сознания к бытию) предполагает два основных вида решений: материализм и идеализм.
Материализм – первично бытие, оно объективно. Сознание дух – свойство материи, субъективно. Материя никем не сотворена, существует вечно. Пространство, время, движение — объективно существующие формы материи. Мышление неотделимо от материи.
1. Наивный (стихийный) материализм – древнегреческие натуралисты (Фалес, Гераклит, атомисты и др.). Ищут основу сущего (Элемент, «архэ»)
2. Механистический материализм — выдвигал на первый план механические формы движения (Галилей, Бэкон, Локк, Ньютон, фр. материалисты).
3. Вульгарный материализм – отрицает специфику сознания, сводят его к веществу. Содержание сознания определяется химическим составом продуктов питания. Фохт (19 век, Германия): «Мозг производит мысль также как печень-- желчь».
4. Естественнонаучный материализм -- бессознательное убеждение большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира.
5. Диалектический материализм — марксизм. Диалектика—учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества, мышления. Сознание—свойство высокоорганизованной материи.
Идеализм – сознание, мышление вторично, материя, природа—вторична.
1. Объективный идеализм—признание духовного начала вне и независимо от сознания (зачатки у Пифагора, Платон, Гегель).
2. Субъективный—нет реальности вне сознания (Беркли, Юм). Солипсизм—крайняя форма субъективного идеализма—несомненной реальностью признается только мыслящий субъект. Солипсизм в чистом виде—редкость.
Дуализм — промежуточное решение. Признание независимости двух субстанций мыслящей и материальной («протяженной») – Декарт.
Идеалисты (Пифагор, )
По количеству субстанций
1. Монисты – одна субстанция (либо материальная либо духовная). Примеры: Фалес (Вода), теоцентризм — Бог, Спиноза—Субстанция (безличный Бог), материалисты—материя
2. Дуалисты – Декарт (духовная/материальная), Атомисты: бытие (атомы)/небытие (пустота).
3. Плюралисты—Эмпедокл (четыре стихии), атомисты (множество атомов—материалистический плюрализм), Лейбниц (множество монад—идеалистический плюрализм).
Онтология дискретности и континуальности
1. Мир состоит из неделимых частиц (Демокрит, Ньютон)
2.Мир континуален — делим до бесконечности. Пустоты нет (Аристотель, Декарт).
Замечание Физику Декарта называют корпускулярной, но это ловушка. У Декарта корпускулы — сгустки материи, а не неделимые атомы.
Онтология человека
1. Человек – природное существо (вся философия античности, материалисты)
2. Человек—существо неприродное, он чужой в этом мире (иррационалисты, Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Экзистенциалисты.)
Пифагор и пифагореизм
Пифагорейцы, одна из крупнейших школ античной философии возникла в конце 6 века до н. э. и просуществовала до второй половины 4 века до н. э. Сочинений самих пифагорейцев почти не осталось и единственная информация о них—из сочинений Аристотеля и других вторичных источников. Основоположником школы являлся легендарный Пифагор (584—500 г н. э.). После 34 лет странствий в Египте, Вавилоне и, может быть даже в Индии, поселился в Южной Италии в городе Кротон, где и основал свою школу. Другие сведения о личности Пифагора еще более ненадежны. Его будто бы видели в двух городах одновременно, у него было золотое бедро, его человеческим голосом приветствовала река Кас и пр. и пр.
Учение Пифагора
В основе всего сущего — число. «Число—самое мудрое». Пифагорейское учение было первой попыткой количественного постижения мира. В отличие от других мыслителей, также занимавшихся математикой (Фалес, Анаксимен) Пифагор идет дальше решения геометрических задач, он начинает изучать соотношения между самими числами. Возможность мысленной манипуляции такими абстрактными объектами привели его к пониманию чисел как самостоятельно существующих объектов. Более того, числа были провозглашены первоосновой всех вещей.
Гармония понимается Пифагором как соотношение между числами. Эти взгляды имели эмпирическую основу. Пифагор однажды проходил мимо кузницы и обратил внимание на то, что звуки большого и малого молотов сливаются в одно гармоническое звучание. Он измерил массы обоих молотов и установил, что один ровно в два раза тяжелее другого (с точки знания физики это означает, что собственная частота первого была в два раза меньше). Дальнейшие его опыты показали, что гармоническое звучание образуется тогда, когда характеристики звучащих предметов (масса молота, длина струны) относятся друг к другу как малые целые числа: ½ (октава), 2/3 (квинта) ¾ (кварта) и др.
Душа, по Пифагору, есть гармония, а поскольку гармония – отношение чисел, то и душа в конечном итоге — числовое отношение.
По некоторым данным именно Пифагор стал связывать 5 физических элементов с правильными многогранниками: землю—с кубом, огонь—с тетраэдром, воздух—с октаэдром, воду—с икосаэдром, эфир—с додекаэдром.
Пифагор предложил геоцентрическую систему мира. Каждая планета, двигаясь вокруг Земли, производит звук на своей частоте (Луна высокий и пронзительный, Сатурн — самый низкий). Совместно эти звуки образуют гармоническую мелодию — «музыку небесных сфер». Впрочем, никто кроме Пифагора, обладавшего, видимо, очень тонким слухом, эту музыку не слышал.
Пифагору принадлежит знаменитая формулировка соотношения между сторонами прямоугольного треугольника, а также открытие иррациональных (несоизмеримых) чисел. Но концепция иррациональных чисел не представимых в виде отношения целых чисел подрывала его положение о единице как основе всего существующего. Поэтому последнее открытие Пифагор держал втайне даже от части членов своего союза – послушников (см. далее). Один из пифагорейцев, Гиппас, составивший оппозицию Пифагору внутри самой школы выдал тайну существования несоизмеримости «недостойным» послушникам, за что был изгнан из союза и вскоре плохо кончил.
Пифагору также приписывают конструирование самого слова «философия» (любомудрие) от фило—любить, софия—мудрость.
Наконец, пифагорейцы верили в переселение душ – метемпсихоз. Пифагор помнил все свои предыдущие жизни, в одной из которых он был сыном бога Гермеса.
Пифагорейский союз
Школа Пифагора — пифагорейский союз была закрытой корпорацией ученых. В союз принимались люди обоего пола (но не рабы) после многолетнего испытания умственных и нравственных качеств. Пифагорейцы жили совместно, ели за одним столом, 84
имущество обобществлялось. В союзе были две ступени: послушники («акусматики» сравни со словом «акустика») и ученые («математики»). Первые усваивали знания догматически (принимали на веру), вторые занимались более сложными вопросами, которые преподавались с обоснованием. Учение было тайное, только для посвященных – членов союза. Пифагорейский союз активно вмешивался в политику, ряд его членов были главами в южноиталийских полисах. Кончилось это печально, уже в первой половине 5 века до н. э. пифагорейцы были разгромлены политическими противниками. Но еще сто лет последователи Пифагора, рассеянные по греческим городам и колониям, оказывали сильное влияние на развитие философии.
Образ жизни пифагорейцев
Образ жизни членов союза основывался на представлении о космосе как об упорядоченном и симметричном целом. Красота космоса доступна лишь тем, кто ведет правильный образ жизни.
Вставали пифагорейцы до восхода солнца и шли встречать восход на берег моря. Днем трудились, занимались гимнастикой, науками. Вечером совместное купание, ужин, возлияния богам. Потом общее чтение. Перед сном каждый пифагореец должен был дать себе отчет в прошедшем дне: «и нельзя было принять очами спокойными сна, пока трижды не продумаешь прошедший день: как я прожил? Что я сделал? Какой долг остался невыполненным».
Иерархия ценностей у пифагорейцев:
1. Прекрасное и благопристойное (занятие наукой, например)
2. Выгодное и полезное
3. Приятное
В основе этике пифагорейцев учение о «надлежащем». Надлежащее – это победа над страстями, подчинение старшим, культ дружбы и товарищества, почитание Пифагора.
Пифагорейцы уделяли большое внимание медицине, мнемоническим упражнениям (по улучшению памяти), проблеме деторождения и пр.
Дополнения
Пифагорейская школа знаменита не только своим основателем. После политического разгрома пифагорейского союза философская и научная деятельность пифагорейцев не только не прервалась, но и достигла своих вершин. Вот некоторые из пифагорейцев:
Филолай (5 век до н. э.) — развил учение о числах. В его философии единица была арифметическим аналогом точки, двойка—линии, число три — плоскости, четыре — тетраэдра – прообраза всех объемных тел. Сумма этих чисел — число 10 (декада) – полагалась идеальным космическим числом, включающим в себя все 4 формы существования пространственно-телесного мира(1,2,3,4).
Филолаем была предложена своя, не геоцентрическая система мира. В центре помещался Центральный Огонь, Земля, Солнце и все планеты движутся вокруг него. Солнце лишь отражает свет Огня, а сам Огонь не виден, потому что его заслоняет Противоземля (Антихтон). Противоземля была введена, для того чтобы подогнать число небесных объектов все к той же декаде: 1. вся совокупность звезд 2-6 планеты 7- Солнце 8-Луна 9- Земля 10- Противоземля.
Алкмеон—медик, основатель анатомии. Обнаружив нервные волокна, соединяющие глаза с мозгом, впервые сделал предположение о том, что мозг—орган мышления. Мысль эта совсем нетривиальная, так как, по мнению многих древних народов, мыслительные функции сосредоточены в сердце, по мнению древних евреев — в почках и кишечнике. Если бы был такой народ «древние американцы», то … а, впрочем, вы и сами догадываетесь, где у них рождались бы мысли.
Поликтет – скульптор. Нашел идеальные пропорции человеческого тела (нет, не 90:60:90). Слепил соответствующую статую – «канон».
Философия Платона
Платон (427-347 до н.э.) — величайший из древнегреческих философов. Построил первую систему объективного идеализма. Подлинное имя Платона — Аристокл, прозвище «платон» (широкий) получил из-за своей широкоплечей фигуры. Ученик Сократа. Тяжело переживал смерть учителя. После долгих странствий возвратился в Афины и основал свою школу — «Академию» (от названия рощи, посвященной греческому герою Академу). Члены школы стали называться академиками. Академия оказалась на редкость долгоживущим образованием и просуществовала 915 лет. Почти все свои сочинения Платон писал в виде диалогов, в большинстве которых участником был Сократ.
Система объективного идеализма Платона
Учение Платона — система объективного идеализма. Объективный идеализм провозглашает, что мышление и идеи существуют объективно, независимо от человеческого сознания. Они первичны по отношению к природе.
Зачатки платоновского идеализма можно найти уже в логосе Гераклита, числах Пифагора, в бытие-мышлении элеатов, в Нусе Анаксагора. Но в осознанном виде идеализм появляется только у Платона. Он же первый понял, что история философии может быть представлена как борьба в основном двух лагерей — материалистов и идеалистов (Платон этими терминами еще не пользуется, они были введены много позднее).
Мир идей и мир вещей. Пещера Платона
Чувственному видимому миру Платон противопоставляет мир идей ( от. греч. Эйдос -- идол, образ). Идеи — это бестелесные умопостигаемые сущности. Идеальный мир находится вне пространства, он вечен и неизменен. Платон аллегорически изображает наш мир в виде пещеры, в которую проникает скудный свет. Люди, пленники пещеры, видят на ее стене тени — бледные изображения предметов, находящихся вне пещеры1. Слабый источник света в пещере — это наше солнце. Видимая нами реальность — всего лишь проекция на стене, а реальный мир вне пещеры — мир идей, несравненно прекраснее, чем его бледная копия. Человек, вырвавшийся за пределы пещеры и увидевший действительный мир — философ идеалист.
Итак, вещи у Платона вторичны. Каждая конкретная вещь есть лишь копия, сделанная по образцу — идее. Все явления и предметы нашего мира временны, преходящи, лишь идеи неподвижны и вечны, а потому именно они есть подлинное бытие.
1 Схема, описанная Платоном, мне сильно напоминает камеру обскуру с сидящими в ней людьми. Однако, история науки утверждает, что камеры были изобретены значительно позднее. Но кто знает… 86
Иерархия идей
Идеи не просто существуют, они находятся в отношении подчинения друг другу. Так идея кошки и идея собаки подчинены более общей идее четвероного. Чем выше по рангу идея, тем она более абстрактна. Но никакой законченной пирамиды идей Платон не приводит: мир слишком сложен и многообразен, чтобы его так разложить по полочкам2.
Этический характер идеализма Платона
Платоновский идеализм — этический. Идеальный мир противостоит обыденному не только как абстракция к конкретному, сущность — явлению, оригинал—копии, но и как благое — злому. Неслучайно идеей всех идей, стоящей во главе иерархии, является идея Блага, гармонии, красоты. (Возможно, не последнюю роль сыграла здесь личная драма Платона: не найдя гармонии в нашем мире, в котором его учителю, Сократу, чтобы сохранить верность своим принципам не осталось ничего другого как добровольно пойти на смерть, Платон обратился к потустороннему миру идей).
Первоначала космоса
Первоначалами космоса являются: Бог – демиург (устроитель), мир идей — подлинное бытие, hyle — материя3 сама по себе (небытие). Наш чувственно воспринимаемый мир был сотворен Демиургом из пассивной, бесформенной материи по готовым образцам — идеям. Материя может принимать любую форму именно потому, что она бесформенна, неопределенна, она есть только возможность, а не действительность. Понимаемую таким образом материю Платон отождествляет с пространством, которое есть возможность любых геометрических фигур.
Космос — овеществление Бога в материи — живое существо, наделенное душей и умом. Низшие боги, сотворенные Демиургом из огня -- это планеты. К греческим богам Платон относится уклончиво: «Приходится в них верить, чтобы не ослушаться закона».
Бог не только ремесленник, делающий по шаблонам-идеям вещи нашего мира. Он способен творить и идеи.
Гносеология Платона
По Платону единственным предметом подлинного знания является мир идей. О нашем материальном мире никакого достоверного знания быть не может – он слишком изменчив.
Платон придерживался рационалистического направления в гносеологии. Знание, по Платону, может лишь быть априорным, доопытным. Душа содержит знания в себе
2 Интересно, что эта концепция Платона с успехом применяется людьми при конструировании виртуальной реальности. Все конкретные окна, используемые в программах, являются потомками одного абстрактного окна. А вся совокупность объектов, которых мы видим на экранах компьютеров, не только окна, но и всякие там кнопочки, ползунки, меню и прочие примочки, восходят к одному суперабстрактному Объекту. Так что мысль Платона, что идея абстрактной кошки, абстрактного стола существуют сами по себе не так уж глупа.
3 «Материя» -- латинские слово. Греки пользовались термином «гиле» (hyle), который будет встречаться в словах «гилозоизм» (Джордано Бруно), «гилосенсизм» (Дидро) и «гилеморфизм» (Аристотель). 87
самой, не черпая их из опыта. Процесс познания — это лишь припоминание («анамнезис», сравни медицинский анамнез—история болезни) той информации, которой располагала душа, находясь в мире идей, до вселения в телесную оболочку. Чувственные явления—лишь повод для припоминания: если человек видит красивый предмет он вспоминает идею красоты, если видит прямоугольный треугольник, то особенно одаренный может вспомнить теорему Пифагора (по крайней мере, так происходит в одном из диалогов Платона, где юноша, никогда не изучавший геометрию, руководствуясь наводящими вопросами Сократа, «вспоминает» теорему Пифагора).
Наиболее близкими к достоверному знанию являются такие абстрактные науки и искусства как математика, астрономия, музыка. Эмпирическое знание, на которое опирается физика, является мнимым, иллюзорным. Искусство (кроме абстрактной музыки) Платон оценивает весьма низко: это подражание материальному миру, то есть подражание подражанию.
Дополнения
Физика Платона
Так как физика изучает лишь кажущийся, чувственно воспринимаемый мир, то в понимании Платона это не самая важная наука. Но некоторое внимание материальному миру он все же уделяет.
Материя существует в виде четырех стихий: огня, воды, земли и воздуха. Есть еще пятая сущность «квинтэссенция», это эфир, но он разлит в межпланетном пространстве, на Земле его нет. Подобно пифагорейцам, он сопоставляет каждой стихии правильный многогранник: земле — куб, огню — тетраэдр, воздуху — октаэдр, воде — икосаэдр, эфиру — додекаэдр.
Физика Платона подчинена телеологии – учению о цели (не путать с теологией—богословием). Ничего не происходит просто так, во всем есть смысл. Камень ли падает на землю, движутся ли тела — это все происходит не случайно, а подчинено высшей цели.
Психология Платона
Гораздо более важным, чем физика представляется Платону наука о душах – психология. Душа бессмертна и потому родственна высшему миру идей. Тело же смертно, так как связано с нашим материальным миром.
В психологии Платона действует своего рода закон сохранения душ. Каждая душа связана со своей звездой. Это значит, что душ много, но число их конечно. Души вновь не творятся, но и не исчезают. А это значит, что душа умершего человека рано или поздно возвратится на землю, вселившись в какого-нибудь младенца. Платон, также как и Пифагор верит в переселение душ — метемпсихоз. 88
Существует три части одной души — высшая, разумная, находящаяся в голове, средняя — эмоциональная, находящаяся в груди, и низшая — чувственная, в брюшной полости. Диафрагма служит для того, чтобы отделять среднюю и высшую части от низшей.
Платонова теория государства
Платон разработал теорию идеального государства. Идеальное государство возникает как общество из трех социальных групп, соответствующим трем частям души Платона. Первая группа людей, у которых преобладает высшая часть души — правители-философы, вторая группа — воины (стражи), у них главной является благородная средняя часть души, у третьего сословия — крестьян и ремесленников, преобладает низшая, чувственная часть.
Трем основным сословиям соответствуют три из четырех основных добродетелей. Мудрость присуща правителям, мужество – воинам, умеренность — добродетель народа. Четвертая добродетель — справедливость, присуща всему государству в целом.
Государство Платона характеризуют обычно как казарменный социализм: ни правители, ни воины не могут иметь частной собственности. Семья упраздняется. Все жены и дети общие. В государстве Платона ярко выражен принцип господства всеобщего над индивидуальным: ни один человек в его государстве не счастлив, но этого и не требуется: главное — это благополучие всего организма — государства в целом.
С позиций своего учения Платон дает сравнительную оценку существующих форм правления: тираниядемократияолигархиятимократияияаристократ→→→→
Ближе всего к идеальному государству стоит аристократическая республика — власть лучших, она является единственной приемлемой из ныне существующих форм правления. Все остальные государственные формы упадочные. Лучшая из них — тимократия — власть военной верхушки. Следующая, стоящее существенно ниже, форма правления — олигархия — власть нескольких личностей, разбогатевших на торговле, ростовщичестве. Но главным предметом раздражения Платона является демократия — «безумство большинства». Толпа очень мало разбирается в государственном управлении, зато ее сознанием легко манипулируют демагоги (в переводе «вожди народа»), те кто умеет хорошо говорить на народных собраниях (заметим, что тогда еще не было ни одного из современных СМИ). Платон рисует образ типичного демократа: «разбогатевший купец, лысый и приземистый, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрел новый плащ, и собирается жениться на дочери своего господина, пользуясь его бедностью и беспомощностью». Демократия легко вырождается