Который был разработан в 1997 году.

Этические основы сестринского дела

На сестру возложены 4 основные обязанности: сохранять здоровье, предотвращать заболевания, восстанавливать здоровье и облегчать страдания.

Потребность в работе сестры универсальна. Сестринское дело подразумевает уважение к жизни, достоинству и правам челове­ка. Оно не имеет ограничений по национальным и расовым признакам, по признаку вероисповедания, цвета кожи, возраста, пола, политического или социального положения.

Сестры оказывают медицинскую помощь лицам, семьям и об­ществу, координируют свою деятельность с работой других групп.

Сестра и пациенты

Основную ответственность сестра несет перед теми, кто нуж­дается в ее помощи.

Оказывая помощь, сестра старается создать атмосферу ува­жительного отношения к этическим ценностям, обычаям и духов­ным убеждениям пациента.

Сестра хранит полученную конфиденциальную личную ин­формацию и делится ею с большой осторожностью.

Сестра и практика

На сестре лежит личная ответственность за осуществление сестринского дела на практике и за постоянное повышение квали­фикации.

Сестра старается выполнять работу на самом высоком уров­не, возможном в данной ситуации.

Сестра принимает взвешенные решения о личной компетен­ции, давая и беря на себя поручения.

Выполняя профессиональные обязанности, сестра должна по­стоянно вести себя так, чтобы не подорвать доверие к профессии.

Сестра и общество

Сестра, как и другие граждане, несет ответственность за осу­ществление и поддержку мер, направленных на удовлетворение общественных запросов в области здравоохранения.

Сестра и сотрудники

Сестра поддерживает отношения сотрудничества с другими медсестрами и с теми, с кем ей приходится работать.

Сестра принимает необходимые меры для безопасности паци­ента, если его состоянию угрожает опасность со стороны сотруд­ников или других людей.

Сестра и ее профессия

Сестра играет главную роль в определении и воплощении желательных стандартов сестринской практики и специального образования.

Сестра принимает активное участие в развитии профессио­нальных знаний.

Сестра, работая в профессиональной организации, участвует в разработке и обеспечении справедливых социальных и экономи­ческих условий работы.

Также надо соблюдать сестринскую деонтологию (повтор темы: «Этика и деонтология»).

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

1. Уровни общения;

2. Элементы эффективного общения;

3. Типы общения;

4. Открытые и закрытые вопросы;

5. Приемы, необходимые для эффектив­ного общения;

6. Каналы невербального общения;

7. Приемы, необходимые для эффективно­го невербального общения;

8. Зоны комфорта;

9. Уверенная манера общения;

10. Социальная поддержка;

Значение психотерапевтического воздействия хорошо известно, — его ценность превосходит иногда все другие методы лечения.

Поэто­му общение — одно из важных умений, необходимых для эффектив­ной деятельности сестры. Навыки общения необходимы ей для вза­имодействия с пациентом, его семьей, врачами и другими специа­листами, участвующими в лечебном процессе.

Доверие к сестре у пациента и его семьи возникает только в том случае, если он владеет навыками эффективного общения.

Общение – это передача информации от отправителя к получателю. Контакт между людьми, обмен информацией.

Невербальное общение – Общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов.

Вербальное общение – процесс передачи информации при общении от одной личности другой.

Одно из определений общения — «...Все способы поведения, ко­торые человек использует сознательно или бессознательно для воздей­ствия на другого не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов» (Руэш, 1972).

Можно выделить три уровня общения:

Внутриличностное — мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавли­ваясь к общению с кем-либо. Примером личностного общения сестры может быть напоминание себе: «Нужно проверить капельницу у Н». Но она не произносит это вслух.

Межличностное — общение между двумя или более людьми. Сестра, например, обменивается мыслями, идеями, решениями, опытом со своими коллегами.

Общественное — общение одного человека с большой аудиторией.

Следует тщательно готовиться к межличностному и общественному общению. Правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми.

Исследователи, изучая поведение человека, сделали много интерес­ных открытий как в области речевого (вербального), так и в области невербального общения: мимики и жестов, письменного общения.

ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ

Многие из нас имеют опыт неэффективного общественного и межличностного общения. Для того чтобы исправить это положение, общение не должно ограничиваться только передачей информации. Эффективное общение состоит из пяти элементов:

отправитель— тот, кто передает информацию;

сообщение — посылаемая информация;

канал — форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод: мимика, жесты, поза, письменная речь);

получатель — кому посылается сообщение;

подтверждение — способ, с помощью которого уведомляют отпра­вителя, что сообщение получено (доставка).

КАНАЛЫ ОБЩЕНИЯ

1. Устная речь — получатель слышит ее;

2. Неречевое сообщение — мимика, жесты, позы и какие-то действия, которые получатель видит;

3.Письменное сообщение — слова или символы, которые получатель может, прочитает.

В некоторых случаях используют несколько каналов общения (на­пример, устная речь, а затем письменное сообщение или устная речь, мимика, жесты и поза одновременно).

Вопросы, которые задают отправитель и получатель сообщения, могут сделать устный канал общения как эффективным, так и неэф­фективным.

Задавая «правильные» вопросы, люди делают общение более эф­фективным. Вопросы могут быть закрытые (общие), на которые в ответ можно услышать односложное «Да» или «Нет», и открытые (специаль­ные), на которые можно получить более или менее подробный ответ.

Закрытые вопросы начинаются со слов: «Вы можете?..», «Вы хо­тите?..», «Вам нужно?..», «У Вас есть?..», «Вы думаете, что?..».

Открытые вопросы начинаются со слов: «Скажите мне?..», «По­кажите мне?..», «Что?..», «Где?..», «Когда?..», «Почему?..», «Как?..», «Вы расстроены, потому что?..», «Расскажите мне….?».

Неправильно заданный вопрос может сделать общение неэффектив­ным. Так, обучая пациента (или его родственников) каким-то не­обходимым навыкам и задавая в процессе обучения вопрос: «Вы поняли меня?», можно получить ответ: «Да», в то время как в действительности человек просто не хочет признаться в том, что он не все понял. В то же время, если сказать человеку: «Я хотела бы убедиться, что вы меня правильно поняли», можно получить подтверждение полученного сооб­щения и таким образом сделать общение эффективным.

Довольно часто даже при наличии всех пяти элементов общения люди плохо понимают друг друга. Причины подобного непонимания различны:

—сообщение передано или невнятно, или очень быстро, или очень тихо;

—неправильно выбран канал передачи сообщения (например, че­ловек плохо слышит или не может прочитать письменное сообщение), отправитель не получил подтверждение о получении и понимании сообщения.

Вербальное общение предполагает два важных элемента: что вы говорите и как вы говорите. Оно должно быть ясным и кратким. Вербальное общение может быть эффективным, если:

—говорить медленно, с хорошим произношением, простыми ко­роткими фразами;

—не злоупотреблять специальной терминологией. Если терминология окажется для пациента непонятной и он постесняется обратиться за разъяснением, общение окажется неэффективным;

—выбирать скорость и темп речи при общении с конкретным пациентом. Если сестра говорит слишком медленно, то пациент может подумать, что она недооценивает его возможности воспринимать ин­формацию. Если сестра говорит стишком быстро, пациент может подумать, что она торопится, и он не захочет дальше слушать;

—правильно выбирать время для общения: тот, кому адресована информация сестры, должен иметь желание и интерес к беседе. Лучшее время для общения то, когда пациент сам задает вопросы о своем состоянии, плане ухода, сестринских вмешательствах и т. д.;

—не начинать беседу сразу после информации врача о неблагоп­риятном исходе или неизлечимом заболевании;

—следить за интонацией своего голоса, убедиться, что она соответ­ствует тому, что вы собираетесь сказать. Неприятный случай, который произошел с вами накануне, может отразиться на беседе с пациентом. Тон может выражать энтузиазм, заботу, безразличие и даже раздраже­ние. Страх, гнев, печаль также выражаются интонацией;

- выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы вас слышали, но не кричать;

—убедиться в том, что вас поняли, задавая человеку открытые, а не закрытые вопросы. Следует задать вопрос: «Как Вы будете гото­виться к обследованию?», но не «Вы поняли, как готовиться к обсле­дованию?». Пациент может и на второй (закрытый) вопрос тоже сказать «Да», если даже не понял сообщения;

—юмор тоже способствует эффективному вербальному общению, но он должен использоваться с осторожностью, особенно при мани­пуляциях, связанных с личной гигиеной пациента. При уходе за ним сестры могут рассказывать смешные случаи и использовать игру слов, чтобы вызвать улыбку у пациента. Некоторые зарубежные исследова­тели отмечают, что юмор помогает успокоить и снять напряжение и боль, обеспечивает эмоциональную поддержку и смягчает воспри­ятие болезни.

Письменное (невербальное) общение является исключительно важ­ным для сестры. Оно может быть эффективным, если учесть следу­ющие рекомендации:

—пишите аккуратно (если у вас плохой почерк, пишите печатными буквами);

—выбирайте правильный размер и цвет букв (человеку со слабым зрением пишите черной или синей ручкой печатными буквами на белой бумаге);

—убедитесь, включена ли в записку вся необходимая информация;

—пишите грамотно. Ошибки подрывают авторитет сестры;

—выбирайте понятные и простые слова;

—обязательно подписывайте ваше сообщение. Эффективность письменного общения зависит от многих факторов:

1.Умеет ли человек читать;

2.Понимает ли написанное;

3.Видит ли написанное;

4.Знает ли язык, на котором написано сообщение.

В связи с этим для эффективного письменного общения следует придерживаться следующих правил:

5.Человеку, не умеющему читать, рисуйте картинки;

6.Будьте точны, вызывая на прием к врачу (время, утро, вечер);

—будьте внимательны (проверяйте, включили ли вы всю необхо­димую информацию).

Бессловесное (невербальное) общение осуществляется и с помощью символов, жестов, мимики, поз, прикосновения.

Как правило, люди в меньшей степени способны сознательно конт­ролировать этот канал невербального общения. Изучением его зани­мается новая наука - кинетика. Исследователи кинетики доказали, что устную речь контролировать легче, чем язык мимики и жестов.

Многие люди осознают, что их мимика сообщает совсем не то, что они говорят. Например, открыв дверь квартиры своему знакомому, человек может сказать: «Прошу Вас, заходите. Я рад Вас видеть», тогда как выражение его лица говорит: «Я занят. Хорошо, если бы Вы не зашли». Поэтому этот канал невербального общения более досто­верно выражает чувства и подразумеваемый смысл.

—Иногда все тело человека участвует в передаче сообщения. Поход­ка человека — это тоже способ передачи сообщения и самовыражения. Например, человек смело и уверенно входящий в комнату, демонстри­рует либо свое благополучие, либо чувство гнева. Медленно входящий в комнату демонстрирует сдержанность, страх или тревогу. В данных примерах для того, чтобы правильно понять сообщение, необходима дополнительная информация. Следует учесть, что сестре часто приходится ухаживать за пациентами, неспособными использовать устную речь как канал общения. Поэтому навык невербального общения сестре необходим.

Когда вы смотрите на человека, то получаете много информации по выражению его лица, по мимике, жестам. Например, при разговоре сестра видит, что пациентка сложила руки и тесно прижала их к груди. Это может означать, что она очень волнуется или расстроена. Получая сообщение невербальным способом, сестра должна быть уверена, что поняла его правильно.

Мимика человека является очень богатым источником информа­ции об эмоциональном состоянии. С помощью мимики можно пере­дать состояния: удовольствие — радость, интерес — ажиотаж, гнев — ярость, пренебрежение — презрение, удивление — испуг, стыд — робость — унижение, страх — ужас, счастье — печаль.

Психологи считают, что лицо человека — «это своеобразный центр приема и передачи социальных сигналов». Общеизвестно, что мими­ка придает человеку индивидуальный имидж. Как отмечают многие, самое выразительное в лице — глаза. Об этом свидетельствуют и многие поговорки и фразы: «читать душу по глазам», «сверкать глазами», «есть глазами», «недобрый взгляд», «прятать глаза» и т. д. Взгляд человека дополняет то, что недосказано словами и жестами, и часто именно взгляд придает подлинное значение произнесенной фразе. Выразительный взгляд способен передать смысл не только сказанного, но и недосказанного или невысказанного. В некоторых случаях взглядом можно сказать больше, чем словами. Поэтому взгляд «глаза в глаза» — всегда важнейший канал невербального общения. «Взгляд запускает и поддерживает общение на всех его этапах; зна­чимость его особенно возрастает при доверительном общении «глаза в глаза». ...В глазах другого всегда открывается тайна непостижимого, связанного... с тайной живой души другого».

Лицо часто достаточно долго сохраняет устойчивое выражение (печальное, безразличное, злое, доброе и т. п.). Причем «центром», позволяющим собеседнику определить выражение лица, являются глаза. По данным исследований, более 50% времени общения собе­седники смотрят в глаза друг другу.

В языке жестов большую роль играют руки, причем не только, когда говорящий показывает руками форму обсуждаемого предмета, указы­вает направление или комментирует какое-либо событие. Руки пере­дают и эмоциональное состояние. Так, беспокойство может проявлять­ся непрерывным движением рук, «заламыванием пальцев» и т. д.

Одним из важных аспектов невербального общения являет­ся внешний вид сестры. Если она одета профессионально, пациент будет больше доверять ей. Естественно, в разных странах в зависимости от уровня экологического развития, культуры, религии у общества складываются определенные ожидания и требования как к сестринско­му делу в целом, так и к внешнему виду сестры. Даже в одной стране каждый пациент имеет собственное, заранее составленное представ­ление о сестре.

Выражение лица сестры значительно влияет на общение с паци­ентом. Так, улыбка может быть знаком приветствия или одобрения. Нахмуренные брови означают раздражение или неудовольствие.

Исследования показывают, что лицо проявляет шесть основ­ных чувств: удивление, страх, гнев, отвращение, счастье и печаль (Кнапп, 1978).

Пациенты смотрят, как правило, на выражение лица сестры, когда она делает перевязку, отвечает на вопросы о тяжести и прогнозе заболевания. В связи с этим следует научиться контролировать выра­жение своего лица, особенно в случаях, вызывающих неприятные эмоции, чтобы смягчить чувство страха у пациента.

Положение тела пациента, его движения свидетельствуют как о физическом, так и об эмоциональном его состоянии.

Вербальное и невербальное общение может существовать одновре­менно. Например, происходит общение в виде беседы (вербальное). Оно может сопровождаться улыбкой, жестами, плачем и т. д. (невер­бальное). При этом следует отметить, что восприятие сообщения во многом зависит от невербального общения.

На процесс общения во многом влияют предыдущий опыт челове­ка и его память. Каждый, участвующий в общении, привносит в разговор свою позицию, убеждения, которые определяют социаль­ное окружение.

Хотя обе формы общения (вербальное и невербальное) и яв­ляются взаимодополняющими, многие исследователи полагают, что невербальные сигналы используются более эффективно, особенно когда нужно передать эмоциональное состояние человека. С другой сторо­ны, вербальное общение — это обычное средство передачи фактиче­ской информации. Эффективность вербального общения во многом зависит от умения думать, говорить, слушать, читать и писать.

Невербальные способы — прикосновение рукой к плечу, похлопы­вание по спине или объятия позволяют сестре передать человеку привязанность, эмоциональную поддержку, ободрение, нежность.

Специалисты сестринского дела свидетельствуют, что мастерство проведения оценки состояния пациента базируется на многих навыках бессловесного (невербального) общения, в частности на прикосновении.

ЗОНЫ КОМФОРТА

Сестре следует учитывать, что общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта (рис. 9). У каждого человека размер этой зоны свой. Так, у большей части людей размер «личной» зоны, общение в которой не вызывает дискомфорта, — 0,46—1,2 м. В то же время при выполнении тех или иных процедур сестра «вторгается» не только в личную, но и в «интимную» зону, размер которой 15—46 см. Сестра, зная и понимая трудности, которые при этом может испытывать пациент, должна быть особенно внимательной и деликатной. Например, размер комфортной зоны сестры позволяет ей стоять близко к другим людям, но они испытывают при этом неудобство и отодвигаются, поскольку размер их комфортной зоны меньше. И, наоборот, сестра может чувствовать себя комфортно только в том случае, если вокруг нее большое простран­ство, а человек думает при этом, что он ей неприятен и поэтому она стоит (сидит) так далеко.

Сестринскому персоналу, с учетом специфики деятельности, часто приходится «вторгаться» и в личную, и в интимную, и в сверхинтим­ную (менее 15 см) зону комфорта пациента, выполняя те или иные сестринские манипуляции.

В связи с этим нужно внимательно относиться к зоне комфорта каждого и находить взаимоприемлемое для сестры и пациента рас­стояние. Нужно быть очень внимательной к проявлению пациентом и (или) его близкими чувства дискомфорта, связанного с вторжением в зону комфорта.

УВЕРЕННАЯ МАНЕРА ОБЩЕНИЯ

Независимо от того, какой канал общения использует человек, он должен стремиться к тому, чтобы задуманное им сообщение соответ­ствовало переданному.

Этому способствует уверенная манера общения. Если сообще­ние передано твердо и уверенно, вероятность того, что получатель сообщения согласится с ним, возрастает. Некоторые люди путают «уверенную манеру общения» с агрессивностью и грубостью, поэто­му следует использовать ее избирательно и всегда думать о том, как это воспримут.

В тех случаях, когда человек ведет себя агрессивно (не путать с уверенным поведением!) по отношению к сестре, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

- не следует воспринимать чье-то агрессивное поведение как лич­ное оскорбление: чаще всего люди «выплескивают» свои отрицатель­ные эмоции на тех, кого чаще видят, даже если их расстроил кто-то другой;

- нужно глубоко подышать: сделать глубокий вдох и посчитать до 10 или 20, пока не наступит успокоение;

- можно выйти из комнаты, если есть опасение сказать или сде­лать что-то неприятное (конечно, это можно сделать только в том случае, если пациент находится в безопасности);

- можно сделать перерыв, совершив небольшую прогулку, выпив глоток воды.

- можно рассказать о случившемся тому, кто пользуется вашим уважением;

- следует вновь поговорить с человеком, проявившим неува­жение к сестре: дать понять, что сестра все равно будет продолжать выполнять свои обязанности.

Сестринскому персоналу очень важно оставлять каналы общения открытыми даже в тех случаях, когда полученное сообщение вызывает ощущение неловкости.

Мы можем дать несколько рекомендаций, позволяющих продол­жать общение несмотря на неловкость. Для этого следует:

- сделать паузу на несколько секунд, чтобы успокоиться, перестать думать о своих чувствах и сконцентрироваться на сообщении собе­седника;

-проявить интерес к собеседнику, используя мимику, жест, при­косновение: если человек почувствует заинтересованность сестры, то эта молчаливая поддержка может оказать больше эффекта, чем любые слова;

- вновь пригласить человека к разговору, задав вопрос: «Как Вы себя чувствуете?», «Вы уверены, что Вам сейчас лучше побыть одно­му?». Иногда можно повторить сообщение собеседника своими сло­вами: «Вы действительно скучаете по семье»;

- просто слушать собеседника, поскольку иногда это единствен­ное, что нужно человеку. Если сестра считает, что пациент нуждает­ся в ответах на вопросы, а она не может этого сделать, следует найти того, кто ответит на вопросы;

- говорить о своих переживаниях, о возникших недоразумениях с другим человеком, пользующимся доверием сестры.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Эффективное общение может оказать неоценимую помощь при социальной поддержке, изменить отношение человека к тем или иным событиям.

Социальная поддержка осуществляется как вербальным, так и не­вербальным способом.

Положительные высказывания по поводу внешнего вида человека и его одежды, благодарность за помощь и понимание, поощрение его успехов в самообслуживании, одобрение его поведения могут быть примерами вербальной социальной поддержки.

Прикосновение, объятие, улыбка, кивок головы — вот далеко не полный перечень приемов невербальной социальной поддержки.

Социальная поддержка:

-При общении помогает закрепить поведение человека, которое положительно влияет как на его здоровье, так и на общее благопо­лучие;

-Не всегда сразу дает результаты:

-продолжайте пытаться;

-не разочаровывайтесь в своих усилиях;

-Будет эффективной, если:

-осуществляется последовательно; постоянно повторяется.

Тема: «Обучение в СД»

Обучение в сестринском деле:

1. Обучение – функция сестринского дела

2. Сферы обучения

3. Условия эффективности обучения

4. Этапы учебного процесса

5. Оценка исходного уровня знаний

6. Планирование обучения

7. Реализация плана обучения

8. Оценка результатов обучения

Обучение – одна из важных функций сестринского дела.

Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающихся их здоровья. В одних случаях – это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода, в других – подготовка к тому или иному исследованию, приему лекарственных средств (например, технике введения инсулина), в третьих – рациональному (диетическому) питанию. Обучая пациентов, сестра помогает им адаптироваться, чтобы сохранить максимально возможный для них комфортный уровень жизни.

Обучение может протекать в формальной обстановке (в лечебном учреждении или дома у пациента), когда сестра обучает новым приемам выполнения привычных (повседневных) действий (умывание, ходьба и т.д.) или в неформальной, когда сестра при выполнении своих повседневных обязанностей беседует о волнующих людей проблемах (например, как уберечь себя от ВИЧ-инфекций), предоставляя информацию, необходимую для соблюдения здорового образа жизни.

В некоторых случаях сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у другого специалиста (например, комплекс упражнений лечебной физкультуры).

Сферы обучения.

Обучение происходит в трех сферах:

- познавательная– человек узнает и понимает новые факты, анализирует информацию, отличая важную информацию от информации,не имеющей значения.

- эмоциональная– человек, получив новую информацию, изменяет свое поведение, выражая это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов; человек активно слушает и реагирует на новую информацию как вербально, так и невербальное;

- психомоторная – человек овладевает умениями благодаря умственной и мышечной деятельности; обучается новым типам движения; способен изменить двигательную реакцию в нестандартной ситуации; уверенно выполняет необходимые действия; готов выполнить часть действия психологически, физически и эмоционально.

Наши рекомендации