A. Антропоцентрическое, гуманистическое
B. Религиозное
C. Атеистическое
D. Монистическое
E. Идеалистическое
20. Основатель гелиоцентрической системы мира, представитель философии эпохи Возрождения:
A. Птоломей
B. Н.Коперник
C. Архимед
D. Лаплас
E. Н.Макиавелли
21. По мнению Конфуция основой гуманности является?
A. порядок
B. сыновняя почтительность
C. преданность государю
D. вежливость
E. образованность
22. Предметом познания, по мнению Кузанского, является:
A. метод
B. вещь в себе
C. окружающий человека мир
D. пантеистический бог в единстве с чувственно воспринимаемым миром природы
E. идеи, которые в сознании человека возникают только благодаря Богу
23. Начало социальным утопиям Возрождения положили философские взгляды…
A. Данте
B. Томаса Мора
C. Эразма Роттердамского
D. Лоренцо Вала
E. Петрарки
24. Понимание Платоном сущности и процесса познания как припоминания означает:
A. Воспоминание знающей истину бессмертной души.
B. Припоминание забытого житейского опыта.
C. Интуитивное познание.
D. Проблему знания и иерархии наук.
E. Размышление на основе житейского опыта.
25. Античная философская школа в эпоху эллинизма, которая вела бродячий образ жизни, презирала роскошь, выше всего ценила простоту и свободу:
A. киренаики
B. скептики
C. киники
D. эпикурейцы
E. стоики
Вариант 2
1. Определение мировоззрения:
A. совокупность знаний об обществе
B. система взглядов на мир, на место человека в мире
C. система нравственных принципов
D. совокупность утверждений, выражающих познаваемость мира
E. религиозный взгляд на мир
2. Как в философии называется учение о бытие?
A. Гносеология
B. Праксиология
C. Онтология
D. Идеология
E. Этика
3. Основной вопрос философии:
A. как устроена Вселенная
B. в чем смысл жизни?
C. есть ли внеземная цивилизация?
D. вопрос об отношении Мира и Человека, материи и сознания
E. в чем причины экологической проблемы?
4. Философское учение, которое признает началом бытия индивидуальное, личное сознание:
A. эмпиризм
B. рационализм
C. сенсуализм
D. субъективный идеализм
E. материализм
5. Философское учение, исходящее из признания множественности субстанций:
A. монизм
B. конвенционализм
C. дуализм
D. плюрализм
E. пантеизм
6. Что такое «брахман» в древнеиндийской философии?
A. высшая объективная Реальность, безличное Абсолютное начало Бытия
B. высшее субъективное духовное начало Бытия, высшее духовное начало человека
C. круговорот жизни
D. закон воздаяния
E. путь богов
7. Среди «благородных истин» буддизма нет следующей:
A. существует страдание
B. причина страдания
C. освобождение от страдания
D. путь, ведущий к освобождению от страдания
E. освободиться от страдания нельзя
8. Какие первоначала утверждала школа локаята-чарвака?
A. апейрон
B. земля, вода, огонь, воздух
C. дерево, металл
D. монада
E. единое
9. Кто из древних китайских мыслителей является автором книги «Лунь Юй» («Беседы и суждения»)?
A. Сюнь Дзы
B. Мэн Цзы
C. Лао Цзы
D. Конфуций
E. Ван Чун
10. Заслуга детальной разработки теории закона в Древнем Китае принадлежит видному государственному деятелю, автору «Книги правителя области Шан»:
A. Гуньсунь Яну (Шан Яну)
B. Мо-цзы
C. Кун Фу-цзы
D. Мэн-цзы
E. Дун Чжуншу
11. «Естественный путь» вещей в древнекитайской философии:
A. инь
B. янь
C. жень
D. сяо
E. дао
12. Какая философская проблема впервые в Древней Греции была сформулирована философами Милетской школы и решена ими вне рамок религиозно-мифологического мировоззрения?
A. проблема движения
B. проблема человека
C. проблема первоосновы мира
D. проблема универсалий
E. проблема государства и общества
13. Кто подразделял мир на «мир идей» и «мир чувственных вещей»:
A. Демокрит
B. Аристотель
C. Платон
D. Сократ
E. Гераклит
14. Укажите античную трактовку диалектики:
A. искусство спора, диалога, вид прения
B. теория движения
C. теория развития
D. учение о бытии
E. учение о человеке и обществе
15. Основные труды Фомы Аквинского:
A. «Сумма теологии», «Сумма против язычников»
B. «О троице», «О граде божьем»
C. «История моих бедствий»
D. «Новая Атлантида»
E. Все выше перечисленные
16. В решении какой проблемы в средневековой философии появились два противоположных друг другу направления:
A. проблемы веры и разума
B. проблемы бога и мира
C. проблемы универсалий (общего и единичного)
D. проблемы богопознания
E. проблемы человека
17. Аврелий Августин доказывал:
A. Гармонию веры и разума
B. Противоположность веры и разума
C. Подчинение веры разуму
D. Неотделяемость души от тела
E. Все выше перечисленное
18. Выдающийся мусульманский философ и теолог, представитель суфизма:
A. Ибн-Рушд
B. Аристотель
C. аль-Фараби
D. аль-Газали
E. Ибн-Сина
19. К какому из философских направлений относился аль-Фараби?
A. Суфизм
B. Учение «братьев чистоты»
C. Исмаилизм
D. Восточный перипатетизм
E. Схоластика
20. Рациональный (философский) метод познания бытия в арабской культуре, противостоявший религиозно-догматической традиции:
A. фалсафа
B. калам
C. суфизм
D. шариат
E. сунна
21. Философия Средневековья не складывалась на основании этого источника:
A. Философии Аристотеля
B. Платоновской философии
C. Священного писания
D. Милетской философии
E. Неоплатонизма
22. Социальная теория Т. Мора оценивается как:
A. Борьба против антропоцентризма
B. Иллюзорная теория о грядущем обществе
C. Христианский гуманизм
D. Утопический социализм
E. Переход от теоцентризма к антропоцентризму
23. Один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергший предшествующие убеждения, что государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле:
A. Ж.Боден
B. Д.Бруно
C. Т.Мор
D. Н.Макиавелли
E. М.Монтень
24. Итальянский гуманист, основывавший свое учение на этике Эпикура:
A. Ж.Боден
B. Л.Валла
C. Т.Мор
D. Н.Макиавелли
E. М.Монтень
25. Кто из философов эпохи Возрождения считал целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы, познание её божественности?
A. Кузанский.
B. Галилей.
C. Коперник
D. Кеплер
E. Бруно
Вариант 3
1. Учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах, в которых осуществляется познавательный процесс, - это:
A. Философия
B. Гносеология
C. Онтология
D. Антропология
E. Рационализм
2. Функция философии, которая вырабатывает основные методы познания:
A. мировоззренческая
B. методологическая
C. мыслительно-теоретическая
D. социальная
E. аксиологическая
3. Какое из приведенных понятий является наиболее общим?
A. Философия
B. Мировоззрение
C. Религия
D. Миф
E. Идеология
4. Выделите правильное высказывание:
A. Материализм – это признание того, что весь мир, все тела и предметы состоят из одинаковых частиц (атомов, электронов, протонов и т.д.)
B. Материализм – это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека
C. Материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания
D. Материализм – это практический здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни, утверждений
E. Материализм – есть познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин
5. Закон человеческого существования в индийской философии выражен в понятиях:
A. карма, сансара
B. нирвана
C. креационизм
D. дао и мокша
E. атман и брахман
6. Основоположником джайнизма являлся:
A. Сидхартха Гаутама
B. Мо-цзы
C. Джаймини
D. Джина Махавира
E. Шан Ян
7. Какое философское учение Древней Индии считается материалистическим?
A. Индуизм
B. Джайнизм
C. Буддизм
D. Локаята (чарвака)
E. Веданта
8. Учение, какого философа заложило с древности идеологический фундамент китайского общества:
A. Лао-цзы
B. Мо-цзы
C. Кун Фу-цзы
D. Мао-цзе-дун
E. Ден-сяо-пин
9. Центральный принцип добродетели философии Конфуция:
A. путь «золотой середины»
B. путь приобщения к божественным сущностям