Несколько строк о воспитании детей
Духовное развитие детей начинается и происходит не тогда, когда они садятся практиковать на коврик перед алтарем, оно происходит каждый день – ежеминутно на примере образа жизни родителей. Если ребенок растет в мистической семье и с раннего возраста узнает и постигает те жизненные ценности, те принципы и то мировоззрение, которое определяет жизнь родителей, именно через это начинается и его духовный путь. В раннем возрасте в сознании детей важное место занимает ожидание чуда – жизнь полна неизведанного, и интересно абсолютно все: и заповедник реликтовых деревьев, и дождевой червяк на дорожке. Нужно учитывать этот момент и использовать его.
Не следует по собственной инициативе давать йогическую садхану детям, ребенок должен сам попросить йогическую садхану! Длительность ковриковой садханы, в большинстве случаев, не должна быть больше 15 минут, и ни в коем случае нельзя настаивать на ее выполнении и тем более наказывать ребенка, если он не хочет практиковать. Так как это приведет к тому, что у маленького человечка разовьется неприятие, а то и отвращение к садхане – как к любой «обязаловке». Самое лучшее - это пример родителей, но не принуждение! Хорошо, когда ребенок воспринимает тантру как живой поток – искрящийся, загадочный и манящий, а не как нечто застывшее, формальное, рутинное.
Хорошо, когда ребенок практикует молитву – прямое и непосредственное обращение к Богу. Молитва утром и перед сном, молитва перед едой, молитва-благодарность, молитва к Йамале о защите.
Существует 3 очень важных момента, о которых следует помнить:
1) воспитывать в ребенке уважение к Йамале, гордость за принадлежность к Калагни куле, интерес к ее пути и почтение к адату;
2) разъяснять ребенку мировоззрение, путь, надо с учетом возраста ребенка, его пола и уровня развития его мышления;
3) поддерживать в ребенке состояние ожидания интересных явлений: что же будет дальше?
Усложнение воспитания должно происходить с учетом его развития, его стремлений, способностей и склонностей. Наши дети должны вырасти теми, кого боятся противники, а не теми, кто боится противников; теми кто пожирает сознанием мир, а не теми, кого пожирают. Наши дети не должны бояться отличаться от других. У них должно быть сформировано чувство обоснованной гордости за их принадлежность к Калагни куле.
Важно помнить, что многие вещи дети постигают через игру. И именно от родителей зависит, каким образом через игровой процесс знакомить ребенка с философией (метафизикой) и формировать в нем мистическое сознание. В этом могут помочь игрушки, книги, фильмы. Сейчас индустрия наполнила рынок игрушками – монстрами, реалистичными фигурами рептилий и жуткого вида насекомых, фантастическими чудовищами. Что может быть лучше, чтобы приучить ребенка к облику ракшасов и пишачей, бхутов и претов, познакомить с обличием гневных божеств! И в каком-то смысле – подготовить к определенным медитациям. В то же время когда у ребенка есть игрушки, олицетворяющие символы марги, то в процессе игры родители закладывают соответствующее отношение к ним. Например, таким образом можно прививать ребенку любовь и уважение к Бхайраве, Кали, Сове, к Дракону, к Черепу.
Хорошо читать детям мифы, сказания, легенды. Особенно хороша индийская мифология. Миф – это тоже передача древнего сокровенного знания, только в символической, скрытой форме. Сюжет мифов обычно увлекателен, персонажи – как правило, боги и герои. Ребенок узнает божества индуистского пантеона и их индивидуальные особенности, познакомится с символами своей религии, в его сознании сформируется способность мифологического мышления и мировосприятия. Многие мифы несут в себе очень мощный философский смысл, который раскроется перед ребенком посредством разъяснения родителями.
Фильмы – по яркости и силе производимого впечатления воздействуют на большинство детей гораздо сильнее. Есть фильмы, иллюстрирующие историю Древней Индии («Махабхарата»), или посвященные героическим деяниям славных витязей («Ашока»), а также фильмы американские и европейские (типа «Властелин колец»), просматривая которые вместе с ребенком, родители могут обращать его внимание на символы и атрибуты, на «примеры для подражания» и наоборот. Вплоть до того, что можно менять общепринятое понимание на диаметрально противоположное: «хороший-плохой» («наш»-«чужой»). Понятно ведь, что в фильме «Властелин колец» «плохие» орки – самые что ни на есть милые, равно как и гномы и эльфы. А если потом купить ребенку игрушечные доспехи Ашоки – и дать в руки игрушечный, но совсем как настоящий меч – он сможет почувствовать реальность совсем по-иному. И пережить – тоже по-иному. Мальчики охотно буду играть и слушать истории про воинов, девочки – про красавиц-принцесс. И с помощью этого взращивать в себе благородство аристократизма.
Важный момент – это приучить ребенка к повседневному труду. Пока есть стремление подражать взрослым – помогать им делать какие-то бытовые дела, это стремление следует в них поощрять. Не надо бояться доверить ребенку подмести пол или помыть посуду, и ничего страшного, если потом придется переделать. Лучше если он привыкнет делать домашние дела с раннего возраста, чем, торжественно вручив 20-летнему верзиле тарелку с предложением помыть, натолкнуться на удивление и категорический отказ. Существует много аспектов воспитания детей. В этом очерке я коснулся лишь нескольких из них.