ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Цели и задачи
Трансцендентный эмпиризм
Его типичнейшей формой является материализм, принимающий двигающиеся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта.
29) Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей.[2]
В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критериюпроверяемости: теоретической, эмпирической
В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости
В значении «истина» условно употребляется также слово «пра́вда», хотя этот термин обусловлен субъективным восприятием самой правды, антонимами которого служат понятия кривда[3], ложь[4] и вымысел[5].
Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло
Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима.
Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит).
Случайная истина — знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающего субъекта.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Цели и задачи
Характерной для философии Нового времени является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.
Крупными философами в Европе XVII в. являются:
– Ф. Бэкон (Англия);
– С. Гоббс (Англия);
– Дж. Локк (Англия);
– Р. Декарт (Франция);
– Б. Спиноза (Голландия);
– Г. Лейбниц (Германия).
В философии Нового времени большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции – онтологии,особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени.
Проблемы субстанции и ее свойств интересуют буквально всех философов Нового времени, ведь задача науки и философии (содействовать здоровью и красоте человека, а также увеличению его власти над природой) вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных сил.
В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:
– онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник – Френсис Бэкон (1561–1626);
– гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник – Джон Локк (1632–1704).
По мнению Локка, идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальные тела имеют лишь количественные особенности,качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются друг от друга лишь величиной, фигурой, движением и покоем (первичные качества).Запахи, звуки, цвета, вкус – это вторичные качества,они, считал Локк, возникают в субъекте под воздействием первичных качеств.
Английский философ Дэвид Юм(1711–1776) искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.
Философия Нового времени сделала огромный шаг в развитии теории познания (гносеологии), главными стали:
– проблемы философского научного метода;
– методологии познания человеком внешнего мира;
– связи внешнего и внутреннего опыта;
– задача получения достоверного знания. Появились два основных гносеологических направления:
– эмпиризм(основоположник – Ф. Бэкон);
– рационализм(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Основные идеи философии Нового времени:
– принцип автономно мыслящего субъекта;
– принцип методического сомнения;
– индуктивно-эмпирический метод;
– интеллектуальная интуиция или рационально-дедуктивный метод;
– гипотетико-дедуктивное построение научной теории;
– разработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека.
Главной задачей философии Нового времени была попытка реализовать идею автономной философии,свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.