Сущность, специфические характеристики и структура социально-гуманитарного познания.
Вопросы к кандидатскому экзамену по философии и методологии науки
1. Философия и мировоззрение. Предмет и основные проблемы философии.
2. Структура и функции философии.
3. Классическая и неклассическая традиции в европейской философии.
4. Метафизика и онтология как учение о бытии. Основные виды и формы бытия.
5. Эволюция философских представлений о материи. Системно-структурная и динамическая организация материи.
6. Пространственно-временная организация материи.
7. Природа как объект философского познания.
8. Природа как среда обитания человека. Взаимодействие природы и общества.
9. Диалектика как философская теория развития. Основные принципы и законы диалектики.
10. Формирование эволюционных идей в науке 19-20 вв.
11. Формирование концепции глобального эволюционизма. Теории нестационарной Вселенной, биосферы и ноосферы.
12. Формирование концепции глобального эволюционизма. Общая теория систем, кибернетика, синергетика.
13. Человек как предмет философского и научного анализа.
14. Единство биологического и социального в человеке. Понятие и структура личности.
15. Сознание как предмет философского осмысления. Структура и функции сознания.
16. Понятие познания. Проблемы познаваемости мира, соотношения субъекта и объекта познания в философской мысли.
17. Структура и уровни познавательного процесса.
18. Проблема истины в гносеологии.
19. Общество как объект философского анализа. Основные подходы к изучению общества в социальной философии.
20. Общество как сложноорганизованная система: характерные признаки и подсистемы общества.
21. Общество как развивающаяся система. Источники, факторы, субъекты и движущие силы социальной динамики.
22. Понятия социального прогресса и социального регресса. Социальная эволюция и социальная революция.
23. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации истории.
24. Концепции индустриального, постиндустриального, информационного общества в современном обществоведении.
25. Глобализация как объект социально-философского исследования.
26. Понятие науки. Наука как специфический вид познавательной деятельности и система знаний. Социальные функции науки.
27. Научное и вненаучное познание и знание.
28. Основные направления исследования науки. Философия науки как основная форма рефлексивного осмысления научного познания.
29. Проблема начала науки. Предпосылки формирования и периодизация истории науки.
30. Пранаука и протонаука в истории доиндустриальных обществ.
31. Предпосылки формирования науки в европейской культуре Нового времени. Классическая наука.
32. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии науки.
33. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие.
34. Структура эмпирического исследования.
35. Структура теоретического исследования. Проблема и гипотеза как формы теоретического знания.
36. Понятие научной теории и ее структура.
37. Типы и функции научных теорий.
38. Метатеоретические основания науки. Научная картина мира.
39. Метатеоретические основания науки. Идеалы и нормы научного исследования. Философские основания науки.
40. Понятие научного прогресса. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса.
41. Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии науки. Природа и типы научных революций.
42. Интегративные и дифференциальные тенденции развития современной науки.
43. Понятие метода и методологии науки. Структура и функции научного метода.
44. Специфика философско-методологического анализа науки. Общенаучная и частнонаучная методология.
45. Структура научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, средства, методика.
46. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы.
47. Общелогические методы научного исследования.
48. Методы эмпирического исследования. Наблюдение, описание, сравнение, измерение.
49. Специфика эксперимента как метода эмпирического исследования. Структура и виды экспериментов.
50. Методы теоретического исследования. Идеализация, моделирование, мысленный эксперимент, формализация.
51. Методы теоретического исследования. Аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, исторический и логический методы.
52. Логические процедуры обоснования результатов научного исследования: доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.
53. Методы систематизации научных знаний: классификация, типологизация.
54. Язык науки. Объектный язык и метаязык. Роль определений в формировании научной терминологии.
55. Понятие науки как социального института. Основные этапы институционализации науки.
56. Понятие научного сообщества и его типы. Научные школы.
57. Научная коммуникация и еe специфика в современной науке. Формы научной коммуникации.
58. Понятие и структура научной дискуссии.
59. Правила ведения научной дискуссии.
60. Наука как ценность в современной культуре. Сциентизм и антисциентизм как формы ценностно-мировоззренческой оценки науки.
61. Социальные ценности и нормы научного этоса.
62. Свобода и социальная ответственность учёного.
63. Специфика, методология и структура естественнонаучного познания.
64. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании.
65. Классическое естествознание: становление первых научных программ.
66. Неклассическое естествознание: революционные изменения в естествознании конца XIX в. – первой половины XX в.
67. Постнеклассическое естествознание и формирование нового типа рациональности.
68. Понятие и основные виды техники. Функции техники, её роль и статус в истории цивилизации.
69. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации. Основные направления современной философии техники.
70. Специфика и структура технического знания.
71. Понятие и виды инженерной деятельности. Специфика инженерного мышления.
72. Основные принципы взаимосвязи человека и техники. Проблема искусственного интеллекта.
73. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.
74. Взаимосвязь науки и техники. Основные модели соотношения науки и техники.
75. Специфика и основные этапы формирования и развития технических наук.
Сущность, специфические характеристики и структура социально-гуманитарного познания.