Сущность, специфические характеристики и структура социально-гуманитарного познания.

Вопросы к кандидатскому экзамену по философии и методологии науки

1. Философия и мировоззрение. Предмет и основные проблемы философии.

2. Структура и функции философии.

3. Классическая и неклассическая традиции в европейской философии.

4. Метафизика и онтология как учение о бытии. Основные виды и формы бытия.

5. Эволюция философских представлений о материи. Системно-структурная и динамическая организация материи.

6. Пространственно-временная организация материи.

7. Природа как объект философского познания.

8. Природа как среда обитания человека. Взаимодействие природы и общества.

9. Диалектика как философская теория развития. Основные принципы и законы диалектики.

10. Формирование эволюционных идей в науке 19-20 вв.

11. Формирование концепции глобального эволюционизма. Теории нестационарной Вселенной, биосферы и ноосферы.

12. Формирование концепции глобального эволюционизма. Общая теория систем, кибернетика, синергетика.

13. Человек как предмет философского и научного анализа.

14. Единство биологического и социального в человеке. Понятие и структура личности.

15. Сознание как предмет философского осмысления. Структура и функции сознания.

16. Понятие познания. Проблемы познаваемости мира, соотношения субъекта и объекта познания в философской мысли.

17. Структура и уровни познавательного процесса.

18. Проблема истины в гносеологии.

19. Общество как объект философского анализа. Основные подходы к изучению общества в социальной философии.

20. Общество как сложноорганизованная система: характерные признаки и подсистемы общества.

21. Общество как развивающаяся система. Источники, факторы, субъекты и движущие силы социальной динамики.

22. Понятия социального прогресса и социального регресса. Социальная эволюция и социальная революция.

23. Проблема единства и многообразия исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации истории.

24. Концепции индустриального, постиндустриального, информационного общества в современном обществоведении.

25. Глобализация как объект социально-философского исследования.

26. Понятие науки. Наука как специфический вид познавательной деятельности и система знаний. Социальные функции науки.

27. Научное и вненаучное познание и знание.

28. Основные направления исследования науки. Философия науки как основная форма рефлексивного осмысления научного познания.

29. Проблема начала науки. Предпосылки формирования и периодизация истории науки.

30. Пранаука и протонаука в истории доиндустриальных обществ.

31. Предпосылки формирования науки в европейской культуре Нового времени. Классическая наука.

32. Неклассический и постнеклассический этапы в развитии науки.

33. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие.

34. Структура эмпирического исследования.

35. Структура теоретического исследования. Проблема и гипотеза как формы теоретического знания.

36. Понятие научной теории и ее структура.

37. Типы и функции научных теорий.

38. Метатеоретические основания науки. Научная картина мира.

39. Метатеоретические основания науки. Идеалы и нормы научного исследования. Философские основания науки.

40. Понятие научного прогресса. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса.

41. Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии науки. Природа и типы научных революций.

42. Интегративные и дифференциальные тенденции развития современной науки.

43. Понятие метода и методологии науки. Структура и функции научного метода.

44. Специфика философско-методологического анализа науки. Общенаучная и частнонаучная методология.

45. Структура научного исследования: объект, предмет, цель, задачи, средства, методика.

46. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы.

47. Общелогические методы научного исследования.

48. Методы эмпирического исследования. Наблюдение, описание, сравнение, измерение.

49. Специфика эксперимента как метода эмпирического исследования. Структура и виды экспериментов.

50. Методы теоретического исследования. Идеализация, моделирование, мысленный эксперимент, формализация.

51. Методы теоретического исследования. Аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, исторический и логический методы.

52. Логические процедуры обоснования результатов научного исследования: доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.

53. Методы систематизации научных знаний: классификация, типологизация.

54. Язык науки. Объектный язык и метаязык. Роль определений в формировании научной терминологии.

55. Понятие науки как социального института. Основные этапы институционализации науки.

56. Понятие научного сообщества и его типы. Научные школы.

57. Научная коммуникация и еe специфика в современной науке. Формы научной коммуникации.

58. Понятие и структура научной дискуссии.

59. Правила ведения научной дискуссии.

60. Наука как ценность в современной культуре. Сциентизм и антисциентизм как формы ценностно-мировоззренческой оценки науки.

61. Социальные ценности и нормы научного этоса.

62. Свобода и социальная ответственность учёного.

63. Специфика, методология и структура естественнонаучного познания.

64. Типология системных объектов и их освоение в развивающемся естествознании.

65. Классическое естествознание: становление первых научных программ.

66. Неклассическое естествознание: революционные изменения в естествознании конца XIX в. – первой половины XX в.

67. Постнеклассическое естествознание и формирование нового типа рациональности.

68. Понятие и основные виды техники. Функции техники, её роль и статус в истории цивилизации.

69. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации. Основные направления современной философии техники.

70. Специфика и структура технического знания.

71. Понятие и виды инженерной деятельности. Специфика инженерного мышления.

72. Основные принципы взаимосвязи человека и техники. Проблема искусственного интеллекта.

73. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.

74. Взаимосвязь науки и техники. Основные модели соотношения науки и техники.

75. Специфика и основные этапы формирования и развития технических наук.

Сущность, специфические характеристики и структура социально-гуманитарного познания.

Наши рекомендации