Ф. Ницше как предтеча современной философии
Ключевые понятия темы:становление, многообразие, перспективизм, апполоническое и дионисийское начала, жизнь, воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение, нигилизм и сверхнигилизм, «смерть Бога».
2.1. Ф. Ницше в философии XX-го века
Фридрих Ницше является знаковой фигурой для современной неклассической и постклассической философии. Если при жизни Ницше, во второй половине XIX-го века, его философские идеи располагались на периферии европейской философии и культуры, то есть, как он сам это ощущал и осознавал, в свое биографическое время он был для этой культуры «несвоевременным», то с началом XX-го века и на всем его протяжении его философия неоднократно оказывалась в эпицентре как собственно философских, так и идеологических дискуссий. В этой связи условно можно выделить три волны интереса к философии Ницше.
Первая волна интереса к Ницше связана с началом XX-го века, когда начали сбываться пророчества его философии. Он высказывался в таком духе, что «его поймут после первой мировой войны». По сути дела, так оно и случилось. В Западной и Восточной Европе, а также в России интерес к философии Ницше чрезвычайно возрос в преддверии и после первой мировой войны, ибо те социальные, политические, да и экономические потрясения, которые охватили Европу с конца XIX и в начале XX века, укладывались в те высказывания, в те пророчества Ницше, которые еще в XIX веке казались сумасбродными.
В 30-40-е годы, когда европейская демократия столкнулась лицом к лицу с фашизмом, когда с Европы во второй раз началась мировая война, Ницше превратился в фигуру зловещую, представляющую опасность для целостности европейской культуры, для ее «долгих» традиций, поскольку его философия однозначно прочитывалась как идейная основа фашизма, чему, бесспорно, поспособствовала сестра Ницше, издававшая его работы, а также официальная философия и идеологическая пропаганда нацистской Германии. Таким образом, вторая волна интереса к Ницше была, по преимуществу, связана с антифашистскими разоблачениями его философских идей.
Третья волна интереса к Ницше связана уже с 60-ми годами. Дело в том, что именно к этому времени выстроилась та дистанция, с которой можно было бы прочитать Ницше не только идеологически, но и попытаться вникнуть в суть его философии и философского экспериментирования. Это тем более было важно, что пути развития западноевропейской философии во второй половине XX века во многих отношениях продолжали, осваивали, интерпретировали те идеи, которые были высказаны еще Ницше. Следует также заметить, что эта третья волна интереса к философии Ницше была обусловлена и новым критическим изданием работ Ницше, которые было осуществлено Д. Коли и М. Монтинари, а также благодаря деятельности французских философов, получивших доступ в архив Ницше. Выяснилось, что многое из изданного после смерти Ницше на базе его архивов сестрой философа Элизабет и получившее хождение в рамках философской литературы подвергалось предвзятому редактированию и неоправданной, весьма произвольной компоновке. Вот это и попытались преодолеть итальянцы и французы, осуществив новое издание трудов Ницше.
Кстати говоря, в этом новом переиздании такой работы как «Воля к власти» не оказалось. Дело в том, что работа «Воля к власти» была издана Элизабет. Сестра Ницше преподнесла это издание Адольфу Гитлеру, стремясь сделать Ницше национальным философом, что и нашло отклик у идеологов фашизма. Это издание было осуществлено на базе существующих и неизданных набросков, планов работы под названием «Воля к власти», а таких планов насчитывалось около десятка, а также на основе компоновки тех афоризмов, которые присутствовали в архиве Ницше. Но эти афоризмы она расположила совсем иным образом, она связала их с другими работами Ницше, с другими проектам. Вот то, что вошло в классическое издание книги под названием «Воля к власти».
С дистанции почти полувековой, философия Ницше получила более спокойную интерпретацию. И именно эта интерпретация позволила более корректно оценить место Ницше в европейской культуре, в европейской философской мысли. И эта оценка указывала на то, что Ницше, его философию следует понимать как предтечу неклассического и постклассического философствования. Многие из его особенностей намечаются уже в философии Ницше. В частности, это критика метафизики, провозглашение «смерти метафизики», заявленные в философии XX века. Следует сказать и о том, что язык философии Ницше во многом инициировал тот лингвистический сдвиг, который произошел в философии XX века. Ницше семиотичен, поскольку он не оперирует понятиями в классическом смысле, когда значения фиксируются и безусловно встраиваются в традицию. Понятия у Ницше своеобразны. Это понятия-знаки. И это было в духе того, что потом стало достаточно распространенным в западной философии ХХ века, которую теперь принято называть постклассической.