Два типа методологических проблем
Вместо того, чтобы менять понятия о вещах, кажется, ставят цель подогнать вещи под свои понятия.
Д.Дидро. Мысли к истолкованию природы.
Всякое системное исследование начинается с предварительного представления вещи в виде системы, а последовательность этого представления развертывается в направлении "концепт – структура – субстрат". Является ли это направление единственно возможным для познавательной деятельности, как это подразумевал известный афоризм Г.Лихтенберга относительно того, что мыслить можно только системно, а бессистемность мышления указывает на его отсутствие?
В работе [229] была предпринята попытка определить специфику системного подхода, относительно ряда других методов познания, по последовательности предпринимаемых исследовательских шагов. Так, конкретное исследование характеризуется не движением мысли "от концепта", а напротив, движением от самой вещи к описанию либо ее свойств, либо ее отношений. Если снова воспользоваться для краткости латинскими метасимволами, то при втором направлении движения получаем направление либо от m к P, в одном случае, либо от m к R, в другом. Конкретное исследование вовсе не обязательно совпадает с эмпирическим (в отличие от рационального) познанием.
Рассмотрев различные комбинаторные варианты соотнесения символов P, R, m и исключив варианты, которые можно рассматривать как соединение уже учтённых случаев, Уёмов описал некоторые методы познания, различимые по последовательности познавательных операций с вещами, свойствами и отношениями (от предмета исследования – к его результату), из которых два случая, как обнаружилось, соответствовали тому, что обозначено в качестве атрибутивного и реляционного представления объекта как системы.
Позже, в [245], нами было обращено внимание на то, что, вопреки распространенному мнению о будто бы имеющем место совпадении системного метода с методом восхождения от абстрактного к конкретному по их основному содержанию (так, например, утверждается, что Гегель, открыв метод восхождения от абстрактного к конкретному, тем самым обнаружил и системный подход, "который представители точных наук открыли для себя только во второй половине ХХ в." [58, С.120]), эти методы не только противоположны, причем противоположны, что называется, "по полной программе", но они являются еще и "супер-методами" в том смысле, что предполагают в качестве своих "суб-методов" схемы движения мысли, характерные для каких-то других средств познания.
Посмотрим теперь как это происходит.
Если следовать К.Марксу, у которого "конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного" [135, С. 37], то метод восхождения от абстрактного к конкретному есть метод образования конкретных понятий из частных абстракций. Сначала фиксируется исследуемый предмет. Затем описываются какие-то его свойства или отношения и предмет предстает уже как совокупность своих отношений и свойств. После этого некоторые из свойств (отношений) рассматриваются как приписанные выделенному объекту признаки (соответственно, как реализуемые в нем отношения) и мысленно абстрагируются в качестве отдельных вещей. А на заключительных этапах образуется искомое "конкретное" понятие – путем указания какого-то отношения, объединяющего эти признаки (или какого-то общего свойства абстрагированных ранее отношений).
Можно попытаться представить здесь эти шаги к получению конкретных абстракций более строго – в виде таблицы, где каждый следующий шаг (он фиксируется в колонках таблицы)
являлся бы результатом применения только одной из трех операций ЯТО:
1) приписывание свойств или установление отношений;
2) концептуальное замыкание;
3) смена направления предикации.
Строчки P и R этой таблицы указывают два разных пути движения мысли в одном из направлений – того, который начинается с приписывания свойств, и того, начало которого состоит в установлении отношений.
Таблица 4.1
Пути получения конкретных абстракций
P | t | (t)ia | [(t)ia] | [(t*)ia] | à | iia([(t*)ia]) | [iia([(t*)ia])] |
R | t | ia(t) | [ia(t)] | [ia(*t)] | Þ | ([ia(*t)])iia | [([ia(*t)])iia] |
В этой таблице йота-операторы, конечно, имеют смысл применительно только к символам одной строчки. "Монотонные" случаи, как, например, приписывание свойств – свойствам или свойств – этим свойствам свойств и т.п., в целях упрощения из таблицы исключены. Нами руководит не желание "поймать" все возможные методы, а стремление представить их типы.
Всякое исследование начинается с выделения какой-то определенной вещи, с ее фиксации. В данном случае фиксируется определенная вещь, которая исследуется. Это – нулевой уровень (нулевая колонка таблицы).
Первая колонка соответствует тому, что в [229] названо конкретным исследованием, а в литературе чаще обозначается как конкретизация, или, еще чаще, – как описание, дескрипция: всякое описание и есть указание конкретных свойств (отношений) объекта. Можно различить описание, выполняемое по смыслу первой и второй строчек: в [227, С. 12] они поименованы, соответственно, "дескриптивным" и "конструктивным" мышлением.
Тогда вторая колонка является результатом концептуального замыкания первой. По-видимому, можно назвать это методом концептуализации. (Впрочем, сам термин в литературе не вполне устоялся, под ним иногда имеют в виду и нечто более широкое – вообще "процесс структурирования знания в соответствии
с определенным набором синтаксических и семантических норм." [111, С.4]; в других случаях под концептуализацией подразумевают классификацию с помощью находящихся в Уме "концепций" – со всеми онтологическими допущениями касательно дуализма души и тела – (См.: [193, С. 138] ). У нас термин означает только обращение описания вещи какими-то свойствами в вещь, обладающую этими свойствами, и не предполагает никаких метафизических допущений, кроме возможности всегда это сделать.
Те, кто настаивает на разведении понятий вещи и предмета, иногда имеют в виду как раз отличие второй колонки от нулевой: ведь одно дело просто указать (поименовать) вещь, а другое – рассматривать ее как предмет, наделенный какими-то признаками или реализующий некоторые отношения. Так же когда и о "факте" говорят как о "конкретном, единичном в отличие от абстрактного и общего" [257, С. 681], то тем самым, по-видимому, различают понятия, предполагаемые второй колонкой и одной из последующих. (третьей, пятой).
Третья колонка – результат смены направления предикации, что является выражением схемы абстрагирования: свойства и отношения определенной вещи теперь рассматриваются как отдельные предметы. Далее с ними можно работать как с обычными вещами. Если у свойства [(t*)ia] или отношения [ia(*t)] из строк Pи R начать, в свою очередь, монотонно обнаруживать свойства и отношения, то мы опишем схему метода изолирующей абстракции [228, С. 86], получая, соответственно, формулы [([(t*)ia])a], затем [a([ia(*t)])] и т.д. в том же духе.
От колонки 3 можно двигаться и немонотонно, но здесь не обойтись без смены пути, что обычно и делается. Стремясь все-таки завершить абстрагирование установлением некоторого конкретного единства выделенных свойств, исследователь вынужден на этом шаге сменить путь P на путь R и перейти к поиску отношений свойств или, соответственно, в другой строке, – к поиску свойств обнаруженных отношений.
Как раз это отображено (за жирной вертикальной чертой) в четвертом столбце. Конкретное исследование абстракций, поиск соотношений признаков вещи (P-4) или свойств ее отношений (R-4), собственно говоря, и является восхождением от абстрактного к конкретному, в результате которого первоначальные абстракции третьей колонки ("простые категории", как они называются у Маркса) превращаются затем через очередную
концептуализацию (колонка 5) в конкретные понятия данной вещи: "развитая конкретность сохраняет более простую категорию как подчиненное отношение" [135, С.39].
Таблица позволяет увидеть два типа "конкретных" понятий определенной вещи – понятий о свойствах и об отношениях. Различия между ними обычно ускользали от многочисленных исследователей метода восхождения при его анализе в натуральном языке (См., в частности, [95, С. 216-238]), хотя с этими типами понятий мы встречаемся постоянно.
Отметим также, что пятая колонка, конечно, не является пределом "восхождения". Можно и далее "наращивать" уровни и высоту абстрагирования, но все результаты окажутся монотонным продолжением какого-то из уже описанных случаев. Впрочем, "монотонным" – не значит "тривиальным". Так, уже в следующей (6-й) колонке мог бы быть получен такой случай: [([ia(*t)]*)iia] – понятие о каких-то свойствах некоторых отношений определенной вещи. Он соответствует понятию аксиом в гильбертовском смысле, когда к ним как раз и предъявляются требования описывать некоторые свойства каких-то отношений определенной области. Но само построение дедуктивной системы требует уже обратного направления движения мысли.
Системное представление объекта, как подчеркивалось, развертывается именно в обратном направлении, но тоже двумя путями: когда исходный концепт – именно он здесь выполняет роль нулевого, исходного шага – принимается как свойство и когда он фиксируется в качестве отношения (атрибутивное и реляционное определения). В Таблице. 4.2 они, соответственно, вновь обозначены в колонках как путь P и путь R. При составлении этой таблицы применялись те же операции, накладывались те же ограничения и так же исключались монотонные случаи, что и в предыдущей таблице. Исходным пунктом движения мысли также является фиксированная вещь t, но не у нее обнаруживаются свойства и отношения, а она сама приписывается в качестве таковых.
Таблица 4.2
Пути получения системных представлений
P | t | (ia*)t | (ia)t | [(ia)t] | à | {[(ia)t]}(*iia) | [{[(ia)t]}(*iia)] |
R | t | t(*ia) | t(ia) | [t(ia)] | Þ | (iia*){[t(ia)]} | [(iia*){[t(ia)]}] |
Рассмотрим и эту таблицу.
В первой колонке речь идет о двух разных методах, соответствующих приписыванию концептуально принятого свойства и установлению концептуально зафиксированного отношения. Если не придавать какого-либо особого метафизического смысла слову "субстанция" (т.е. не предполагать за ним особого "метафизического решения"), а, вслед за Кантом, считать это слово одним из возможных синонимов "вещи" [102, С.547], то клеточка P-1 указывает на метод субстантивации – нахождение такой вещи, которой можно приписать вещь t в качестве свойства: если t – это, скажем, белизна, то и приписывается она отражению солнечного луча от бумаги или снега; а если t – так или иначе определяемый смысл жизни, то и вещью, для которой характерна ориентация на такой смысл жизни, может оказаться какое-то человеческое миропонимание.
Результатом субстантивации последовательно являются две формулы – P-2 и P-3 – суждение о том, что какая-то вещь обладает определенным свойством, и, в качестве результата концептуального замыкания, понятие этой вещи. Метод субстантивации в целом соответствует обычной грамматической процедуре перевода других частей речи в разряд имен существительных.
Что же касается формул в колонках R-1 – R-3, то они указывают схему развертывания метода интерпретации, во всяком случае, в том смысле, как о нем говорит математик или логик, а именно – как о реализации определенных отношений на тех или иных вещах (предметных областях). Исчисление высказываний может рассматриваться как отношения, реализуемые на человеческих рассуждениях, или на работе релейно-контактных схем. Поскольку интерпретацией называют не только процедуру, но и ее результат, R-3 описывает именно итог интерпретации – некоторую уже интерпретированную область.
Правда, в гуманитарных дисциплинах и философии, ориентированной на их анализ, "интерпретации" иногда придается более широкое значение, например, такое: "Интерпретация... это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла, стоящего за очевидным смыслом, в раскрытии уровней значения, заключенных в буквальном значении. ...Интерпретация имеет место там, где есть многосложный смысл, и именно в интерпретации обнаруживается множественность смыслов" [187, С. 18]. По сути дела, речь ведется о переборе концептов и реализации новых
отношений, соответствующих этим концептам, на интересующем исследователя тексте. Такой трактовке интерпретации, скорее, отвечают формулы P-4 (процесс) и P-5 (результат), либо R-4 и R-5. Формулы P-4 и R-4 опять-таки предполагают отказ от монотонного следования либо по пути P, либо R. Это всегда является следствием стремления остановится на данном уровне глубины исследования и посмотреть на получающийся результат.
Однако приглядимся к этим формулам внимательнее.
Если прочитать, скажем, формулу P-4, то мы узнаем, что "на некоторой вещи реализуется какое-то отношение с определенным свойством". Но ведь это в точности совпадает с атрибутивным определением системы (2.1), хотя и является ни чем иным, как менее компактной, формой записи этого определения.
Аналогично и формула R-4 выражает реляционное определение системы (2.2). В последней же колонке указываются понятия о той самой вещи как о системе. Таким образом, речь ведется о системном подходе, а "интерпретация" по Рикеру есть, по-видимому, ни что иное, как требование строить различные системные представления на одном и том же исходном материале.
К понятию интерпретации в расширительном смысле мы еще вернемся, а здесь отметим, что из приведенных таблиц ясно следующее: если Маркс действительно писал "Капитал", сознательно используя только метод восхождения и считая его "правильным в научном отношении" и даже "единственно возможным" способом теоретического отражения действительности в головах людей [135, С. 37-38], то он не мог в том же самом смысле пользоваться системным методом.
Однако на самом-то деле у Маркса, как вообще у любого теоретика, легко обнаруживается применение системного подхода – большей частью неосознаваемого. По-видимому, это было и естественно, и неизбежно, но никаких следов научной рефлексии по поводу системного подхода, аналогичной той, которая производилась Марксом над методами абстрагирования и конкретизации, он не оставил. Вместе с тем наличие системного подхода наряду с методом восхождения никак не означает их тождества или поглощения одного другим.
Трудно согласиться и с тем, что какой-либо из этих методов способен "диалектически снять" чуть ли не любые методы вообще. Э.Ильенков писал, например, что "в способе восхождения от абстрактного к конкретному... находят свое диалектическое
единство (доведенное до тождества) такие “противоположности”, как анализ и синтез, индукция и дедукция – те самые методы, которые логика эмпиризма зафиксировала в их абстрактной противоположности друг к другу и потому превратила в безжизненные и беспомощные схемы" [95, С.230]. Не станем касаться вопроса о "беспомощности и безжизненности" схем (таковы уж были принципы этого уважаемого автора, принимавшего философию лишь как метафизическую мудрость), но действительно ли метод восхождения поглощает чуть ли не любые методы, или, как минимум, названные?
То, что он не может содержать любых методов, ясно из уже приведенных таблиц. Но так же ясно, что специфику всех методов познания нельзя свести только к различиям, которые определены направлениями движения исследовательской мысли. Анализ и синтез, например, – операции действительно применяемые в процессе использования метода восхождения. Но в такой же мере обе они характерны и для системного метода. Хотя существует расхожее мнение, что системный метод осуществляет именно "собирательные" операции (мол, "время собирать камни" – прежде разрозненные вещи при системном подходе соединяются в нечто единое, целое), тем не менее и анализ здесь не менее существенен: выбор "некоторой" структуры предполагает членение свойств или отношений объекта; иногда структура реализуется не на всех частях объекта, а только на некоторых, что опять-таки нельзя описать без аналитических усилий и т.д. С другой стороны, анализ может вовсе не потребоваться при системном определении, если система, допустим, состоит из единственно возможного субстрата или реализует единственно возможную структуру (выше шла речь об уникальных системах). Зато в случае дальнейшего развертывания системного исследовании анализ – непременное условие параметрического описания и выведения (синтеза) соответствующих закономерностей.
Так же и индуктивный, и дедуктивный методы мышления (понимаемые в самом широком смысле), действительно, не чужды процессам обобщения абстракций в конкретное понятие и последующего выведения из общих понятий частных сведений о единичном (что, конечно, не "доводит их до тождества"!). Но эти же методы могут иметь место и в любом рассуждении системолога. Сама теория систем знает как индуктивный путь построения– через обобщение эмпирических данных о системных параметрах в системные закономерности, так и предполагает
путь дедуктивный – через получение системных закономерностей способом формального рассуждения.
Что же касается непосредственно процедуры системного представления объекта, то спекулятивно мыслящему философу (скажем, гегелевского стиля) ничто не мешает думать об аналитическом "выведении" знания о некоторой вещи из определенного концепта, о дедуктивной "реинкарнации" общего понятия в единичную вещь и т.п. Можно было бы даже назвать все это, например, "методом опускания от абстрактного к конкретному" или "методом реализации абстрактного". Но дела это не меняет: ни индуктивное, ни дедуктивное заключения самой сути представления объекта в виде системы не выражают так же, как они не имеют прямого отношения к определению специфики системного метода относительно метода восхождения.
Таким образом, нет необходимости искать на ступеньках приведенных таблиц схемы развертывания вообще всех возможных методов. Не каждый метод развертывается лишь в одной из плоскостей – конкретизации или субстантивации. Но зато само наличие этих плоскостей, существование в них прямо противоположных методов наводит на мысль связать эти методы с какими-то контроверсивными (controversus – лат. – "направленный в противоположную сторону") движениями человеческой мысли. По-видимому, именно это и позволит определиться с кругом гносеологических проблем, доступных системному анализу.