В структуре сознания можно выделить четыре сектора
IV | II |
III | I |
1. Телесно-перцептивный
2. Логико-понятийный
3. Эмоциональный сектор
4. Ценностно-смысловой
Сознание существует как фундаментальное свойство мозга. При этом нужно понимать, что между сознанием и материальными объектами есть существенное различие. Отражение внешних объектов в мозгу – не образование их физических отпечатков. Образ объекта, мысль о нем и сам объект – не одно и то же. Образы сознания не имеют тех свойств и не подчиняются тем законам, которые присущи материальным объектам; у них, например, нет объема, массы, твердости и т. п. Образы сознания – нечто субъективное, духовное, идеальное. Сознание – это субъективные образы объективного мира. Субъективность здесь заключается в том, что сознание принадлежит отдельным людям, субъектам, а также в том, что, хотя образы сознания объективны (более или менее верно отражают действительность), тем не менее в этих образах есть субъективный момент – зависимость от состояния организма, от опыта человека, условий восприятия и т. д.
Отражение действительности в сознании – не простое зеркальное отражение, копирование, а очень сложный процесс, в ходе которого вновь возникающие образы сочетаются с прежними, перерабатываются, осмысливаются. В сознании могут создаваться представления и понятия о том, чего нет или что может появиться. Но и любые, в том числе самые фантастические представления и идеи, в конечном счете возникают на основе данных, полученных в процессе отражения.
Важным моментом сознания является память – способность мозга сохранять и воспроизводить информацию. Сознание без памяти не может существовать, строить сложные образы на основе простых, создавать абстрактные образы и идеи.
Сознание включает в себя не только познавательные, но и эмоциональные, мотивационные, волевые компоненты.
В качестве потенциально возможных источников сознания представляются:
1. внешний предметный и духовный мир, природные, социальные, духовные явления, воспринимаемые сознанием в виде конкретно-чувственных, понятийных и др. образов;
2. социокультурная среда, научные, этические, эстетические установки, нормы поведения, накопленные обществом знания и пр.;
3. духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний;
4. мозг, как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточном уровне осуществление общих функций сознания.
5. Инвариантно: космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого является сознание индивида.
Самосознание
Важной подструктурой сознания является самосознание. Это осознание человеком себя как личности – целостная оценка себя. Своего образа, собственных знаний, качеств, морального облика, достоинств и недостатков, интересов, идеалов, мотивов поведения, собственных знаний и т.д.
В структуре самосознания можно выделить такие элементы как:
· Самочувствие
· Самопознание
· Самооценка
· Самоконтроль.
В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:
1. Непосредственно-чувственный.Это самоощущение, переживание психосоматических процессов, собственных желаний, переживаний, состояний психики, эмоциональных переживаний. (Я устал, я расстроен).
2. Личностный, целостно-образный уровень.Осознание себя как личности, образ «Я», идентификация собственного «Я». Осознание реальных качеств и желаемых.
3. Рефлексивный уровень.Это интеллектуально-аналитический уровень. Осознание личностью содержания собственных мыслей. В результате рефлексии возможны становятся самонаблюдение, самоанализ.
4. Целенаправленно-деятельный.Реализация в деятельности, в поступках, в поведении, в общении с другими людьми, в способности при постановки целей учитывать их значимость, пути достижения, социальную обусловленность. .
Самосознание тесно связано с уровнем притязаний.
В самосознании человек подвергает себя рефлексии. Рефлексия (самоанализ) может быть представлена аналогично рассмотренной выше структуре сознания.
1. Самопознание, самонаблюдение, познание себя, своего положения, способностей и т. д.
2. Эмоциональная оценка (положительная или отрицательная) своих качеств.
3. Выработка мотивации, определение целей и способов самоизменения.
4. Волевые усилия для достижения целей, саморегуляция, самоконтроль.
С понятием сознания часто коррелируется понятие сознательности. Понятие сознательности, конечно, предполагает сознание у человека, при этом сознание и сознательность не тождественны. Сознательность связана с пониманием общественного долга, чувства ответственности за свои поступки; можно сказать, что чем большее место в мотивации занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности человека.
Бессознательное
Явления психики, которые мы называем сознательными, «окружены» иного рода психическими явлениями, которые не всегда поддаются контролю со стороны сознания. Это сфера бессознательного, часто связанная со сновидениями, гипнотическими состояниями, состояниями невменяемости, подверженностью внушениям, например, рекламы и пр.
Бессознательное— совокупность психических явлений состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательное иногда направляет поведение людей, их поступки, а они, в свою очередь, определенным образом действуют на сознание.
В конце XIX, начале XX века австрийский психиатр З. Фрейд (1956—1939) одним из первых выдвинул проблему бессознательного, отведя подсознанию не просто важную, а решающую роль в психической жизни. Фрейд утверждал, что под влиянием различных факторов у человека складываются определенные «комплексы» (например, «комплекс вины»), о которых человек может и не подозревать, но которые влияют на его поведение и даже могут вызвать психическое расстройство. Фрейд разработал специальный метод терапевтического лечения — психоанализ.
Фрей выделял три сферы в психике человека: ОНО (ID); Я (EGO); СВЕРХ-Я (SUPER-EGO).
· ОНО — слой бессознательных влечений, где главенствует принцип наслаждения
· Я — сфера сознания, здесь главенствует принцип реальности
· СВЕРХ-Я — личная совесть, олицетворяющая собой общественные, культурные установки, требования со стороны мира.
Я — является посредником между миром и ОНО, стремится сделать ОНО приемлемым для мира, с одной стороны. А с другой стороны — привести мир в соответствие с желаниями ОНО.
К. Г. Юнг (1875—1961) — последователь Фрейда, швейцарский психолог и психиатр. Если Фрейд исследовал бессознательное в связи с индивидуальной жизнью человека, то Юнг исследовал явления бессознательного, связанные с коллективной жизнью людей, с жизнью рода, закрепленные в психике человека исторически и передающиеся по наследству из поколения в поколение. Подобные структуры бессознательного Юнг называл «коллективным бессознательным», а его элементы — архетипами.
Если личное бессознательное с помощью психоанализа можно выявить и осознать, то коллективное бессознательное в чистом виде невозможно вывести в область сознания. Оно может проявлять себя лишь косвенно. Коллективное бессознательное (состоящее из совокупности архетипов) — есть, по сути, возможность, передающаяся по наследству. Возможность формирования определенных образов, определенных представлений, которые могут появляться у разных людей, никак не связанных между собой в этой жизни. (Примеры архетипов: «мудрого старца», «отца-защитника», «матери-земли»). Архетипы позволяют представителям самых разных народов понимать символику не только свою, но и чужую. Архетипы проявляются в сновидениях, в художественном творчестве. Например, схожие сказочные образы независимо повторяются в сказках разных народов. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, сохраненных в подсознании, передававшихся по наследству и принявших современную форму благодаря тому, что сознание и творчество перевели их из внутреннего мира во внешний.
ТЕМА: Диалектика как учение о развитии мира