Ретроспектива самопознания человека и человечества.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И СЕМИНАРОВ

  Всего часов: Лекции: Семинары:
Тема № 1 Введение
Генезис и природа философии
Философия в жизни человечества
Тема № 2 История философии – ретроспектива самосознания человека
1. Античная философия - юность философской мысли.
2. Философия Древнего Востока
3. Средневековая философия – философия веры
4. Философия эпохи Возрождения
5. Философия Нового времени
6. Философия эпохи Просвещения
7. Немецкая классическая философия
8. Философия марксизма
9. Философия западного иррационализма
10. Философские альтернативы ХХ в.
11. Философия русской духовности
Тема № 3 Общие вопросы философии      
1. Учение о бытии      
2. Место человека в мире. Научная, философская и религиозная картина мира      
3. Философия сознания      
4. Теория познания      
5. Наука в системе познания      
6. Диалектика – общая теория развития      
7. Философия общества и истории      
8. Проблема человека и смысла его существования      
9. Теория ценностей. Нравственные, эстетические ценности      
10. Философские основания культуры и цивилизации      
11. Философия техники. Человек в информационно-техническом мире      
13. Глобальные проблемы современности      
Тема №4 Философские проблемы биологии и медицины      
1. Онтологический статус жизни      
2. Антропоцентризм как методологический принцип медицины      
3. Философские и теоретические основания медицины      

Итого: 148 74 74

В соответствии с действующими учебными планами преподавание философии осуществляется.

Факультеты Всего часов Часы Лекции Семинары: Семестры 3 – 4 Экзамен:
Лечебный 74 74 76 72
Педиатрический 74 74 76 72
Иностранный 74 74 76 72
Стоматологический 63 63 76 50
Фармацевтический 70 70 4 5 68 72

Требования к знаниям и умениям по курсу философии:

По окончании курса философии студент должен:

1. Иметь представление:

о своеобразии философии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, ихзначении в творчестве и повседневной жизни.

2. Понимать:

смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношение человека к природе и современных противоречии существования человека в ней, роль науки в развитии цивилизаций, взаимодействия науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

3. Знать:

условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

Тема 1.

Понятие о философии

1. Наука и философия: сходства и различия

2. Основные направления философии: онтология, гносеология, аксиология, логика

3. Основные философские проблемы

4. Философия и медицина

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

Гербер Р. Вибрационная медицина. – М.: София, Гелиос, 2001. – 592 с.

Д.Губин. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с.

Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438 с.

Р. Каратини. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 736 с.

Пучко Л.Г. Многомерная медицина. Система самодиагностики и самоисцеления человека. – М.: АНС, 2003. – 432 с.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с.

Контрольные вопросы:

1. В чем отличие философии от искусства и религии?

2. Что объединяет философию и науку?

3. В чем различие философии и науки?

4. Каковы отношения между строгостью и универсальностью в познании?

5. Разъясните положение о философии как проекте синтеза частных знаний.

6. Дайте определение основных направлений философии.

7. Назовите основные проблемы онтологии и варианты их решения.

8. Назовите основные проблемы гносеологии и варианты их решения.

9. Назовите основные проблемы аксиологии и варианты их решения.

10. Назовите основные проблемы логики и варианты их решения.

11. Приведите примеры зависимости медицинского знания от философии.

12. Раскройте основные философские принципы западной и восточной медицины.

Темы рефератов:

1. Философия – наука или искусство?

2. Особенности философских процедур обоснования

3. Философия как проект синтеза знаний

4. Основные направления и разделы философского знания

5. Философские основания медицинского знания

6. Философские принципы западной и восточной медицины

1. Наука и философия: сходства и различия

Часто философское знание определяется как знание научное. Однако существует ряд отличий философии от науки, которые заставляли многих мыслителей поставить под вопрос отождествление науки и философии.

Во-первых, философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Философия не ставит специально перед собой задачу испытания эстетических чувств, как это делает искусство, или нравственных действий, как этого требуют религия и мораль. Хотя философия может рассуждать и об искусстве, и о религии, но она в первую очередь – рассуждение, мышление обо всех этих предметах.

Несомненно, что философия близка к науке стремлением не просто утверждать и принимать на веру какие-то положения, но пытаться вначале подвергнуть их критике и обоснованию. Только если эти положения удовлетворят требованиям критики, они принимается в состав философского знания. В этом сходство философии и науки. Как и наука, философия представляет из себя разновидность критического мышления, которое пытается ничего не принимать просто на веру, но все подвергать критике и доказательству.

В то же время существует важное отличие философского знания от знания научного. Все науки – физика, химия, биология, социология и т.д. – представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. Например, физика изучает неорганический мир, биология – мир живых организмов, социология – общество. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом, в единстве неорганических и органических процессов, жизни индивида и общества, и т.д. Философия – это проект универсального знания, универсальной науки. Т.о. по своему предмету исследования философия отличается от наук: науки в качестве своего предмета имеют части мира, философия – мир в целом.

Подводя краткий итог, можно заключить, что 1) философия подобна научному знанию по методу познания – так же, как и частные науки, философия использует критический метод познания, основанный на доказательствах и обоснованиях. 2) философия отличается от частных наук по предмету познания – в отличие от частных наук, философия пытается критически познать мир в целом, наиболее универсальные законы и принципы.

Здесь следует подчеркнуть, что до сих пор подлинно научное знание удавалось построить только в рамках частного, неуниверсального, знания. Такое знание отличается высокой строгостью и достоверностью, но в то же время является знанием частным. Что же касается философского – универсального – знания, то пока опять-таки удавалось построить лишь универсальное, но не слишком строгое знание. Очень трудно совместить в конечном человеческом разуме высокую строгость и универсальность. Обычно знание либо строгое и неуниверсальное, либо универсальное, но не слишком строгое. Именно поэтому философию сегодня нельзя называть подлинной наукой, но скорее – универсальным учением, или знанием.

Философия может не отличаться от науки в двух случаях: 1) когда уровень развития научной строгости еще недостаточно велик, и примерно равен строгости философского знания. Такая ситуация существовала в древности, когда все науки были разделами философского знания, 2) когда философия сможет догнать науку по уровню повышенной строгости. Может быть, это произойдет в будущем, и тогда философия станет полноправной синтетической наукой, но пока с уверенностью говорить об этом трудно.

Даже если философия не обладает сегодня достаточным для науки уровнем строгости, существование и такого универсального знания – это в любом случае нечто лучшее, чем вообще полное отсутствие синтетического знания. Дело в том, что создание универсального знания о мире, синтез знаний частных наук – это фундаментальное стремление человеческого разума. Знание считается не вполне истинным, если оно разорвано на множество не связанных фрагментов. Так как мир един, то и подлинное знание о мире тоже должно представлять из себя некое единство. Философия ни в коем случае не отвергает частных знаний отдельных наук, она должна лишь синтезировать эти частные знание в некое целостное знание. Т.о. синтез знания – основной метод философии. Частные науки нарабатывают части этого синтеза, философия призвана возвести все эти части к некоторому высшему единству. Но настоящий синтез – это всегда непростая задача, которую никогда нельзя свести просто к рядоположенности отельных частей знания. Поэтому философию нельзя разложить просто в сумму всех частных наук, или заменить этой суммой философское знание. Синтетическое знание требует своих собственных усилий, хотя и зависимых, но вполне не сводимых к познавательным усилиям отдельных наук.

2. Основные направления философии: онтология, гносеология, аксиология, логика

В составе философского знания выделяют множество направлений и частей. Наиболее крупными делениями любой философской системы являются такие ее разделы, как онтология, гносеология, аксиология, логика

1) ОНТОЛОГИЯ (от греч. «онтос» - сущее, то что есть на самом деле, и «логос» - учение, т.е. буквально «онтология» - учение о сущем) – раздел философии, в котором исследуется, как устроен объективный мир, существующий независимо от индивидуального сознания человека. Это своего рода философская физика. Высшим понятием онтологии является понятие «бытие» - полнота всего существующего.

2) ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. «гнозис» - знание, и «логос» - учение, т.е. «гносеология» - «учение о знании») – философская теория познания. Высшее понятие гносеологии – понятие «истина» - высшее состояние знания.

3) АКСИОЛОГИЯ (от греч. «аксис» - ось, основание, и «логос» - учение, т.е. учение об основаниях) – философская теория ценностей, потому и высшим понятием этого раздела философии является понятие «ценность» - основание и эталон сознания. Внутри аксиологии выделяется множество более частных направлений, исследующих отдельные ценности или ценностно-зависимую реальность. Это, например:

Философская этика – учение о добре и зле,

Философская эстетика – учение о красоте,

Философская антропология – учение о человеке, и т.д.

4) ФИЛОСОФСКАЯ ЛОГИКА – раздел философии, в рамках которого исследуются наиболее универсальные законы и принципы, в том числе в той форме, как они выражаются в человеческом мышлении. Высшее понятие логики – «логос» - высший закон и первопринцип.

3. Основные философские проблемы

Рассмотрим примеры философских проблем по разделам философии.

1) Онтологические проблемы.

Проблема бытия – существует ли нечто? что значит «существовать»?, почему вообще что-то существует?, что существует на самом деле, а что только кажется существующим?, каковы критерии подлинного существования?

Проблема видов бытия – каковы формы и степени бытия?, как определить более полное бытие?, что такое материя, жизнь, сознание?

Проблема причинности – всякое ли событие обладает причиной?, вытекает ли следствие из причины с необходимостью?, возможны ли случайные события?

С решением в ту или иную сторону онтологических проблем связан ряд направлений онтологии. Например:

МАТЕРИАЛИЗМ – направление онтологии, утверждающее, что существует только материя, и сознание – форма материи (такая позиция материализма выражается в формуле «материя первична, сознание - вторично»)

ИДЕАЛИЗМ утверждает, что наоборот, реально существует только сознание, а материя – одна из форм сознания (идеализм принимает формулу «сознание первично, материя вторична»).

Проблема первичности (важности) материи или сознания называется некоторыми философами основным вопросом философии.

ДЕТЕРМИНИЗМ утверждает, что всякое событие в мире имеет свою причину, из которой оно вытекает с необходимостью. Следовательно, нет в мире ничего случайного.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ, наоборот, допускает существование случайных событий, т.е. событий, у которых нет собственной причины.

РЕДУКЦИОНИЗМ – направление, предполагающее, что всякое начало можно представить первоэлемент или как результат отношения между некоторыми первоэлементами (если такие первоэлементы – атомы, то возникает такая версия редукционизма, как атомизм).

ХОЛИЗМ – противоположное редукционизму направление, утверждающее существование уровней бытия, когда элементы более высокого уровня не могут быть полностью разложены в систему отношений элементов нижнего уровня.

2) Гносеологические проблемы.

Проблемы истины - существует ли истина?, т.е. возможно ли познание мира?, каковы критерии истинного знания?, как отличить истину от лжи?, есть ли наилучший метод познания истины?

Здесь можно указать на следующие направления гносеологии, так или иначе разрешающие отмеченные проблемы.

АГНОСТИЦИЗМ – направление, отрицающее познаваемость мира человеческим разумом.

СКЕПТИЦИЗМ – направление, отказывающееся утвердительно или отрицательно разрешать вопрос о существовании истины. Скептицизм пытается найти аргументы, ставящие под сомнение любое определенное разрешение проблемы познаваемости мира.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ – направление, утверждающее возможность познания мира человеком.

ЭМПИРИЗМ утверждает, что основным источником познания истины является опыт, т.е. та часть сознания человека, которая есть результат познания на основе внешних органов чувств (зрения, слуха и т.д.)

РАЦИОНАЛИЗМ – направление гносеологии, полагающее в качестве основного источника истинного познания интеллект, логику и мышление.

3) Проблемы аксиологии.

К аксиологическим проблемам принадлежат проблемы понимания того, что есть ценность и ценностное бытие?, каковы виды ценностей?, существуют ли ценности объективно или субъективно (только в сознании того или иного существа)?, есть ли более важные и менее важные ценности?, как организована система ценностей?

В этике, эстетике те же вопросы конкретизируются в отношении к ценностям добра и красоты соответственно. В антропологии исследуется проблема человека, его природы и происхождения, смысла его существования и т.д.

В аксиологии существует также большое разнообразие более частных направлений, предоставляющих те или иные варианты ответов на поставленные вопросы.

ЦЕННОСТНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ утверждает относительность всех ценностей, отрицая наличие среди них более или менее важных.

Наоборот, ЦЕННОСТНЫЙ ДОГМАТИЗМ склонен утверждать некоторые ценности как абсолютные и незыблемые, стоящие над всеми остальными видами ценностей.

Есть целый ряд направлений аксиологии, предоставляющий свой вариант ответа для решения вопроса о смысле человеческой жизни.

ГЕДОНИЗМ считает, что высшая ценность человеческой жизни – чувственные удовольствия.

ЭВДЕМОНИЗМ несколько сложнее гедонизма, полагая высшей ценностью счастье человека. В понимание счастья входит уже не только чувственное наслаждение, но и социально-душевное благополучие личности.

ПРАГМАТИЗМ полагает смыслом человеческой жизни пользу и выгоду.

ЭГОИЗМ высшей ценностью утверждает собственное благополучие человека, в отношении к которому все остальные люди выступают как только средства.

АЛЬТРУИЗМ, наоборот, благом человека считает заботу о других людях, жертвенное служение им.

4) Проблемы философской логики.

Таковыми проблемами можно рассматривать проблемы того, существуют ли высшие универсальные законы бытия и сознания?, возможно ли их выражение в форме некоторых символов и структур?, возможно ли создание универсального языка, выражающего первопринципы?, сможет ли этот язык охватить частные знания как свои частные случаи?

В истории философской логики издавна существуют два основных направления.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА – логика, основанная на ограничении универсального знания только рамками абстрактно-общего, т.е. такого общего, которое противоположно частному. В основе формальной логики лежат принципы тождества и непротиворечивости истинного знания.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – проект философской логики, который ставит перед собой задачу создания универсального знания на принципах конкретно-общего, т.е. такого общего-единого, которое вбирает в себя частное и единичное. Предполагается, что в основе диалектической логики (диалектики) должны лежат некоторые принципы, выходящие за границы принципов формального тождества и непротиворечия.

4. Философия и медицина

У каждой науки есть своя философия. Со сменой философии изменяется во многом и частное научное знание. Это относится и к медицине как одной из частных наук. Особенно хорошо зависимость медицины от философии видна на примере различий западной и восточной медицины. Главное, чем различаются эти медицинские традиции – это их философские основания. Западная медицина принимает философию материализма, откуда вытекает, что человек – это только его физическое тело. Следовательно, все основные причины и механизмы заболеваний также имеют чисто материальную природу. Следовательно, только материальным должно быть и лечение, например, в виде хирургии, фармакотерапии. Восточная медицина принимает во многом философию идеализма, полагая, что у человека множество тел, и физическое тело представляет из себя лишь самое «плотное» из этих тел. Все остальные «тонкие» тела выходят за границы материально-физического мира и являются главными для активности человека. Именно в этих «тонких» телах лежат основные причины и механизмы всех заболеваний, и они лишь позднее проявляют себя на уровне физического тела в форме тех или иных физических недугов. Отсюда вытекает, что лечение болезни, ставящее перед собою цель воздействовать в первую очередь на первопричины болезни, должно быть лечением над-физическим, оперирующим с тем, что сегодня получает название «энергоинформация». Таковы, например, иглоукалывание, гомеопатия.

Так медицина оказывается глубоко зависящим от философских предпосылок знанием, и медик поневоле не может не быть философом. Но лучше для образованного специалиста быть сознательным философом в своей профессии, чем бессознательно и слепо пользоваться какой-то (и может быть, не самой лучшей?) профессиональной философией и не понимать этого.

Тема 2.

РЕТРОСПЕКТИВА САМОПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Занятие 1.

1. Возникновение и развитие философии. Типология историко-философского

процесса.

2. Античная философия, основные типы ее развития и черты:

а) ранняя классика (милетская школа, Гераклит, элеаты, Пифагор, Эмпедокл, Анаксагор),

б) средняя классика (Демокрит, Левкипп, софисты, Сократ). Зарождение медицины как автономного научного знания.

Занятие 2.

1. Высокая классика (Платон, Аристотель).

2. Философия эпохи эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм).

3. Влияние античной философии на развитие поздней европейской культуры и медицины.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М., 2000.

Губин Д. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с.

Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с.

Каратини Р. Введение в философию. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 736 с.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с.

ЛИТЕРАТУРА:

Аристотель. Сочинения. В 4 тт.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Платон. Собрание сочинений в 4 тт. – М., 1990.

Адо П. Плотин или простота взгляда – М.,1981.

Асмус В.А. Платон – М., 1976.

Богомолов А.С. Диалектический логос: становление античной диалектики. – М., 1982.

Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса.- М., Введение в философию. – М., 1989.

Виц В.В., Любутин К. Н. Введение в историю философии. – М., 1987.

Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. – Изд. РГУ, 1982.

Желудь Л.Я. Пифагор и его школа. – Л., 1990. Зубов В.П. Аристотель.- М.,1963.

История философии: Запад - Россия – Восток. Кн 1. – М.,1995.

Канке В.А. Философия. – М., 1986.

Кесседи Ф.X. Гераклит. – М., 1982.

Кесседи Ф.Х. Сократ. – М., 1988.

Критический очерк истории философии. – М., 1981.

Мир философии. – М.,1991.

Мотрошилова П.А. Рождение и развитие философских идей. – М.,1991.

Платон и его эпоха. – М.,1985.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – М., 1994.

Семушкин А.В. Эмпедокл. – М., 1985.

Спиркин В.С. Философия. – М.,1998.

Чанышев А.Н. Курс лекции по древней и средневековой философии. – М., 1991.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает философия? Каково ее место в системе гуманитарного знания?

2. Чем определяется исторический тип философствования?

3. Вопреки мнению натурфилософов, все существующее не состоит из первовеществ. Между тем, в утверждениях натурфилософов содержатся элементы гениальных воззрений. Каковы они ?

4. В чем состоит основное достижение школы Пифагора?

5. Свидетельствуют ли апории Зенона о том что элеаты глубже других понимали природу вещества, пространства и времени?

6. Чьим детищем является атомистическая гипотеза философов или физиков? Чем отличается древний атомизм от современного?

7. В чем сущность майевтики как метода?

8. Почему Платона считают основателем системы объективного идеализма? В чем гениальность Платона как философа?

9. По мнению Поппера, философия Платона вредна для демократического общества, справедливо ли это мнение?

10. В чем суть критики Платона Аристотелем?

11. Согласны ли вы с идеей Аристотеля о форме как источнике движения?

12. В чем различие Никомаховой и Эвдемовой этики?

13. В чем жизненная сила стоицизма, эпикуреизма и неоплатонизма?

Темы рефератов:

1. Философия милетской школы сущность и главные идеи.

2. Гераклит как отец диалектики.

3. Учение о числе пифагорейцев.

4. Элеаты о тождестве бытия и мышления.

5. Атомическая концепция Демокрита.

6. Учение Анаксагора о мировом разуме.

7. Механицизм Эмпедокла

8. Сократ – основоположник этического рационализма.

9. Софисты – просветители древности.

10. Система объективного идеализма Платона.

11. Диалектика Платона.

12. Учение Платона о государстве.

13. Теория познания Платона.

14. Учение Аристотеля о причинах.

15. Физика Аристотеля.

16. Этика Аристотеля.

17. Политика Аристотеля.

18. Логика Аристотеля.

19. Эпикуреизм.

20. Неоплатонизм как идеологическое выражение эпохи эллинизма

Античная (древнегреческая) философия создана греческими философами, жившими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья. Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Нередко философия древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием – «античная философия». Существует несколько периодизаций древнегреческой философии. Приведем одну из них:

1. Натуралистический период (досократики) или ранняя классика (7 - 5 в.в. до н.э.). Это Милетская школа – «физики», Гераклит Эфесский, пифагорейцы, элеаты, плюралисты, физики-эклектики.

2. Гуманистический период (средняя классика) – атомисты, софисты, Сократ (середина 5 – начало 6 вв. до н.э.);

3.Период большого синтеза (высокая классика) – Платон, Аристотель (4 в. до н.э.);

4. Римско-эллинистическая философия – кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм;

5. Религиозный период античной мысли – неоплатонизм (3 в. н.э.)

Натуралистический период (ранняя классика) представлен творчеством философов, искавших первоначало, породившее все сущее. Взгляды этих мыслителей отличаются ярко выраженным космоцентризмом, повышенным вниманием к проблеме объяснения явлений окружающего мира, гилозоизмом – одушевлением неживой природы, признанием существования богов. Метод философствования натуралистов – декларирование собственных взглядов.

Милетская школа существовала в 6 в. до н.э.Она получила свое название от города Милет в Малой Азии, где была основана. Представители этой школы выступали с материалистических позиций, занимались не только философией, но научными исследованиями. ФАЛЕС (640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых выдающихся греческих ученых и философов. Первоначалом («архе») всего сущего считал воду. Он представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде и считал, что неживая природа, все вещи имеют душу, точно определил продолжительность года – 365 дней, Землю представлял центром Вселенной, сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса). АНАКСИМАНДР (610-540 гг. до н.э.) – ученик Фалеса. Первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, бесконечную, неизменную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Высказал догадку о происхождении человека от животных, о круговороте элементов в живой природе. АНАКСИМЕН (546-526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра. Первопричиной всего сущего считал воздух, все вещи суть различные концентрации воздуха. Отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (544-483 гг. до н.э.) первоначалом всего сущего считал огонь, вывел закон единства и борьбы противоположностей, считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении. Признавал круговорот веществ в природе, сформулировал принцип Логоса – мирового Разума – всеобъемлющего божества, движущей силой всех процессов считал борьбу: «война есть отец всем и мать всему». Был сторонником цикличности мировых событий.

ПИФАГОРЕЙЦЫ – сторонники и последователи ПИФАГОРА (580-500 гг. до н.э.), древнегреческого философа и математика. Пифагорейцы первопричиной, первоосновой всего сущего считали число. Все существующее и происходящее можно измерить числом и свести к числу. Число – средство познания мира, промежуточное между чувственным и разумным познанием. Единица – мельчайшая частица всего, семь – божество среди чисел. Мир – гармония противоположностей: четное - нечетное, светлое - темное, правое -левое, мужское - женское и т.п. Наука – средство очищения души.

ЭЛЕАТЫ – философы из древнегреческого полиса Элея на территории современной Италии. Наиболее известные представители – Ксенофан (580-490 гг. до н.э.), Парменид (540-480 гг. до н.э.), Зенон (490-430 гг. до н.э.).Создали учение о бытии. ПАРМЕНИД трансформировал космологию в онтологию – теорию бытия. Бытие есть единое в мире, оно не имеет прошедшего, вечно настоящее без начала и конца, неизменно и неподвижно, закончено и совершенно. Возникновение из него и превращение в него невозможно. Мыслить ничто невозможно, так как быть и мыслить – одно и то же. ЗЕНОН прославился своими доказательствами – апориями бесконечной делимости бытия и невозможностью мыслить движение. МЕЛИСС из Самоса добавил к характеристике бытия бестелесность.

ФИЗИКИ-ПЛЮРАЛИСТЫ: ЭМПЕДОКЛ (484-421 гг. до н.э.) считалначалом вещей сочетание четырех элементов - воды, воздуха, земли и огня. Эти элементы неизменны, их объединяет любовь и разъединяет вражда. АНАКСАГОР из Клазомен (500-428 гг. до н.э.). Все рождается из соединения и разъединения гомеомерий, подобных частей, которые являются семенами бытия. Семян бесконечно много, их упорядочивание зависит от Нуса – ума.

Гуманистический период (Средняя классика).

АТОМИСТЫ – ЛЕВКИПП, ДЕМОКРИТ (460-371 гг. до н.э.) первоначалом всего сущего считали атомы – неделимые мельчайшие тела. Атомы вечны, неизменны, отличаются друг от друга порядком, расположением. Атомы движутся в пустоте. Различаются три вида движения атомов – хаотичное, вихреобразное, испарения (запахи). Соединение атомов случайно. Космос не создается разумом, ум следует за Космосом. Атомисты придерживались материалистических позиций. Демокрита называют основоположником материалистической традиции в философии – «линия Демокрита».

В данный период происходит смещение оси философских исследований с космоса на человека, происходит философское открытие человека. До этого он считался рядовым элементом космоса. Пересмотром этого мнения философия обязана софистам и СОКРАТУ.

СОФИСТЫ (5 – первая половина 4 вв. до н.э.) не столько философы- теоретики, сколько учителя философии, ораторского искусства, других видов знаний. Это представители древнегреческого просвещения. Различают старших софистов (Протагор и др.) и младших софистов (Гиппий и др.)В качестве критерия оценки всего существующего софисты выдвигали субъективное мнение человека. Согласно Протагору вне человеческого сознания ничего не существует, нет ничего раз и навсегда данного. «Человек – мера всех вещей». Истинное познание недостижимо, существует только мир мнения. Софистов характеризует неприятие традиций, использование логических уловок (софизмов).

СОКРАТ (470-399 гг. до н.э.) официально не принадлежал к софистам, но разделял некоторые их идеи. Сократ – учитель человечества, хотя и не оставил письменного наследия. Согласно Сократу, сущность человека – это его душа, мыслительная активность, нравственное поведение. Душа способна познавать, познание совершенствует человека, делает его добродетельным. Самое главное проявление души – самообладание, свободное господство над телом. Душа счастлива, если она добродетельна, таких людей предпочитают боги. Душа каждого человека «беременна» истиной, роды истинной мысли возможны на основе метода майевтики – через приведение собеседника в замешательство. Таким путем душа освобождается от иллюзии знания, и тогда истину можно найти в диалоге – путем доказательства в свободном споре. В единстве этих моментов – диалектика Сократа. Под влиянием идей Сократа сложились философские учения , т.н. «сократических школ»: А) Киники (от греч. слова «собака») обосновали идею свободы вне общества, отрицали практически все общественные нормы (Антисфен и др.). Б) Киренаики - высшую цель жизни видели не в познании , а в наслаждении (Аристипп и др.). В) Мегарики считали сознание и мудрость высшим благом, проявлением жизненной энергии (Евбулид и др.). Г) Эгейско-эритрейская школа стремилась к оттачиванию логического искусства. Д) Диалоги Платона.

В этот период в Греции возникла одна из первых наук – медицина. Статус науки ей придал ГИППОКРАТ (460-377 гг. до н.э.). Он стремился дать естественное объяснение феномену болезни, найти его причину, необходимый и универсальный порядок в развитии болезни. Гиппократ обосновал структурную соотнесенность между болезнью, характером человека и окружающей средой, разработал основы концепции гуморальной патологии как результата неправильного смешения четырех основных жидкостей организма - крови, флегмы (слизи), желтой и черной желчи. Гиппократ разработал кодекс профессиональной чести врача – клятву Гиппократа.

Период большого синтеза (Высокая классика).

ПЛАТОН (427-347 гг. до н.э.) - самый знаменитый ученик Сократа, оставил после себя обширное письменное наследие – диалоги, заложил основы идеалистической философии («линия Платона»), создал философскую школу в 387 г. до н.э., которая просуществовала до 529 г. н.э. в Византии. Платон создал учение о двух планах бытия – 1) феноменальном, постигаемом чувствами и 2) сверхчувственном, постигаемом интеллектом, умопостигаемая реальность. Сверхчувственный мир, гиперурания, состоит из идей, которые суть сущности вещей, их образцы. Мир – это материальное отображение идей. Идеи вечны, неразложимы, неизменны. Первоначало идей, вещей, всех свойств – Единое. На его основе мир идей иерархически организован – самая высокая идея – идея блага. Она – функция единого. Единому противостоит начало множественности (инаковости) – диада. Из соединения единого (целого) и диады вырастает тотальность всех идей Единое – принцип бытия, истины, ценности. Восхождение от идеи к идее – основа диалектики Платона. Демиург (бог) на основе идей создал физический космос. Мир – это видимый бог. Мир наделен душой – сущность, тождество, различие – ее принципы. Душа вечна и неизменна Человек получает ее при рождении, когда происходит вселение души в тело (метампсихоз). Душа способна к познанию — истина извлекается из глубины души припоминанием (анамнез) всего, виденного раннее. Ступени познания – мнение (знание чувственного мира) и знание (знание идей). Научный поиск, накопление знаний – способ очищения души от греха, цель тела – катарсис, стремление достигнуть высшего блага через познание как добродетель есть процесс уподобление божеству, и это важный моральный долг человека. К сверхчувственному миру человек может подняться силой Эроса – любви как жажды красоты, добра, блага, мудрости, счастья, бессмертия.

Особую роль в философии Платона играет учение о государстве.Основная задача государства – создание справедливости, гармонии классов. Идеальное государство состоит из трех классов: 1) крестьян, ремесленников, купцов, 2) стражников, 3) мудрецов-просветителей. Основой политики государства должна быть философия. Первенство в государстве принадлежит закону при всех формах правления – монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии и тилократии (власть военных). Платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, с 367 по 342 гг. до н.э. работал в академии Платона, с 347 по 335 гг. до н.э. работал в Пелле, столице Македонии, с 33 по 322 гг. до н.э. работал в собственной философской школе – Ликеe, упраздненной в 86 г. до н.э. Проблемы в этой школе обсуждали в ходе прогулок (перипатос), поэтому последователей Аристотеля называют также перипатетиками. Аристотель подверг критике Платона за разделение мира идей и вещей. Чистых идей не существует, есть только единичные и конкретно определенные вещи, неделимые (индивидуумы). Индивидуум - первая сущность, а их виды и роды – вторая сущность. По Аристотелю, субстанция (сущность) – композиция материи и форма. Материя ecть потенция, способная принять форму. Форма - актуализация этой способности. Их соединение – акт, достижение энтелехии (совершенства). Материя пассивна, форма активна. Высшая форма всего сущего – Бог, находящийся вне мира.

Бытие состоит из десяти высших разрядов, родов, которые Аристотель обозначил как категории: субстанция (сущность), качество, количество, отношение, действие, страдание, место, время, положение (имение), состояние (покой). Кроме познания бытия, субстанции и сверхчувственной субстанции метафизика или первая философия исследует причины, первые и высшие начала Их четыре вида – формальная причина, материальная, действующая, финальная.

Движение – это переход из потенции в акт. Оно осуществляется в четырех видах: 1) возникновение – разрушение, изменение в субстанции, принятие формы, 2) превращение, изменение в качестве, альтерация, 3) возрастание – убывание – изменение в количестве, 4) перемещение – трансляция – изменение по месту. Движение существует благодаря вечному, неподвижному перводвигателю, который является и действующей и целевой причиной сущего.

Материя бесконечна как потенция, но не актуальна. Каждая вещь имеет свое место в пространстве, время – исчисление движения на «сначала» и «потом». Мир делится на подлунный, несовершенный, со всеми формами изменения и надлунный – совершенное круговое движение небесных тел. Кроме этого есть особая сущность – эфир, вечный и неизменный.

Человек наделен понимающей душой и способностью рационального познания Душа трехчастна, это субстанция, форма физического тела, энтелехия. Следует различать душу вегетативную, чувственную и рациональную. Понимание – способность познавать чистые формы, которые содержатся в ощущениях чувственной души и фантазии. Мышление – перевод форм как потенций в актуальное, через понятие рациональной душой. Согласно Аристотелю, этот перевод подчиняется логике, которую он впервые разработал как часть философии. Человек – это интеллект, он отличается от животных только разумом Высшая цель человека – счастье, стремление к благу, повышение активности своего разума Высшая добродетель человека – справедливость, рассудительность и мудрость, познание себя и реальности.

Люди имеют врожденную склонность жить вместе, в обществе Регулирующий механизм общества – государство. Оно должно опираться на конституцию. Возможны шесть типов государства – монархия, тирания, аристократия, олигархия, охлократия (власть толпы), демократия (демагогия) Наилучшая форма государства – полития – смесь олигархии и демократии. Рабство неизбежно в государстве.

Эпоха эллинизма представлена философскими школами, возникшими на территории Греции и тех государств, которые возникли после завоеваний Александра Македонского. Они отразили новые условия жизни древнего грека – космополитизм, расчет только на собственные силы, ассимиляцию элементов восточной культуры, крушение расистских предрассудков о варварах.

ФИЛОСОФИЯ ЭПИКУРА (341-270 гг. до н.э.) состоит из трех частей логики, физики и этики. Логика – учение о критериях истины. Окружающий мир познаваем через ощущения. Они объективно и адекватно создают образы предметов (через их истечения). Отпечаток ощущений в памяти дает возможность предвосхищения. Истина удостоверяется также чувством наслаждения или страдания.

Физика должна представить мир в его последних основаниях. Реальность образована из тел и пустоты, она бесконечна. Тела бывают сложными и простыми, атомами. Атомы падают в пустоте, способны к произвольным отклонениям, различаются фигурой, весом, величиной, ничто не рождается из небытия, количество миров бесконечно. Боги есть, но они равнодушны к человеку. Душа человека – агрегат атомов.

Физика – основание этики, учения о целях человека, счастья и целях его достижения пространстве реальности есть место для счастья, оно основано на вытеснении страдания и беспокойства. Для счастья человек нуждается только в самом себе, для этого излишни боги, государство, знатность и т. д.

Сущность человека материальна. Он носит благо в своей природе, и это благо в наслаждении, удовольствии – естественных движениях. Удовольствие – это, прежде всего, отсутствие страдания, здоровье, занятие любимым делом. Разумное ограничение желаний – норма жизни, надо стремиться к атараксии – невозмутимости души. Политическая жизнь принципиально неестественна. Для достижения атараксии надо избавиться от страха перед богами, смертью, отказаться» от зла в пользу счастья.

Философия стоиков – своеобразная реакция на воззрения киников и Эпикура. Ее основатель – Зенон из Китиона (333 – 262 гг. до н.э.). Он отверг сведение мира и человека к атомам, а смысла жизни – к благам и удовольствию.

Различают период ранней Стои (Стоя – портик в Афинах, где была основана эта философия) – 3 - 2 вв. до н.э., Зенон, Клеанф. Средняя Стоя (2 - 1 вв. до н.э.), Панетий, Посидоний. Поздняя Стоя (1 - 3 вв. до н.э.), римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Философия Стои также имеет три части – логику, физику, этику. Логика - ее цель – разработка понятия истины, согласие чувства и разума – каталепсис. Такое согласие спонтанно. Истина исходит из бытия, и она материальна. Истину выражают понятия, универсалии, их создает мыслительная активность. Физика – учение о бытии. Бытие – это то, что страдает. Бытие и тело – одно и от же. Пассивное бытие – материя, активное – форма, разум, бог, Логос. Тела бесконечно делимы. Бог в себе содержит семена всех вещей. Он совпадает с космосом, который гармонизирован. Космос как целое совершенен. Все совершается по законам Разума. Миры возникают и разрушаются в творящем огне – логосе. Любая вещь сотворена по воле провидения, судьбы. Человек состоит из души и тела, душа телесна, состоит из восьми частей, они – фрагмент космической души. Этика – счастье в том, чтобы следовать природе. Мудрец подчиняется судьбе. Это значит – проявить свое разумное начало, жить, сохраняя бытие, жизнь. Моральное совершенство человека – это исполнение долга, действия, согласные с логосом и природой. Все люди, в том числе и рабы, способны достичь добродетели. Никто не является рабом от природы. Человеческие страсти – источник несчастья. Их надо избегать, воспитывая бесстрастие, бесстрашие. Мудрец суров и неумолим, непоколебим.

СКЕПТИЦИЗМ И ЭКЛЕКТИЦИЗМ. Наиболее известный представитель – Пиррон (360 - 275/270 гг. до н.э.).По мнению скептиков, можно быть счастливым и без знания истин и ценностей. Для этого надо иметь в виду следующее: 1) в мире господствует видимость, все вещи одинаковы, непостоянны, неразличимы; 2) ни к чему не питать доверия, жить без сомнений, ни о чем не судить; 3) лучше всего быть апатичным и невозмутимым.

НЕОПЛАТОНИЗМ – это учение Плотина (205-270 гг. н.э.), создавшего античный вариант философии, близкой к религиозной. Мир – это Единое – первое и абсолютное начало, производящее само себя. Единое бесконечно, нематериально, продуктивная потенция. Оно невыразимо, возвышается над бытием и интеллектом. Единое – причина всех вещей, благо. Оно – творящая свобода. Есть два вида активности Единого: свободное творение себя и порождающая необходимость Духа. Дух происходит из Единого. Единое – потенция всех вещей, Дух – идеальный образ вещей, интеллигибельный космос, мир чистой красоты как сущностной формы. Из Духа проистекает Душа – активность и действие Духа. Душа – создательница физического космоса, начало движения, чистое движение. Душа имеет иерархическую структуру: а) Высшая душа, пребывающая до творения космоса в союзе духом; б) Всеобщая душа – творящая чистая сила, создающая космос; в) частные души – тела, организмы, звезды и т.п.

Душа, создавая материю, полагает ее как периферию света, материя – зеркало форм идей, логоса. Душа творит жизнь во времени, копирующую жизнь Духа, который бесконечен. Физический космос совершенен. Человек предсуществует в состоянии чистой души. Сошествие души в тело есть проявление потенций космоса, в теле душа забывает о своем происхождении. Ощущение и восприятие – познавательные акты души. Есть чувствующая душа и душа воспринимающая идеи. Высшая форма активности души – ее свобода, страстное желание блага. Судьба души – воссоединение с Единым.

Плотин выделяет следующие пути такого воссоединения: 1) путь добродетели, 2) эротика, 3) диалектика, 4) путь опрощения, 5) мистический экстаз – погружение в созерцание Единого, слияние с бесконечностью. Сознательное состояние возникает на основе особой техники.

В последние века античного мира достижения медицины воплотились в творчестве Клавдия Галена (129-200 гг. н.э.). Гален был личным врачом императора Марка Аврелия. Истинный врач должен быт философом. Медицинские представления Галена основаны на анатомических исследованиях, изучении животных и растений , теории элементов Гиппократа, учении о рациональной, гневной и вожделеющей душе. Гален критиковал современников-медиков за невежество, коррупцию, эгоизм, леность.

Заключая изложение, можно сказать, что античная философия характеризуется культом знания и стремлением к объективному познанию Космоса.

Тема 2.

Наши рекомендации