Каковы основные идеи буддизма?
Буддизм– это религиозно-философское учение в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в других регионах. Буддизм стал первой из трех мировых религий.
Основателем буддизма стал выросший в роскоши царевич Сиддхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н. э.), названный впоследствии Буддой (буквально – пробужденный, просветленный).
Будда самостоятельно сделал свой жизненный выбор – путь крайнего аскетизма и поиска истины. В стремлении найти и преодолеть причину людских страданий он изучал древние знания под руководством индуистских гуру, пока на него не снизошло озарение (божественное откровение, которое буддисты называют просветлением), положившее начало новому учению.
В чем философская сущность буддизма? В чем его принципиальная по сравнению с индуизмом новизна?
Согласно буддизму, мир состоит из бесконечного множества взаимообусловленных качеств, проявляющихся во времени и пространстве при определенных условиях как часть единого целого. Любое изменение в мироздании влечет за собой неотвратимые последствия, ибо все сущее находится в тесной взаимосвязи. Таким образом, каждый человек является полностью зависимой частицей окружающего мира. Само существование человека длится до тех пор, пока существуют подходящие для этого условия. При их отсутствии существование прекращается.
Пратитья-самутпада предусматривает три признака существования вселенной.
Из трех признаков проявленного существования вселенной буддизм формулирует четыре благородные истины:
1) Жизнь есть не что иное, как дуккха (страдание и неудовлетворенность)
2) Причиной страдания является танха (привязанность к жизни как источнику страдания и иллюзорное отношение к реальности, когда желаемое выдается за действительное, а стремление обрести полное удовлетворение усматривается в чувственных удовольствиях и постоянной борьбе личности за выживание)
3) С избавлением (ниродха или (по другому переводу) нирвана) от привязанностей исчезает причина страдания.
4) Во избежание привязанностей следует придерживатьсявосьмеричного срединного пути, называемого маггой.
Следует отметить, что при всей привлекательности и убедительности идей буддизма об избавлении человека от страдания, стоит все же признать, что способ этого избавления является довольно радикальным. И если семь шагов из восьмеричного пути человеку, стремящемуся к самосовершенствованию, при желании можно осуществить, то сделать последний шаг и погрузиться в состояние нирваны – под силу далеко не каждому. Именно поэтому со временем внутри традиционного буддизма появились ответвления и секты (буддизм махаяны, буддизм хинаяны, буддизм варджаяны и др.)