Глава 4. Философия эпохи Возрождения
В чем заключается специфика философии
Эпохи Возрождения?
Философия эпохи Возрождения– это совокупность философских направлений, которые возникли и развивались в Европе в XIV – XVII веков. Все они были объединены антицерковной и антисхоластической направленностью, устремленностью к человеку, верой в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающим и оптимистическим характером. Под словом «Возрождение» (или «Ренессанс») понимается прежде всего возрождение ценностей и культурных традиций античности.. 35
Наиболее яркими проявлениями специфики эпохи Возрождения в философии, науке, культуре, экономике и политике явились процессы:
а) секуляризации – отделения указанных сфер от влияния церкви;
б) перехода от теоцентризма к антропоцентризму;
в) переосмысления античного наследия.
Идеалом становится светское, а не религиозное знание. Кроме авторитета Священного Писания, возвышается авторитет античной мудрости. Происходит возрождение «истинной» духовности христианства, переосмысливается христианская традиция, появляются ревнители христианства, наподобие монаха Джироламо Савонарола во Флоренции (1452 – 1498), которые резко протестуют против роскоши папства, искажения учения Христа клиром. Они призывают к возрождению первоначального «апостольского» христианства. Поэтому неверно связывать эпоху Возрождения лишь с античным наследием.
Основная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм, в соответствии с которым не Бог, а человек ставится в центр исследований. Появляется новая система ценностей, в которой на первом месте находится человек и природа, а уже потом – религия с ее проблемами. При этом человек преимущественно понимается как природное существо.
Кроме того, мыслители Ренессанса не любят анализировать понятия и тщательно различать мельчайшие оттенки категорий (как это делали схоласты). Они хотят прежде всего осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях). Большинство из мыслителей эпохи Возрождения опираются не на интуицию и откровение, а на опыт и разум.
Каковы основные направления философии
Эпохи Возрождения?
. 35
Основными направлениямифилософии эпохи Возрожденияявлялись:
1) гуманистическое (XIV – XV вв., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валло и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
2) натурфилософское(XVI – нач. XVIIвв., представители: Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер) – пыталось развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания на основе астрономических и научных открытий;
3) неоплатоническое(сер. XV – XVI вв., представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др.) – развивало учение Платона, пыталось познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
4) мистическое (XVI – нач. XVIIвв., основной представитель Якоб Бёме) – было направлено на постижение Бога в особом состоянии, когда человека посещают мистические видения;
5) скептическое (XVI вв., представитель Мишель де Монтень) – разоблачало суетность людей и бесполезность человеческого разума;
6) политическое(XV – XVI вв., представитель Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
7) реформационное (XVI – XVII вв., представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др.) – стремилось коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
8) утопическое (XV – XVII вв., представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.