Идеализм в отечественной философии XIX века. Философия П. Юркевича.
1.Особенности развития украинской философии в XIX - начале XX века
Борьба мировоззрений и различных направлений в отечественной философии в XIX - начале XX века была обусловлена несколькими причинами.
Первая причина коренится в острых социально-экономических и политических противоречиях общественного бытия. Если в Западной Европе в этот период господствуют противоречия буржуазного способа производства, то в Украине характер социально-политического и духовного развития определяет противоречие между феодальными и буржуазными отношениями и в, то же время начинают проявляться сущностные противоречия буржуазного способа производства. В общественном сознании (идеологии, мировоззрении) эта ситуация отразилась в наличие нескольких идеологических полюсов: старой, традиционной аристократически-фео-дальной идеологии (в философии - это, как правило, религиозно-идеалистическое направление, восходящее к средневековью), социал-демократическим направлениям, отражающими идеологию восходящих классов (в философии - это развитие материалистической традиции), а также социалистической и коммунистической идеологией, выразительницей противоречий буржуазного общества.
Вторая причина связана с ростом национального самосознания и стремлением обрести государственную и культурную независимость. Нить натяжения этого противоречия ограничили идеологи западничества и украинофильства. Представители первой утверждали, что Украине необходимо ориентироваться на Запад и постараться как можно быстрее догнать его, пройдя путь капиталистического развития. Украинофилы настаивали на собственном, национальном пути развития страны, как гарантии благополучия и прогресса. Вот как пишет об этом один из идеологов Кирилло-Мефодиевского братства[95].Николай Костомаров (1817-1885): “Але було два лиха у слов’ян: одно – незгода між собою, а друге те, що вони, як менші брати, усе переймали от старіших; чи до діла, чи не до діла, не бачучи того, що у їх своє було лучше ніж братівське”[96].
Третья причина заключается в самом философском процессе, который (как любое другое общественное явление) представляет собой диалектику традиций и новаторства; собственных, традиционных, национальных способов постижения мира и заимствований из других культур. В XIX веке в Украине популярны были идеи немецкого классического идеализма. Наиболее известны популяризаторы, исследователи систем И. Канта, И. Фихте, Г. Шеллинга и Г. Гегеля, украинские философы: П. Лодий, Л. Якоб, В. Довгович, Я. Рубан, И. Шад, Д. Велланский, М. Максимович, И. Михневич, О. Новицкий, С. Гогоцкий. Во второй половине XIX - начале XX века философский процесс в Украине испытал влияние идей позитивизма, в частности махизма - М. Грот, В. Лесевич.
Четвертая причина или источник новых философский идей, прежде всего материалистических, заключены в развивающемся естествознании. Ученые-естествоиспытатели боролись против идеалистического мировоззрения, способствовали развитию и распространению идей материализма и диалектики: Т.Ф. Осиповский, П.М. Шумлянский, А.И. Стойкович, М.В. Остроградский, В.И. Лапшин, Н.И. Козлов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, Н.А. Умов, Н.М. Бекетов, А.П. Шимков, А.С. Шкляревский, И.П. Щелков, П.И. Ковалевский. В.Я. Данилевский, К.А. Тимирязев, Н.Д. Пильчиков, Н.И. Косоногов, А.Н. Северцев, М.Ф. Хандриков, В.И. Талиев, Л.А. Тарасевич, Н.Н. Ланних трудились, творили как на Украине, так и в России. Обоснование конкретно-научных идей часто поднималось до общенаучных и философских обобщений. Некоторые из них намного опередили свое время, например, учение В. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу начинает в полную меру осознаваться только теперь, в конце XX века.
Итак, среди множества направлений и школ в развитии философии XIX - начала XX века выделим четыре основных:
ü развитие традиционных идей национальной философии, идущей от Киевской Руси и украинского просвещения (как правило, это идеалистические системы);
ü развитие идеализма как результат заимствования, влияния немецкой классической философии и махизма;
ü развитие материалистической философии в социал-демократическом лагере и в марксизме;
ü распространение и обоснование материалистического мировоззрения в естественнонаучном знании.
Далее подробнее охарактеризуем первое и третье из названных направлений. А сейчас об общей черте, объединяющей все эти направления - разные и часто противоположные. К XIX веку сложились и начали рельефно проявляться традиционные, своеобразные черты украинской философии. В большей или меньшей степени они оказали влияние на характер, настрой, стиль философских идей во всех названных выше направлениях. Назовем некоторые, на наш взгляд, самые значительные, своеобразные черты украинской философии.
1. Экзистенциальность (от exisfentia - существование) - стремление постигнуть мир, бытие через внутреннее духовное существование человека: отсюда психологизм, интуитивизм, тяготение к иррациональным способам постижения предмета. Несмотря на то, что отечественная философия постоянно испытывала влияние рационализированной западноевропейской культуры и философии, она смогла сохранить свой иррациональный дух, способность отражать мир не через научную систему (преимущественно), а через символ, миф, художественный образ.
2. Связь философии с искусством, прежде всего с литературой. Выдающиеся украинские философы были поэтами, писателями, литературными критиками: Н.В. Гоголь, Т. Шевченко, Марко Вовчок, Н. Костомаров, И. Франко, П. Грабовский, Леся Украинка, М. Коцюбинский, В. Винниченко и другие. Например, А. Потебня обосновывает общность философии и литературы в целостности (нерасчлененности) познания мира:
“Наука раздробляет мир, чтобы сызнова сложить его в сложную систему понятий; но эта цель удаляется по мере приближения к ней, система рушится от всякого, не вошедшего в нее факта... Поэзия предупреждает это недостижимое аналитическое знание гармонии мира; указывая на эту гармонию конкретными своими образами, не требующими бесконечного множества восприятий, и заменяя единство понятия единством представления, она некоторым образом вознаграждает за несовершенство научной мысли и удовлетворяет врожденной человеку потребности видеть везде цельное и совершенное. Назначение поэзии - не только приготовлять науку, но и временно устраивать и завершать невысоко от земли выведенное ее здание. В этом заключается давно замеченное сходство поэзии и философии”[97].
3. Тесная связь с жизнью, с практикой общественного бытия. Философ на Украине, как правило, не кабинетный ученый, а “учитель” народа, общественный деятель; поэтому отечественная философия больше ориентирована на социально-философские, этические, психологические проблемы.