Закон перехода количественных изменений в качественные
Предметом закона является переход от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям коренным, открытым — качественным. При этом качественные изменения наступают не случайно, а закономерно, вследствие накопления незаметных и постепенных количественных изменений; не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию.
Качество – внутренняя специфическая определенность вещи. Качество состоит из множества свойств. Всякая вещь состоит в различных отношениях ко всему остальному. В отношениях вещей обнаруживаются их свойства. Свойство – выражение качества вещи. Качество – это целостная характеристика вещи, а свойство – множественная. Качество у предмета всегда одно, а свойств – много. Мы познаем качество через познание свойств. Вещь перестает быть тем, что она является, когда она теряет свое качество. Мера указывает на связь качества и количества. Она обозначает количественный предел существования данного качества. Переход за границы меры приводит к превращению старого качества в новое.
Таким образом, суть закона - развитие осуществляется путем накопления количественных изменений в предмете, что приводит к выходу за пределы меры и скачкообразному переходу к новому качеству.
Формулируя закон перехода количественных изменений в качественные, Гегель исходил из того, что в мире существуют 2 типа изменений:
1. изменения, при которых сущность предмета не меняется (количественные изменения);
2. изменения, которые затрагивают сущность предмета (когда предмет становится принципиально другим, меняются его существенные свойство – качественные изменения). До Гегеля философы понимали изменения исключительно как изменения качества, как изменение сущности предмета. А в промежутках между этими изменениями предметы вроде как находились в состоянии покоя. Т.е. процесс смены одной неизменной сущности другой неизменной сущностью
Например, вода при закипании превращается в пар, а при замерзании – в лёд. Если дробить процесс на маленькие этапы, мы скачка не обнаружим. Но если мы посмотрим на крайние состояния, то увидим их явные качественные отличия.
Примеры: Мера (как изменение количества, которое не приводит к качественным изменениям):
1. та доза алкоголя, которая не превращает данного человека из трезвого в пьяного
2. рост ребенка, не препятствующий ему надевать данные предметы одежды и обуви
Скачок (как переход в новое качество):
1. из трезвого в пьяного, который больше не способен соображать и двигаться
2. когда одежда и обувь в определенный момент становятся ребенку малы
57. философское понятие о развитии. Направления развития. Проблема критериев прогресса.Идея развития появляется в конце 18 – начале 19вв.
Развитие – вид изменения. Развитие принято отличать от функционирования. Высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому.
Признаки развития:
1. качественный характер изменений (качественные преобразования на уровне подсистем объекта, например в составе элементов, изменения в структуре).
2. Направленность
3. Необратимый характер изменений
Развитие – это направленные, необратимые, качественные изменения системы.
Направления развития:
1. восходящее: прогресс – это развитие от старого как низшего к новому как высшему; развитие есть там, где новое прерывает существование старого, вбирая из него все положительное, жизнеспособное (н-р, научно-технический прогресс).
2. нисходящее: регресс – это наоборот (исчезновение некоторых видов животных).
Соотношение прогресса и регресса:
1. общий прогресс системы может включать в себя регресс отдельных элементов структуры и функций (положение сомнительно, его нужно обосновать)
2. Прогресс одной материальной системы, включённой в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной регресса этой второй системы.
3. Понятие прогресса (по мнению современной философии) неприменимо ко всей материи в целом, оно может относиться только к конечным, ограниченным системам.
Развитие – это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом витков.
Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи.
Для социальных систем применяется комплексный критерии, который включает в себя несколько показателей: темпы роста производства, либо качественные изменения материальных, производственных сил. Это ведет к возрастанию степени свободы человека по отношению к природе. По Н.Н. Моисееву критерий развития производства – степень согласованности стратегии общества и стратегии природы.
Гуманистический критерий. Сюда входит уровень реальных возможностей для свободного всестороннего развития личности. Сюда же входит уровень реальных возможностей для гармонизации коллективных и личных интересов.
Степень свободы работников от эксплуатации. Этот критерий указывает на меру свободы человека в обществе, мера преодоления отчуждения.
Политический – оптимальный уровень демократизации общественной жизни.
Существуют недиалектические трактовки развития, которые всегда основаны на разрыве, противопоставлении отдельных сторон процесса развития (противопоставление постепенности и внезапности).