Требования для получения оценки по курсу
− иметь хорошо проработанные конспекты лекций, т.е. не только записи лекции преподавателя, но и свои отметки, дополнения и т.д.;
− регулярно принимать участие в работе на семинаре, не обязательно каждый раз с оценкой;
−успешно написать промежуточное тестирование;
−выполнить задание для самостоятельной работы.
Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(по формам обучения)
Факультет/ Специаль-ность | Название дисциплины | Отде-ление | Вид учебной работы | Количество часов | Се-местр | |
Аудиторные | Самост. работа | |||||
Лекции | ||||||
Лекции | ||||||
Практические / Семинарские | ||||||
Практические | ||||||
Лабораторные | ||||||
Консультации | ||||||
Курсовые /рефераты | Реферат | 1 или | ||||
Контрольные работы | тест | 3 сем. | ||||
Итоговый контроль: зачет, экзамен | Экзамен | |||||
Общий объем часов по дисциплине: |
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Факультет__иностранных языков_____2 курс очное_(3 сем,)__
Наименование дисциплины___Философия
Специальность | Отделение | Наименование разделов и тем | Всего аудиторных часов | В том числе | Самостоятельная работа | Календарные сроки выполнения | ||||
Лекции | Практические | Лабораторные | ||||||||
Предмет философии, специфика философского знания | ||||||||||
Структура философского знания, типы философст-вования, ветви фило-софского знания, разделы философского знания, направления. | ||||||||||
Возникновение филосо-фии, начало развития философии. Античная философия. | ||||||||||
Философия средних веков, Возрождения. Нового времени. | ||||||||||
Философия Нового времени (продолжение). Философия Просвещения. | ||||||||||
Неклассический период в истории философии, Х1Х-ХХ в.в. Философия современности | ||||||||||
История русской философии. | ||||||||||
Учение о бытии Материальное и идеальное. Пространство и время. | ||||||||||
Философское учение о диалектике. Законы диалектики. | ||||||||||
Категории диалектики, универсальность категорий. Логическая формальность философского знания. | ||||||||||
Научные, философские и религиозные картины мира. | ||||||||||
Человек, общество, культура. Человек и природа. | ||||||||||
Итого | ||||||||||
Факультет__иностранных языков_____2 курс очное_(4 сем,)__
Наименование дисциплины___Философия
Специальность | Отделение | Наименование разделов и тем | Всего аудиторных часов | В том числе | Самостоятельная работа | Календарные сроки выполнения | ||||
Лекции | Практические | Лабораторные | ||||||||
Человек и исторический процесс. Представления о человеке в различные исторические периоды.Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию. | ||||||||||
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. | ||||||||||
Философия, мораль, право. Нравственные ценности. Религия и нравственность. | ||||||||||
Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Философия и искусство. | ||||||||||
Философия о сознании человека. Сознание, самосознание и личность. | ||||||||||
Проблема познания в философии. Понимание и объяснение, рациональное и иррациональное. Действительность и мышление. | ||||||||||
Проблема истины. Вера и знание. Критерии научности. | ||||||||||
Структура научного знания, его методы и формы. Рост научного знания. Философия науки. | ||||||||||
Философия техники. Искусственные языки и робототехника. | ||||||||||
Логика и язык. | ||||||||||
Будущее человечества. Философские прогнозы. Философия и глобальные проблемы современности. | ||||||||||
Философия в современной России: наука, образование и жизнь. | ||||||||||
Итого | ||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Оформляется в виде нумерованного списка по темам занятий с указанием её краткого содержания ( основные вопросы, изучаемые в рамках данной темы).
Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Экзамен
Комплект экзаменационных билетов:
Билет №1
1.Предмет философии. Специфика философского знания.
2. Философская логика. Внимание философов к изучению языка.
Билет №2
1.Миф- религия- философия.
2.Основные черты философии Просвещения, ХУ111 век.
Билет № 3
1.Материальное и идеальное. Основной вопрос философии.
2.Свобода как основная гуманистическая ценность. Насилие и ненасилие.
Билет №4
1.Философский подход к изучению сознания и самосознания в структуре личности.
2.Эстетика как философская дисциплина.
Билет №5
1.Основные разделы философского знания.
2. Этика как отрасль философии.
Билет№ 6
1.Учение о бытии в философии.
2. Смысл человеческого бытия и мудрость
Билет№ 7
1.Пространство и время как предельные философские категории.
2. Критерии научности, в том числе философии и рост научного знания.
Билет № 8
1.Разделение философии на различные направления в Х1Х веке. Начало неклассического периода в истории философии.
2.Проблема истины в классической и неклассической философии. Истина и заблуждение.
Билет № 9
1.Эмпиризм и рационализм философии Нового времени, ХУ11 век.
2.Философия и глобальные проблемы современности.
Билет № 10
1.Изучение познания и практики в философии.
2.Человек как творец мира в философии эпохи Возрождения.
Билет № 11
1.Ветви философского знания. Междисциплинарность философии.
2.Философия и будущее человечества.
Билет № 12
1.Типы философствования.
2.Философские проблемы техники.
Билет № 13.
1.Как возникла философия. Античная философия.
2.Сравнение понимания мира в религии и философии. Вера и знание.
Билет № 14
1.Среневековая философия, основные черты.
2. Общество как объект для изучения философами.
Билет № 15
1.Диалектика- философское учение о развитии и движении.
2.Функции философии.
Билет № 16
1. Философское мышление и язык.
2. Философия в современной России.
Билет №17
1. Человек и исторический процесс. Философия истории.
2. Философия и культура. Философия и искусство.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
ТЕСТ
По философии
- Какой правильный перевод слова «философия»?
а) любовь к знанию;
б) любовь к мудрости.
2. Выберите правильную формулировку «основного вопроса философии»:
а) отношение знания к природе;
б) отношение мышления к бытию;
в) отношение опыта к знанию.
3. Установите соответствие кантовских вопросов к отрасли знания:
а) что я могу знать а) религия
б) что я должен знать б) познание
в) на что я могу надеяться в) антропология
г) что есть человек г) этика
4. Что составляет содержание культурно-информационного подхода:
а) историко-философские работы, тексты;
б) решение интеллектуальных проблем.
5. Эмпиризм:
а) тип философствования;
б) ветвь философии;
в) философское направление.
6. В какой ветви философского знания изучается вопрос о происхождении мира:
а) философская логика4
б) гносеология, учение о познании;
в) онтология;
г) философия науки и техники.
7. Как называется тип философствования, где жестко следуют установленным принципам, не разрешая их изменять:
а) плюрализм;
б) догматизм;
в) индетерминизм;
г) мистицизм.
8. Как называется раздел философии, изучающий процесс познания:
а) диалектика;
б) гносеология;
в) отнология.
9, Вычеркните черту, нехарактерную для философского знания:
а) универсальное;
б) систематизирующее;
в) классифицирующее;
г) интегрирующее;
д) сущностное;
е) конкретизирующее.
10. Дополните третий исторический тип мировоззрения:
мифология
философия
- ………..
11. Кто считается первым философом Древней Греции:
а) Гераклит в) Фалес
б) Пифагор г) Аристотель
12. Идеалистическую традицию в древнегреческой философии представляет:
а) Платон
б) Демокрит
в) Аристотель
13. Первым философским вопросом в античной философии был вопрос:
а) о том, как возник мир;
б) что есть человек.
14. Что не относится к концепциям возникновения мира в античной философии:
а) мир возник из архее;
б) мир возник из огня;
в) мир возник из воды;
г) мир возник из воздуха;
д) мир возник из твердого неопределенного вещества.
15. Средневековая схоластика основывается на:
а) теологии;
б) на опытном познании мира.
16. Средневековая схоластика более основывается на:
а) на вере;
б) на рационализме.
17. Какой вопрос философии не характерен для средневекового философа Августина Аврелия (блаженного):
а) философия истории;
б) нравственное осмысление мира;
в) вопрос о происхождении мира.
18. Средневековая патристика это:
а) философия;
б) теология.
19. Средневековый философ Фома Аквинский утверждает:
а) единство веры и разума;
б) противостояние веры и разума.
20. Продолжил ли средневековый философ Фома Аквинский традиции Платона и Аристотеля:
а) да;
б) нет.
21. Какое направление в средневековой философии утверждает, что универсалии существуют до вещей:
а) номинализм;
б) реализм.
22. Какое из направлений средневековой философии выражает материалистическую тенденцию:
а) номинализм;
б) реализм.
23. Гуманизм как тип мировоззрения рождается в :
а) античной философии;
б) средневековой философии;
в) философии эпохи Возрождения.
24. Философия какого периода называется «Философия Нового времени»:
а) ХУ;
б) ХУ11;
в) ХУ111.
25. Метод Р. Декарта принадлежит к какому типу философствования:
а) эмпиризм;
б) рационализм.
26. Почему философы Нового времени стали уделять больше внимания языку:
а) развивается образование;
б) требуется точное описание опыта для научных выводов;
в) быстро растет знание о природе.
27. Какая из упомянутых концепций материи не существовала в философии Нового времени:
а) материя как субстанция;
б) материя как система монад;
в) атомистическая концепция;
г) материя как вещество.
28. Какой из упомянутых философов принадлежал к консерватизму:
а) Т.Гоббс;
б) Дж. Локк.
29. Какая познавательная позиция Ф. Бэкона подчеркивает трудности познания, создаваемые авторитетом:
а) идолы пещеры;
б) идолы театра;
в) идолы площади;
г) идолы рода.
30. Какой из философов Нового времени особенно твердо придерживался принципа геометризма эпохи Возрождения:
а) Г.Лейбниц г) Р.Декарт
б) Т.Гоббс д) Ф.Бэкон
в) Дж. Локк е) Б. Спиноза
31. Почему Дж. Беркли называют «ниспровергателем материи»:
а) признавал мир идей;
б) делал акцент на чувственную сферу познания;
в) разоблачал искусственное сведение мира к единому началу;
32. Какой из немецких философов представлял философию в форме взаимосвязанных идей:
а) Г. Лейбниц в) Ф.В.Шеллинг
б) И.Кант г) Г.В.Ф.Гегель
33. Философская система какого немецкого философа может быть определена как «натурфилософия»:
а) И.Кант
б) Г.В.Ф.Гегель
в) Ф.В.Шеллинг
34. Для философии И. Канта характерно (вычеркнуть нехарактерное):
а) трансцендентальность
б) критичность
в) антиномичность в противопоставлениях
г) субъективизм познания.
35. Философская система какой страны в эпоху Просвещения названа «просветительским критицизмом»:
а) Франции
б) Германии
в) Великобритании
г) России.
36. В чем проявлялся революционный новаторский дух французской философии Просвещения (вычеркнуть нехарактерное):
а) критика цивилизационного развития общества;
б) идеи прогресса;
в) идеи равенства, свободы, братства;
г) против религиозного фанатизма и крепостничества;
д) атеистические позиции;
е) энциклопедизм.
37. Понятие бытия включает:
а) мир сознания и мир природы;
б) мир сознания;
в) мир природы.
38. Вычеркните то, что не соответствует объективным характеристикам бытия:
а) пространство
б) время
в) материальность
г) движение
е) мышление
39. Пространство и время как философские категории проявляются:
а) через координацию материальных объектов;
б) через познание мира;
в) при движении.
40. Понятие бытия
а) единообразно
б) множественно
41. Понятие «бытие» появилось
а) в процессе развития философии;
б) было введено в древнегреческой философии;
в) утвердилось в средние века.
42. В каком слове «движение» или «развитие» больше проявляются качественные изменения:
а) движение
б) развитие
43. Какой закон диалектики проявляется в описанной ситуации : «многопартийная система в России»:
а) закон борьбы и единства противоречий;
б) закон перехода количественных изменений в качественные;
в) закон отрицания отрицания.
44. Расположите категории диалектики по парам:
количество форма
вещь связь
необходимость закон
качество содержание
свойство взаимодействие
случайность свобода
часть сущность
единичное причина
возможность явление
целое следствие
общее
действительность
45. Детерминизм (отметьте то, что соответствует):
а) устанавливает причинную связь
б) реализует законы диалектики.
46. Индетерминизм
а) способствует системности познания;
б) разрушает системность познания.
47. Статистические законы:
а) устанавливают причинную связь;
б) дают качественную характеристику изучаемым объектам.
48. В макромире больше используются
а) динамические законы;
б) статистические законы.
49. Что является основным признаком закона:
а) идеальность, субъективность;
б) устойчивость, повторяемость, объективность;
в) неизбежность и непреодолимость;
г) обязательность для всех людей.
50. Любое ли количественное изменение ведет к качественным изменениям:
а) да, безусловно, любое;
б) нет, изменение количества не ведет к изменению качества;
в) к изменению качества ведет только определенное изменение количества.