Требования для получения оценки по курсу

− иметь хорошо проработанные конспекты лекций, т.е. не только записи лекции преподавателя, но и свои отметки, дополнения и т.д.;

− регулярно принимать участие в работе на семинаре, не обязательно каждый раз с оценкой;

−успешно написать промежуточное тестирование;

−выполнить задание для самостоятельной работы.

Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(по формам обучения)

Факультет/ Специаль-ность Название дисциплины Отде-ление Вид учебной работы Количество часов Се-местр  
 
Аудиторные Самост. работа
        Лекции  
      Лекции  
      Практические / Семинарские
      Практические
      Лабораторные      
      Консультации      
      Курсовые /рефераты   Реферат     1 или
      Контрольные работы тест   3 сем.
      Итоговый контроль: зачет, экзамен Экзамен  
      Общий объем часов по дисциплине:    

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Факультет__иностранных языков_____2 курс очное_(3 сем,)__

Наименование дисциплины___Философия

Специальность Отделение Наименование разделов и тем Всего аудиторных часов В том числе Самостоятельная работа Календарные сроки выполнения
Лекции Практические Лабораторные
    Предмет философии, специфика философского знания      
    Структура философского знания, типы философст-вования, ветви фило-софского знания, разделы философского знания, направления.      
    Возникновение филосо-фии, начало развития философии. Античная философия.    
    Философия средних веков, Возрождения. Нового времени.    
    Философия Нового времени (продолжение). Философия Просвещения.      
    Неклассический период в истории философии, Х1Х-ХХ в.в. Философия современности      
    История русской философии.    
    Учение о бытии Материальное и идеальное. Пространство и время.    
    Философское учение о диалектике. Законы диалектики.    
    Категории диалектики, универсальность категорий. Логическая формальность философского знания.      
    Научные, философские и религиозные картины мира.      
    Человек, общество, культура. Человек и природа.      
    Итого    
                     

Факультет__иностранных языков_____2 курс очное_(4 сем,)__

Наименование дисциплины___Философия

Специальность Отделение Наименование разделов и тем Всего аудиторных часов В том числе Самостоятельная работа Календарные сроки выполнения
Лекции Практические Лабораторные
    Человек и исторический процесс. Представления о человеке в различные исторические периоды.Формационный и цивилизационный подходы к общественному развитию.        
    Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность.        
    Философия, мораль, право. Нравственные ценности. Религия и нравственность.        
    Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Философия и искусство.        
    Философия о сознании человека. Сознание, самосознание и личность.      
    Проблема познания в философии. Понимание и объяснение, рациональное и иррациональное. Действительность и мышление.      
    Проблема истины. Вера и знание. Критерии научности.      
    Структура научного знания, его методы и формы. Рост научного знания. Философия науки.        
    Философия техники. Искусственные языки и робототехника.        
    Логика и язык.      
    Будущее человечества. Философские прогнозы. Философия и глобальные проблемы современности.        
    Философия в современной России: наука, образование и жизнь.        
    Итого    
                     

СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Оформляется в виде нумерованного списка по темам занятий с указанием её краткого содержания ( основные вопросы, изучаемые в рамках данной темы).

Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен

Комплект экзаменационных билетов:

Билет №1

1.Предмет философии. Специфика философского знания.

2. Философская логика. Внимание философов к изучению языка.

Билет №2

1.Миф- религия- философия.

2.Основные черты философии Просвещения, ХУ111 век.

Билет № 3

1.Материальное и идеальное. Основной вопрос философии.

2.Свобода как основная гуманистическая ценность. Насилие и ненасилие.

Билет №4

1.Философский подход к изучению сознания и самосознания в структуре личности.

2.Эстетика как философская дисциплина.

Билет №5

1.Основные разделы философского знания.

2. Этика как отрасль философии.

Билет№ 6

1.Учение о бытии в философии.

2. Смысл человеческого бытия и мудрость

Билет№ 7

1.Пространство и время как предельные философские категории.

2. Критерии научности, в том числе философии и рост научного знания.

Билет № 8

1.Разделение философии на различные направления в Х1Х веке. Начало неклассического периода в истории философии.

2.Проблема истины в классической и неклассической философии. Истина и заблуждение.

Билет № 9

1.Эмпиризм и рационализм философии Нового времени, ХУ11 век.

2.Философия и глобальные проблемы современности.

Билет № 10

1.Изучение познания и практики в философии.

2.Человек как творец мира в философии эпохи Возрождения.

Билет № 11

1.Ветви философского знания. Междисциплинарность философии.

2.Философия и будущее человечества.

Билет № 12

1.Типы философствования.

2.Философские проблемы техники.

Билет № 13.

1.Как возникла философия. Античная философия.

2.Сравнение понимания мира в религии и философии. Вера и знание.

Билет № 14

1.Среневековая философия, основные черты.

2. Общество как объект для изучения философами.

Билет № 15

1.Диалектика- философское учение о развитии и движении.

2.Функции философии.

Билет № 16

1. Философское мышление и язык.

2. Философия в современной России.

Билет №17

1. Человек и исторический процесс. Философия истории.

2. Философия и культура. Философия и искусство.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

ТЕСТ

По философии

  1. Какой правильный перевод слова «философия»?

а) любовь к знанию;

б) любовь к мудрости.

2. Выберите правильную формулировку «основного вопроса философии»:

а) отношение знания к природе;

б) отношение мышления к бытию;

в) отношение опыта к знанию.

3. Установите соответствие кантовских вопросов к отрасли знания:

а) что я могу знать а) религия

б) что я должен знать б) познание

в) на что я могу надеяться в) антропология

г) что есть человек г) этика

4. Что составляет содержание культурно-информационного подхода:

а) историко-философские работы, тексты;

б) решение интеллектуальных проблем.

5. Эмпиризм:

а) тип философствования;

б) ветвь философии;

в) философское направление.

6. В какой ветви философского знания изучается вопрос о происхождении мира:

а) философская логика4

б) гносеология, учение о познании;

в) онтология;

г) философия науки и техники.

7. Как называется тип философствования, где жестко следуют установленным принципам, не разрешая их изменять:

а) плюрализм;

б) догматизм;

в) индетерминизм;

г) мистицизм.

8. Как называется раздел философии, изучающий процесс познания:

а) диалектика;

б) гносеология;

в) отнология.

9, Вычеркните черту, нехарактерную для философского знания:

а) универсальное;

б) систематизирующее;

в) классифицирующее;

г) интегрирующее;

д) сущностное;

е) конкретизирующее.

10. Дополните третий исторический тип мировоззрения:

мифология

философия

- ………..

11. Кто считается первым философом Древней Греции:

а) Гераклит в) Фалес

б) Пифагор г) Аристотель

12. Идеалистическую традицию в древнегреческой философии представляет:

а) Платон

б) Демокрит

в) Аристотель

13. Первым философским вопросом в античной философии был вопрос:

а) о том, как возник мир;

б) что есть человек.

14. Что не относится к концепциям возникновения мира в античной философии:

а) мир возник из архее;

б) мир возник из огня;

в) мир возник из воды;

г) мир возник из воздуха;

д) мир возник из твердого неопределенного вещества.

15. Средневековая схоластика основывается на:

а) теологии;

б) на опытном познании мира.

16. Средневековая схоластика более основывается на:

а) на вере;

б) на рационализме.

17. Какой вопрос философии не характерен для средневекового философа Августина Аврелия (блаженного):

а) философия истории;

б) нравственное осмысление мира;

в) вопрос о происхождении мира.

18. Средневековая патристика это:

а) философия;

б) теология.

19. Средневековый философ Фома Аквинский утверждает:

а) единство веры и разума;

б) противостояние веры и разума.

20. Продолжил ли средневековый философ Фома Аквинский традиции Платона и Аристотеля:

а) да;

б) нет.

21. Какое направление в средневековой философии утверждает, что универсалии существуют до вещей:

а) номинализм;

б) реализм.

22. Какое из направлений средневековой философии выражает материалистическую тенденцию:

а) номинализм;

б) реализм.

23. Гуманизм как тип мировоззрения рождается в :

а) античной философии;

б) средневековой философии;

в) философии эпохи Возрождения.

24. Философия какого периода называется «Философия Нового времени»:

а) ХУ;

б) ХУ11;

в) ХУ111.

25. Метод Р. Декарта принадлежит к какому типу философствования:

а) эмпиризм;

б) рационализм.

26. Почему философы Нового времени стали уделять больше внимания языку:

а) развивается образование;

б) требуется точное описание опыта для научных выводов;

в) быстро растет знание о природе.

27. Какая из упомянутых концепций материи не существовала в философии Нового времени:

а) материя как субстанция;

б) материя как система монад;

в) атомистическая концепция;

г) материя как вещество.

28. Какой из упомянутых философов принадлежал к консерватизму:

а) Т.Гоббс;

б) Дж. Локк.

29. Какая познавательная позиция Ф. Бэкона подчеркивает трудности познания, создаваемые авторитетом:

а) идолы пещеры;

б) идолы театра;

в) идолы площади;

г) идолы рода.

30. Какой из философов Нового времени особенно твердо придерживался принципа геометризма эпохи Возрождения:

а) Г.Лейбниц г) Р.Декарт

б) Т.Гоббс д) Ф.Бэкон

в) Дж. Локк е) Б. Спиноза

31. Почему Дж. Беркли называют «ниспровергателем материи»:

а) признавал мир идей;

б) делал акцент на чувственную сферу познания;

в) разоблачал искусственное сведение мира к единому началу;

32. Какой из немецких философов представлял философию в форме взаимосвязанных идей:

а) Г. Лейбниц в) Ф.В.Шеллинг

б) И.Кант г) Г.В.Ф.Гегель

33. Философская система какого немецкого философа может быть определена как «натурфилософия»:

а) И.Кант

б) Г.В.Ф.Гегель

в) Ф.В.Шеллинг

34. Для философии И. Канта характерно (вычеркнуть нехарактерное):

а) трансцендентальность

б) критичность

в) антиномичность в противопоставлениях

г) субъективизм познания.

35. Философская система какой страны в эпоху Просвещения названа «просветительским критицизмом»:

а) Франции

б) Германии

в) Великобритании

г) России.

36. В чем проявлялся революционный новаторский дух французской философии Просвещения (вычеркнуть нехарактерное):

а) критика цивилизационного развития общества;

б) идеи прогресса;

в) идеи равенства, свободы, братства;

г) против религиозного фанатизма и крепостничества;

д) атеистические позиции;

е) энциклопедизм.

37. Понятие бытия включает:

а) мир сознания и мир природы;

б) мир сознания;

в) мир природы.

38. Вычеркните то, что не соответствует объективным характеристикам бытия:

а) пространство

б) время

в) материальность

г) движение

е) мышление

39. Пространство и время как философские категории проявляются:

а) через координацию материальных объектов;

б) через познание мира;

в) при движении.

40. Понятие бытия

а) единообразно

б) множественно

41. Понятие «бытие» появилось

а) в процессе развития философии;

б) было введено в древнегреческой философии;

в) утвердилось в средние века.

42. В каком слове «движение» или «развитие» больше проявляются качественные изменения:

а) движение

б) развитие

43. Какой закон диалектики проявляется в описанной ситуации : «многопартийная система в России»:

а) закон борьбы и единства противоречий;

б) закон перехода количественных изменений в качественные;

в) закон отрицания отрицания.

44. Расположите категории диалектики по парам:

количество форма

вещь связь

необходимость закон

качество содержание

свойство взаимодействие

случайность свобода

часть сущность

единичное причина

возможность явление

целое следствие

общее

действительность

45. Детерминизм (отметьте то, что соответствует):

а) устанавливает причинную связь

б) реализует законы диалектики.

46. Индетерминизм

а) способствует системности познания;

б) разрушает системность познания.

47. Статистические законы:

а) устанавливают причинную связь;

б) дают качественную характеристику изучаемым объектам.

48. В макромире больше используются

а) динамические законы;

б) статистические законы.

49. Что является основным признаком закона:

а) идеальность, субъективность;

б) устойчивость, повторяемость, объективность;

в) неизбежность и непреодолимость;

г) обязательность для всех людей.

50. Любое ли количественное изменение ведет к качественным изменениям:

а) да, безусловно, любое;

б) нет, изменение количества не ведет к изменению качества;

в) к изменению качества ведет только определенное изменение количества.

Наши рекомендации