Практический способ человеческого бытия в природном и социальном мире.
Структура практической деятельности.
В отличие от животного мира, человек процесс труда завершает получением определенного результата, который уже в начале процесса труда имелся у человека в идеальной форме — в форме интереса, замысла, проекта.
Труд человека можно рассматривать с двух сторон: во-первых, это процесс объективный, поскольку мы рассматриваем изменения, которые испытывает предмет как объект труда, во-вторых, субъективный, поскольку труд это деятельность субъекта. Поэтому труд одновременно представляет нечто объективное и субъективное.
Человеческая деятельность включает в себя три подсистемы: замысел, реализацию и результат. Цель, план и ценность входят в замысел. Цель отвечает на вопрос: Что надо сделать? (построить дом). План — на вопрос: Как это сделать? Казалось, к чему ценность? Дело в том, что реализация одних и тех же целей и планов может иметь совершенно различные жизненные смыслы, а значит ценностное значение. Ценность аккумулирует в себе общую направленность потребностей и интересов. Именно потребность побуждает человека к действию. Потребность— это напряжение души и тела человека, т.к. обыденное определение потребности как нужды человека в чем-то мало что объясняет. Различают потребности:
по происхождению: врожденные и приобретенные;
по содержанию:материальные и духовные. Первые часто преувеличены. Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.
по значению:разумные и неразумные.
Интерес — это ситуация, в которой люди удовлетворяют или не удовлетворяют свои потребности.
Он приходит во врем напряженного труда, как аппетит во время еды. Люди не всегда осознают свои интересы и действуют интуитивно.
Цель— это мысленный образ будущей желаемой ситуации.
Цель всегда конкретна. Абстрактных целей нет. Она простирается в будущее, и чем короче отрезок времени, тем цель конкретней. Цель часто отождествляют с идеалом. Но идеал всегда абстрактен. Например, что значит поставить цель стать хорошим человеком или построить коммунизм? Сразу встает вопрос: каков он? Какие критерии? Как достичь? и т.д.
Средство— то, что используют для достижения цели. По нему можно судить о цели, т.е. цель и средство—диалектически взаимосвязаны.
Результат— итог определенного цикла человеческой деятельности. В практике он часто не соответствует поставленной цели. "Человек предполагает, а судьба располагает". Почему результат часто не соответствует цели:
— цели не реальны, или нет средств для ее достижения;
—люди затрудняются в выборе средств, т.е. применяют неадекватные средства;
—когда декларируются одни цели, а имеются ввиду другие.
Стимулносит характер дополнительности. Может либо ускорять, либо замедлять достижение результата. Если применять только положительные или только отрицательные cтимулы. результат не будет соответствовать цели.
Чем же отличается деятельность людей от деятельности животных?
У животных не существует деятельности, которая не отвечала той или иной биологической потребности, которая не вызывалась бы воздействием, имеющим для животного биологи-кии смысл. У животного совпадают между собой предмет деятельности и ее биологический мотив.
Итак, практика связана с переводом идеальных образов в действительность, в мир предметов, мир техники и технологии. Вместе с тем, она имеет общественно-исторический характер и зависит от уровня развития общества, его производительных сил.
Отсюда, практика — это активная деятельность конкретного исторического субъекта, в ходе которой он осуществляет материальное преобразование объекта в соответствии со своими целями, идеальной моделью действительности и знаниями о свойстве этого объекта, а также развивается и изменяется сам благодаря постоянному чередованию и связи процессов опредмечивания и распредмечивания.
Таким образом, в практической деятельности мы встречаемся с двумя противоположными процессами: люди преобразуют окружающую их действительность и одновременно и ходи своей деятельности изменяются сами.
Другая форма бытия человека — практика социального созидания. Человек—существо общественное. Невозможно стать человеком вне социального окружения. Поэтому люди прикладывают значительные усилия для создания оптимального для их жизни социального устройства. Примером тому переход к рынку в Украине и попытка создать социально-ориентированную экономику, обретение Украиной независимости.
И третья форма бытия человека — это его самосознание.Человек формирует свой духовный мир, во-первых, поиском влекущих его идеалов. Во-вторых, человек стремится получить максимально адекватные представления о мире, в котором живет и который познает. Наконец, он постоянно конструирует проекты преобразования мира (в том числе самого себя), стремясь i достойному себя состоянию, в котором он хотел бы жить.
Все фермы бытия человека существуют только совместно, бытие человека обречено стать небытием с устранением любой из них, В жизни всякого отдельного человека непременно присутствуют все формы, хотя развитость той или иной у разных людей существенно различна.
Тема: «Материя» как фундаментальная онтологическая категория
Тип занятия: Лекция - беседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8
Цели:
Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях бытия, определять основы философского учения о бытии;
Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
Мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .
– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .
«Материя» как фундаментальная онтологическая категория.ТЕМА: Бытие человека
План занятия
1. Бытие человека
2. Проблема человека в философии
Тема: Бытие человека