Учение Аристотеля об уме-перводвижителе
Все 4 причины(материальная, формальная, действующая, целевая), по Аристотелю, извечны, материальная причина не сводима к другим, а формально, движущая и целевая причины фактически сводятся к одной и таковой триединой причиной у Аристотеля оказывается бог. Но бог Аристотеля - исключительно философский бог, это божественное мышление, деятельностный разум, самодовлеющее, само на себя замкнутое мышление, это некий духовный Абсолют - " разум, который мыслит сам себя, и мысль его есть мышление о мышлении".
Проблемам мышления вообще Аристотель уделил много внимания, оставив фундаментальные разработки по логике, под которой он понимал науку о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания: логика, по Аристотелю, исследует методы ,при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Трем проблемам уделено особое внимание:
1) Вопросу о методе вероятного знания; этот отдел логических исследований Аристотель называет "диалектикой" и рассматривает в трактате "Топика".
2) Вопросу о двух основных методах выяснения достоверного знания, которые суть и определение и доказательство.
3) Вопросу о методе нахождения посылок знания, то есть индукции ("наведении").Несколько слов о диалектике по Аристотелю. Полагая, что по ряду вопросов знание может быть лишь вероятным, а не непререкаемо истинным, Аристотель утверждал, что такое знание предполагает свой, особый метод - не метод науки в точном смысле, а приближающийся к научному метод. то метод и назвал Аристотель "диалектикой", отклонившись тем самым от традиций Сократа и Платона. В "диалектике", во-первых, развиваются умозаключения ,которые могли бы привести к вероятному ответу на поставленный вопрос и которые были бы свободны от противоречий; во-вторых ,даются способы исследования того, что ответ на вопрос может оказаться ложным.
Движение оказывается коренным всего сущего.
Существует ли причина движения?
Можно ли оказать причину движения для движения?
Если не можем указать, то и не можем объяснить.
Всегда ли было движение? Было нечто движущиеся.
Движение- это переход возможного в действительное. Движение существует всегда. Такая причина есть. Цель движения – это место, которое мы хотим достичь. Все существует ради какого- то блага. Все имеет какой-то характер.
Самое божественное для античного сознания- мышление.
Рациональное всегда разное.
Разум созерцает в самом себе, как нечто простое.
«Метафизика» является этимологией, знанием об уме, в нем нет материи (не изменяется).
Пример, небесная сфера, как сфера небесных звезд. Движение планет равномерно, но несовершенно кругообразно.
Цель Человека- разумность.
Познает при помощи органов чувств. «Нет ничего такого в мышлении, чего бы не было в ощущении» Фома Аквинский.
Аристотель «Подобное познается неподобными»
Органы восприятия принимают cв- во среды. (расстояние)
Каждое ощущение единично, собираются в какой – то факт.
Каждое восприятие способно определить величину, фигуру, число. (1-ый об этом заговорил Аристотель)-возникает в душе.
Душа- это 1- ая энтелехия тела, возможности обладающие жизнью.
Душа есть форма тела, душа есть действительность тела.
Душа растительная: способна к питанию, росту и потомству.
Душа животного:
Инстинкты, необходимо поливать тугой характер передвижения.
Душа разумная определяется способностью к разумению. В нас присутствует 2 ума:
- претерпевающий
- деятельный (действующий)
Постижение приходит по уму действующему. - Что бы сделать деятельность, нужно помнить посылки. - Восприятие единично. - Есть науки поэтические, практические (этики и политики) Аристотель. - Человек существо политическое, находящиеся в общение. В общении человек стремится к благу. - У каждого свой собственный склад, образующий наличием души: - Логической (составляет склад человека); Стремящиеся – стремление к благо жизни, жизнь разумная, значит добродетель (прагматически выгодно). - Безрассудная храбрость бессмысленна. - Добродетелям быть выгодно. - Добродетель есть деятельность (действие). - По Аристотелю душа индивидуума — смертна. - Как воспитать? - Необходимо воспитание в качестве привычки. Правильное действие вырабатывается привычкой. - У Аристотеля- муж глава, жена не может руководить собой. - Наилучшее гос-во это средин. Монархия, аристократия и демократия.
У всех должно быть одинаковое количество собственности. Люди такого государства должны больше заниматься общественными делами.
Пример, ученик Аристотеля А. Македонский. Когда возводил колонию, приглашал греков( на Восток), внутренние дела решали сами. Гос устройство было срединным. У всех все было поровну т е по Аристотелю. Сочинение «Характеры»
Философия Аристотеля завершает тот период античной философии, который нередко именуется "философией классической Греции" и которая является основой всей европейской философии. История античной философии продолжается в эллинистический и римский периоды, занявшие в общей сложности 8 столетий.
Билет 13.
Школы и направления эллинистической философии.
Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Перелом IV и III вв. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Поражение в Хэйронее (338 до н. э.) и проигранная Ламийская война знаменуют собой конец свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние. Этот процесс завершается образованием римской провинции Ахея в 146 г. до н. э.
Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля), активное участие в политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии.
В конце IV и начале III в. до н. э. в Греции одновременно действует несколько философских школ.
ШКОЛЫ:
Перипатетики:
С конца IV в. до н. э. Наследники научной и философской мысли Аристотеля. В первое время после смерти Аристотеля ее представители продолжают естественнонаучные исследования и занимаются интерпретацией его философских и логических воззрений. С III века в большинстве случаев перипатетики ограничиваются изданием его отдельных трудов и написанием комментариев. Школа перипатетиков действовала вплоть до 529 г. до н. э., т. е. почти 900 лет.
Наиболее выдающиеся:
* Теофраст («лишь комментатор А.», по мнению Гегеля; был схолархом /главным представителем/ - небывалый расцвет школы в этот период; основная область собственного изучения — физика, ботаника — описал более 5000 видов растений)
* Эвдем из Родоса (популяризирует учение Аристотеля, кроме области этики - )
* Аристоксен и Дикеарх (напротив — за этику А.)
* Стратон из Лампсака (возглавил школу после смерти Теофраста, интересы сосредоточены на природе, но есть труды по логике и по проблемам этики; критически относился к некоторым идеалистическим элементам А.: отвергал его дуализм)
* Андроник Родосский (упорядочил и издал собрание всех в его время существовавших трудов А.)
* Александр из Афродизиады (перелом II и III вв. до н. э.; комментатор А., подчеркивал рационализм его учения).