Занятие 1. Философия Иммануила Канта, Иоганна Готтлиба Фихте, Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга.

Цель занятия.

Определить место и роль немецкой классической философии в развитии мировой философии и культуры в целом.

Задачи.

1. Рассмотреть основные идеи И. Канта в области онтологии, гносеологии, этики, антропологии и социальной философии.

2. Проанализировать влияние философии И. Канта на современную философию и науку.

3. Проанализировать влияние немецкой классической философии на социальную практику Германии и других стран мира.

4. Оценить влияние социально-философских идей Канта, Гегеля и Фейербаха на политическую жизнь последующих исторических периодов развития европейских государств.

Вопросы для повторения.

1. Объясните название философии Просвещения?

2. Какую роль отводят разуму в философии Просвещения?

3. Каковы основные идеи географического детерминизма?

4. В чем смысл теории общественного договора Ж.-Ж. Руссо?

5. Остро критикуя религию, Вольтер утверждал, что если бы религии не было, ее нужно было бы придумать. Для чего?

6. Каково отношение к частной собственности Вольтера и Руссо?

7. Кому из французских просветителей принадлежит представление о человеке, как о машине?

8. В чем состоит прогрессивность и ограниченность философских исканий Эпохи Просвещения?

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Исторические условия формирования классической немецкой философии.

2. Филсофия и. И.Канта:

а) Докритический период творчества И. Канта.

б) Критический период творчества И. Канта.

3. Философские взгляды Фихте.

4. Трансцендентальный идеализм Шеллинга.

Тестовые задания.

1. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» И. Кант впервые выдвинул:

а) теорию подлунного мира;

б) небулярную теорию;

в) теорию предустановленной гармонии;

г) теорию множественности миров.

2. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, которому можно прийти:

а) интуитивно;

б) способом доказательств;

в) на основе чувственного опыта;

г) в первичном ощущении.

3. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:

а) априорности чувственного опыта;

б) трансцендентных предметов;

в) апостериорности ощущений;

г) непознаваемости «вещи в себе».

4. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:

а) все наше познание начинается с чувственного опыта;

б) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются с нашим разумом;

в) познание – это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;

г) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.

5. По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования и познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.

6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

б) феномен;

в) ноумен;

г) интеллектуальный синтез.

7. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

б) человек – это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.

8. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, что бы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим «естественным» законом;

г) примером для подражания других.

9. По Канту, знание нравственного закона:

а) является актуальной проблемой этики;

б) обусловлено образованием или воспитанием;

в) дается в эмпирическом опыте;

г) дано каждому доопытно.

10. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) связан с гуманными или дружескими чувствами.

11. «Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью:

а) научного познания;

б) нравственной философии;

в) морального поведения;

г) правовых взаимоотношений.

12. В этике Канта современники усмотрели:

а) основу новой системы права;

б) оральное доказательство существования бога;

в) истоки нового естествознания;

г) основы современной метафизики.

13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зрения человеческой:

а) потребности;

б) творческой способности;

в) практики;

г) незаинтересованность.

14. По Канту, приятное, вызванное эстетическим объектом, обусловлено:

а) соразмерностью объекта познающим способностям;

б) чувственным наслаждениям как совокупностью простых ощущений;

в) логическими атрибутами, лежащими в основании понятий о возвышенном, величественном;

г) полезностью и практической значимостью конкретных предметов.

15. В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру:

а) практический – «незаинтересованный» - синтетический;

б) созерцательный – эстетический – практический;

в) созерцательный - практический – эстетический;

г) незаинтересованный – созерцательный – синтетический.

Основные идеи темы.

Немецкая классика развивалась под непосредственным и активным воздействием Великой Французской революции и ее важнейших идей. Ей характерны следующие черты: во-первых, – это преимущественно философский идеализм (за исключением творчества Л. Фейербаха), как объективный (Ф. Шеллинг, Г. Гегель), так и субъективный (И. Кант, И. Фихте). Во-вторых, в рамках немецкой классики была обоснована диалектика как метод философского мышления В – третьих, сама философия стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая все признаки науки. В – четвертых, немецкая философия выделила в структуре философии особую область знаний – знания о человеке – философскую антропологию.

В творчестве Канта принято выделять два периода: первый - «докритический» до 70-х гг. XVIII в. и второй - «критический». В «докритический» период Кант написал и опубликовал свой известный труд: «Всеобщая естественная история и теория неба». В нем Кант выдвинул космическую гипотезу о возникновении солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответствии с основными законами механики. Ему принадлежит также идея классификации видов животных по их происхождению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля имела совершенно иной облик, нежели сейчас. Позже эта концепция стала известной как теория Канта – Лапласа.Он развивал оригинальную философскую концепцию, названную трансцендентальным идеализмом. Корни этой концепции лежат в его гносеологии – теории познания. Кант исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. То, что видит, слышит и осязает человек – это лишь видимость, кажимость. Именно она составляет основу недостоверного, неистинного знания. За пределами видимости скрывается недоступная опыту сущность. В этом своем подходе И. Кант тяготеет к агностицизму. Чувственному, опытному познанию, явлениям, по Канту, соответствуют феномены; вещам в себе, сущностям – ноумены. Это понятие о вещах. Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что оно выражается в форме суждений, которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от такого опыта). Особое место в своей теории познания Кант отводил человеческому разуму. По мнению философа, разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей. Разум, по Канту, стремится объять («схватить») весь мир как единое и бесконечное целое. В этом и состоит его сверхзадача, призвание и судьба, но одновременно и великая драма человеческого разума. Дело в том, что в ходе решения этой сложной задачи возникают так называемые антиномии, т. е. напряженные противоречивые состояния разума. В своем этическом учении Кант сформулировал нравственный закон, который назвал «категорическим императивом». Закон требует, чтобы каждый индивид поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.

Наши рекомендации