Раздел 1. история философии 4 страница
3. Значение логики для медицинской диагностики.Диагностика представляет собой специфический познавательный процесс, обязательным условием которого является знание логики. Знание основных форм и законов логического мышления является также необходимым условием формирования врачебного (клинического) мышления. Качество диагноза в значительной степени зависит от умения медика логически мыслить. Иными словами, мышление врача должно быть: 1)определенным и ясным; 2) последовательным, т.е. лишенным логической противоречивости; 3) доказательным, достаточно обоснованным, что возможно только на основании знания им логики.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.В чем отличие формальной и диалектической логики?
2.Что такое «понятие»? Приведите основные характеристики понятий (определение понятий, обобщение и ограничение понятий, отношения между понятиями и др.).
3.Что такое «суждение»? Назовите основные виды суждений.
4.Дайте характеристику «умозаключения». В чем отличие индуктивных и дедуктивных умозаключений?
5.Как логика используется в диагностическом процессе? Приведите соответствующие примеры.
ТЕМА 9. НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ.
1. Наука как общественное явление. Основные периоды развития науки. Медицина в системе наук.
2. Основные тенденции и «модели» развития науки. Научно- техническая революция (сущность, основные направления, этапы развития). НТР и медицина.
3. Научное познание. Основные уровни, методы и формы научного познания, специфика их функционирования в медицине.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник, М, 2003
Введение в философию. Учебник, М, 2004
Краткий философский словарь, М, 2000
Мизулин Н.Н., Гончарова Н.В. Тестовые задания по курсу «Философия и философские проблемы медицины», Астрахань, 2008
Радугин А.А. Философия. Курс лекций, М, 2004
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции, М, 1991
Современная философия: словарь и хрестоматия, Ростов н/Д, 1996
Современная западная философия. Словарь, М, 1991
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники, М, 1995
Спиркин А.Г. Философия. Учебник, М, 2006
Философия. Учебник (ред. Кохановский В.П.), Ростов н/Д, 2009
Философия и методология науки, ч. 1 -2, М, 1994
Философский словарь, М, 1991
Философия медицины. Учебник (ред. Шевченко Ю.Л.), М, 2004
Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины. Учебник, М, 2007
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Выяснив, что такое наука, показать основные периоды, тенденции и «модели» ее развития. Дать характеристику НТР, показав место медицинских наук в этом процессе. Раскрыть сущность научного познания, показав его уровни, методы и формы, а также специфику их проявления в медицине.
1. Наука как общественное явление. Основные периоды развития науки. Медицина в системе наук.Наука - очень сложное общественное явление. «Наука» - профессионально организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания. Наука – мощная самоорганизующаяся система. Следовательно, наука: 1) форма познавательной деятельности; 2) система знаний о мире; 3)особый социальный институт. В своем историческом развитии наука проходит следующие этапы: 1) преднаука (до V в. до н.э.); 2) доклассическая наука (V в. до н.э. – ХVI в.); 3)классическая наука (ХVI – ХIХ в.в.); 4) неклассическая наука (ХХ в.); 5) постнеклассическая наука (ХХI в.). Необходимо привести их характеристики, показав место медицины среди других наук.
2. Основные тенденции и «модели» развития науки. Научно-техническая революция (сущность, основные направления, этапы развития). НТР и медицина. Основными тенденциями развития науки являются: 1) дифференциация наук (т.е. разделение, отпочкование наук от какой-либо одной науки);
2) интеграция наук (т.е. объединение двух или нескольких наук в единую, новую науку); 3) преемственность в развитии научного знания (т.е. сохранение в новом знании всего ценного, что было накоплено ранее); 4)научная революция (т.е. развитие науки в форме «скачка») и другие. Существуют также определенные «модели» развития науки: 1)«кумулятивная» (накопительная) или эволюционная; 2) «научных революций»; 3) «кейс стадис» (рассматривает отдельные научные открытия, вне связи с другими) и другие. Затем необходимо осуществить анализ довольно сложного явления, каким является научно-техническая революция. «Научно-техническая революция» - это процесс коренных, качественных изменений в области науки, техники, технологии, в ходе которого происходит качественное изменение положения человека в процессе производства. В своем развитии НТР проходит следующие этапы: 1)подготовительный (начало ХХ в. – 40-е годы ХХ в.); 2) начальный (40-е - 70-е годы ХХ в.); 3) современный или технологический (70-е годы ХХ в. и по настоящее время). Рекомендуется дать их характеристики, приведя соответствующие примеры. Необходимо также показать влияние НТР на развитие медицины.
3. Научное познание. Основные уровни, методы и формы научного познания, специфика их функционирования в медицине. Научное познание - совокупность уровней, методов и форм. Существуют три уровня научного познания: эмпирический, теоретический и мета-теоретический (уровень философских оснований). Каждый уровень представлен соответствующими методами познания, т.е. средствами, приемами получения научного знания. К методам эмпирического (опытного) познания относятся: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент. «Наблюдение» - систематическое, целенаправленное восприятие какого-либо объекта. «Эксперимент» - метод изучения объекта, когда исследователь активно воздействует на него, изменяя естественные условия. Методы теоретического исследования: идеализация, формализация, аксиоматический. «Идеализация» - мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности. «Формализация» - метод изучения реальных объектов при помощи «искусственных» языков (язык математики). Существуют также методы, используемые и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях, это - общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и использование приборов, исторический и логический. Необходимо привести характеристики всех этих методов. Итогом познания является получение научного знания, которое имеет следующую структуру: факты, проблема, догадка, гипотеза, теория, идея. «Факты» - результаты эмпирического исследования. «Проблема» - противоречие между новыми фактами и старой теорией, которая не может их объяснить. «Гипотеза» - научное предположение, основанное на знании закономерного характера нового явления. «Теория» - достоверное знание, объясняющее изучаемое явление. «Идея» - основа теории, исходная мысль. Следует также показать особенности функционирования всех этих форм в медицинском познании.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.В чем специфика науки как формы общественного сознания?
2.Каковы тенденции развития науки?
3.Приведите характеристику основных «моделей» развития науки.
4.Назовите уровни и методы научного познания.
5.Какова структура научного знания?
ТЕМА 10. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ.
1.Взаимосвязь философии, науки и медицины. «Философские проблемы науки»: понятие, сущность, механизм возникновения, пути решения.
2.Методология науки: понятие, сущность, уровни.
3.Особенности методологии медицинского знания:
а) проблема периодизации медицинского знания;
б) проблема предмета медицины и ее теоретизации;
в) специфика структуры медицинского знания и проблема классификации медицинских наук;
г) основные факторы развития медицинского знания, проблема будущего медицины.
ЛИТЕРАТУРА
Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье, М, 1990
Диалоги продолжаются, М, 1989
Дильман В.М. Четыре модели медицины, М, 1987
Кедров Б.М. Классификация наук, М, 1985
Корольков А.Д. Диалектика и теория медицины, Л, 1979
Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник, М, 2008
Философия и методология науки, ч. 1- 2, М, 1994
Философия и медицина, Л, 1986
Философия медицины. Учебник (ред. Шевченко Ю.Л.), М, 2004
Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, М, 2006
Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. Философия науки и медицины. Учебник, М, 2007
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Показать основные формы взаимодействия философии и науки в процессе развития философии и науки, в том числе, медицины. Раскрыть содержание понятия «философские проблемы науки (медицины)». Дать характеристику методологии науки, показав ее уровни, в том числе, уровень философских оснований. Рассмотреть особенности методологии медицинского знания.
1. Взаимосвязь философии, науки и медицины. «Философские проблемы науки»: понятие, сущность, механизм возникновения, пути решения.В истории философии и науки существовали следующие формы взаимодействия философии и науки: 1) натурфилософская; 2) позитивистская; 3) современная («синтетическая»). Согласно последней, в процессе научного познания происходит постоянное взаимодействие философского и конкретнонаучного знания. В итоге появляются «философские проблемы науки», представляющие собой особый гносеологический феномен, своего рода синтез философского и конкретнонаучного знания. Философские проблемы той или иной науки возникают только тогда, когда при изучении своего предмета эти науки затрагивают предметную область философии. И, наоборот, философия будет только тогда заниматься проблемами, возникающими перед нефилософскими науками, когда потребности изучения ее собственного предмета заставляют ее затронуть «часть» или «сторону» предмета этих наук. Таким образом, «философские проблемы науки» возникают как выражение противоречия между полученными («новыми») результатами конкретнонаучного познания и наиболее общими («старыми») представлениями о мире, способах его познания человеком. Решить эту проблему – значит разрешить данное противоречие. Это возможно либо путем активизации категориального аппарата философии (ф → н), либо изменением самого этого категориального аппарата (н → ф). При этом философские проблемы науки, исходя из основных функций философии, будут носить характер либо мировоззренческих, либо методологических, либо социальных (социологических) проблем той или иной науки.
2. Методология науки: понятие, сущность, уровни. «Методология» - учение о структуре, логической организации, методах и средствах какой-либо деятельности. Методология науки – учение о методах и принципах научного исследования. Существует несколько уровней методологии. Первый уровень – философский, на котором могут применяться следующие методы: диалектический, аналитический, феноменологический, герменевтический и другие. Второй уровень – общенаучный. Применяются системный, структурно-функциональный и другие методы. Третий уровень – частнонаучный, на котором могут использоваться методы физики, химии, биологии и других частных наук. Необходимо подчеркнуть особую роль философского метода в научном познании. Дело в том, что: 1) Философия, как методология, дает науке наиболее общие методологические принципы, в том числе и в области познания (гносеологии). 2) Эмпирической базой методологии науки является история науки в ее связи с философией и культурой. 3) Философия влияет (прямо или косвенно) на построение научных теорий (помогает сформулировать основные принципы, законы и категории той или иной науки). Следовательно, философская методология: 1) осуществляет анализ структуры научного знания (предмет науки, классификация научного знания и др.); 2) вскрывает закономерности (тенденции) развития научного знания; 3) помогает найти нужные методы и средства научного исследования; 4) рассматривает историю данной науки (основные периоды ее развития); 5) формирует логический аппарат науки (категории науки, «язык» науки и др.).
3. Особенности методологии медицинского знания. К методологическим проблемам медицины, как правило, относят следующие проблемы: периодизации медицинского знания, предмета медицины и ее теоретизации, классификации в медицине, проблему будущего медицины.
Проблема периодизации медицинского знания. В истории медицины выделяют обычно следующие периоды: 1) народная медицина; 2) медицинская деятельность различных целителей, знахарей, шаманов; 3) профессиональная медицина; 4) научная медицина; 5)парамедицина. Необходимо привести их краткие характеристики.
Проблема предмета медицины иее теоретизации. Как показал ход дискуссий последнего времени о предмете медицины, большинство исследователей склонны видеть в качестве предметной области медицинского знания отношение «человек – окружающая среда». Аналогичную идею в свое время выдвигал и известный отечественный клиницист С.П.Боткин, заявляя, что медицина - «отрасль человеческих знаний о человеке и окружающей его природе». Относительно теоретизации медицины известны множество попыток создать т. н. «общую теорию медицины» (от Гиппократа до И.Павлова). Сегодня на роль такой «теории» претендует, по мнению академика Ю.П.Лисицына, детерминационная теория медицины (ДТМ), представляющая по своей сути, «синтетическую» или интегративную теорию.
Проблема классификации в медицине. Эта проблема считается одной из сложных: в настоящее время номенклатура болезней включает около 10 тысяч наименований и около 100 тысяч названий их симптомов. Все эти заболевания условно можно выделить в четыре большие группы, в зависимости от факторов, их вызывающих: 1)«экологические»; 2) «генетические»; 3) «аккумуляционные»; 4) «онто-генетические». Следует привести их краткие характеристики.
Проблема будущего медицины связана со смещением акцентов в сторону здоровья. Исходя из этого, будущая медицина, по мнению ряда исследователей, должна стать «медициной для здоровых», в отличие от современной, являющейся «медициной для больных».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Какова природа «философских проблем частных наук»?
2.Какую роль в процессе познания играет философская
методология?
3.Для чего медицине нужна «общая теория»?
4.Что такое классификация наук? Какие классификации
имели место в истории науки? Классификация в медицине.
5.Есть ли у медицины будущее?
ТЕМА 11. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ.
1.Философия о природе, сущности и путях решения глобальных проблем.
2.Глобальные проблемы современности: экологическая, демографическая, продовольственная, военная, энергетическая, национальная и др. Здоровье человека – важнейшая проблема современной цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье, М, 1987
«Белая книга» России. – «Человек», 1993, №№3-5
Введение в философию. Учебник, М, 2004
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности, М, 1990
Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие, М, 1997
Лисицын Ю.П. История медицины, М, 2008
Радугин А.А. Философия. Курс лекций, М, 2004
Философия. Учебник (ред. Кохановский В.П.), Ростов н/Д, 2009
Фролов И.Т. О человеке и гуманизме, М, 1989
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Рассмотрев природу и сущность глобальных проблем, дать характеристику основных проблем, включая пути их решения, при этом подробнее остановиться на проблеме здоровья человека.
1. Философия о природе, сущности и путях решения глобальных проблем. Глобальные проблемы современности – это совокупность жизненно важных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества в целом. Они носят: 1)общечеловеческий характер; 2) всемирный характер; 3) требуют для своего решения коллективных усилий всех государств и народов. Каковы их происхождение и природа? Во-первых, глобальные проблемы имеют исторический характер, т.е. возникают на определенном этапе развития общества. Во-вторых, они являются закономерным результатом развития общества, т.е. они появляются независимо от воли и желания людей. Что же касается их природы, то она имеет двойственный характер. С одной стороны, они – результат развития отношений между человеком и природой. Например, экологическая проблема – результат противоречия в системе «человек – природа». С другой, они являются результатом общественного развития, социального прогресса в целом и присущих ему противоречий. Примером является проблема войны и мира и другие. В связи с этим можно выделить и две группы предпосылок для их решения: 1) научно-технические (технологические), т.е. для их решения необходим определенный уровень развития науки, техники и технологии; 2)социально-экономические, социально- политические, т.е. создание таких социально – экономических, социально – политических условий, которые дадут возможность решать эти проблемы. Что же касается путей решения глобальных проблем, то возможны следующие варианты: 1) осуществление «технологической» революции и создание на ее основе новой цивилизации; 2) создание общества «смешанного» типа, имеющего «смешанную» экономику и социально защищенное; 3) осуществление межэтнической и межкультурной интеграции; 4) реализация принципа « ненасилия» во внешней политике и другие.
2. Глобальные проблемы современности: экологическая, демографическая, продовольственная, военная, энергетическая, национальная и др. Здоровье человека – важнейшая проблема современной цивилизации. Выделяются три группы глобальных проблем. 1) Социальные проблемы, т.е. проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества (предотвращение мировой войны, разоружение, преодоление разрыва в уровнях экономического роста развитых и развивающихся стран и другие). 2)Проблемы, касающиеся отношений человека и среды его обитания (экологическая, энергетическая, продовольственная проблемы, освоения космического пространства, Мирового океана и другие). 3)Проблемы, фиксирующие внимание на отношениях между человеком и обществом («компьютеризация» общества, образование, культура и другие). Необходимо дать характеристику всех названных проблем и привести соответствующие примеры
«Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - говорится в Уставе ВОЗ. От чего же зависит здоровье? Большинство отечественных и зарубежных исследователей считают, что здоровье зависит на: 1) 50% - от образа жизни человека; 2) 20% - от состояния окружающей среды(экологических условий); 3) 20% - от наследственной предрасположенности к различным заболеваниям; 4) 10% - от состояния системы здравоохранения в обществе. Следовательно, состояние здоровья человека зависит как от самого человека, так и от уровня развития общества.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.В чем отличие природных экологических катастроф от техногенных?
2.Что такое «демографический взрыв» и «демографический кризис»?
3.Что из себя представляет «зеленая революция» в сельском хозяйстве?
4.В чем отличие естественных источников энергии от искусственных?
5.От чего зависит здоровье человека?