Критерии оценки устных ответов
Отметкой «отлично» оценивается ответ, обнаруживающий
– прочные знания и глубокое понимание теоретических вопросов,
– свободную ориентацию в художественных текстах, включенных в школьную программу и список произведений к ЕГЭ по литературе,
– умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения или отрывка из него,
– умение привлекать текст для аргументации положений и выводов,
– свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «хорошо» оценивается ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но при этом допускаются 1-2 ошибки, которые студент сам же исправляет, и несколько логических и речевых недочётов.
Отметкой «удовлетворительно» оценивается ответ, свидетельствующий
– в основном о знании и понимании теоретических проблем, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений,
– об ограниченных навыках разбора и способности привлекать тексты произведений для подтверждения выводов,
– о нарушении логики в изложении материала или о неумении выстроить ответ,
– о ряде речевых ошибок.
Оценка «неудовлетворительно»ставится, если студент обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, элементарных теоретико-литературных понятий, неумение проанализировать произведение, отвечает беспорядочно и неуверенно. Оценка «неудовлетворительно» отмечает также такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к дальнейшему изучению историко-литературных курсов.
I курс ЗФО
Проверочная (контрольная) работа по «Введению в литературоведение»
Проверочная работа должна быть сдана методисту по заочному обучению не позже, чем за две недели до начала сессии.
Требования к контрольной работе. Отдельная страница в начале контрольной работы отводится для замечаний преподавателя. Работа выполняется разборчивым почерком в обычной тетради: двенадцать листов, как показывает опыт, – максимальный объём для работ такого рода. Страницы необходимо пронумеровать.
Одно стихотворение для анализа могут взять не более двух студентов на курсе. Рядом с выбранными стихами в их кафедральном списке студенты должны указать фамилии.
В контрольной работе должен быть представлен анализ одного из предложенных стихотворений. Анализ включает:
1) определение ритмических особенностей произведения (система стихосложения, характер окончаний, рифм, способ рифмовки, вид строфы; в силлабо-тонике – метр и размер; дополнительные ритмические ресурсы – цезуры, переносы, внутренние рифмы и др.); обязательна ритмическая схема стихотворения (строфы);
2) выявление лексических средств (просторечия, неологизмы, окказионализмы, архаизмы и др.), специальных выразительных средств (фигуры и тропы: сравнение, инверсия, анафора, анадиплосис (подхват), гипербола, метафора, метонимия, оксюморон и др.), особенно тех из них, которые выступают в роли композиционного средства (стихотворение может быть построено на антитезе, градации и др.) или проявляются на концептуальном уровне (стихотворение представляет собой развёрнутую метафору или оксюморон);
3) определение формы лирического высказывания (лирическое повествование, собственно автор, лирическое «я», лирический герой, ролевая лирика, лирическая адресация, более сложные формы); для выполнения этой части работы следует обратиться к разделу «Лирический субъект», автором которой является С.Н. Бройтман, в учебном пособии «Введение в литературоведение» под ред.Л.В. Чернец (любого года издания);
4) учёт других составляющих художественного целого (отношение названия, эпиграфа, посвящения к «основному» тексту, роль в произведении звукописи, реминисценций, аллюзий, место в нём пейзажа и др.).
В рассмотрении отдельных элементов и особенностей стихотворения нужно помнить об их определённых эстетических возможностях, о содержательности художественной формы, в частности о «семантическом ореоле» размера и строфы. Поэтому анализ не должен ограничиваться перечислением, констатацией тех или иных особенностей произведения, а – «выходить» к его эстетическому смыслу (главной мысли, философской концепции), к содержанию.
Стихотворения для анализа
К. Случевский. «Ты не гонись за рифмой своенравной…»
И. Анненский. Милая.
И. Анненский. Старая усадьба.
И. Бунин. С обезьяной.
И. Бунин. Эпитафия («Я девушкой, невестой умерла…»)
И. Бунин. Пустошь.
И. Бунин. Встреча.
М. Волошин. «Закрыт нам путь проверенных орбит…»
А. Ахматова. «Всё расхищено, предано, продано…»
А. Ахматова. Рахиль (Библейские стихи. 1)
О. Мандельштам. «Клейкой клятвой пахнут почки…»
М. Цветаева. «Настанет день – печальный, говорят!»
М. Светлов. В разведке
Б. Пастернак. Хлеб.
М. Петровых. «Назначь мне свиданье на этом свете…»
В. Ходасевич. Хлебы.
Н. Заболоцкий. Уступи мне, скворец, уголок.
Н. Заболоцкий. Это было давно.
В. Набоков. Страна стихов.
А. Тарковский. Дождь («Как я хочу вдохнуть в стихотворенье…»).
А. Тарковский. Манекен.
В. Шефнер. Непрерывность.
А. Кушнер. «Времена не выбирают…»
А. Кушнер. «Дорогой Александр! Здесь, откуда пишу тебе, нет…»
Н. Коржавин. Вагон
Н. Тряпкин. Стихи о Николае Тряпкине.
Н. Тряпкин. «Бабочка белая! Бабочка белая!»
Д. Самойлов. Из детства.
А. Межиров. Музыка.
Б. Окуджава. Музыкант («Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел»).
И. Лиснянская. Заложница.
Ю. Левитанский. Всего и надо, что вглядеться – боже мой…
Ю. Левитанский. Как зарок от суесловья, как залог…
В. Соколов. Январский словарь.
Д.Сухарев. О сладкий миг
Д. Сухарев. Диалог
Д. Сухарев. Две женщины.
Д. Сухарев. К поэту С. питаю интерес.
Н. Рубцов. В минуты музыки.
Ю. Мориц. «Запах пены морской и горящей листвы…»
И. Бродский. «Не важно, что было вокруг, и не важно…»