Свое длинное письмо я завершаю кратким прощанием. Прощай, моя единственная любовь.
Прощай, моя единственная любовь.
Судя по отзыву Элоизы, речь идет об «Истории моих бедствий». Это объясняет и то, как это письмо оказалось в ее руках.
Нравственные письма к Луцилию, письмо 40.
Речь идет о монастыре Гильдазия Рюиского, настоятелем которого Абеляр был во время написания «Истории моих бедствий».
Это случилось почти сразу же после оскопления Абеляра.
Судя по всему, речь здесь идет о свадьбе Абеляра и Элоизы. Последняя была против, желая оставаться тайной любовницей, но Абеляр настоял на браке.
Когда Абеляр был изувечен заговорщиками и не мог больше быть с Элоизой, они оба постриглись в монахи. До этого у Абеляра был духовный сан, однако он считался пустой формальностью, поскольку принимать духовный сан (и, следовательно, обет безбрачия) было обязано всем преподавателям средневековых университетов. Этим объяснялось многое в его отношениях с Элоизой: брак с ней был невозможен – иначе Абеляра лишили бы сана и на этом закончилась бы его философская карьера. Однако мало кто возражал против тайного брака, поскольку реальным духовным лицом Абеляр стал только после принятия пострига.
Вообще, обязательный духовный сан для университетского профессора был обычным явлением вплоть до начала ХХ века. Таким «духовным профессором» был Чарльз Додсон (Льюис Кэрролл). Знаменательно, что, судя по всему, в основу его сказок об Алисе в Стране Чудес и Зазеркалье легла неразделенная любовь автора к реально существовавшей девушке по имени Алиса. Профессор не мог связать с Алисой свою судьбу (этого не позволял духовный сан), однако их дружба продлилась до самой смерти писателя.
Письмо второе
К Элоизе, горячо любимой сестре в Господе
Абеляр, брат в Господе
Если со времени нашего обращения от мирской жизни к служению Богу ты не слышала от меня ни слова утешения, ни слова наставления, то прошу, не приписывай это моему безразличию. Причина всего – твой здоровый ум, в котором я всегда был уверен, насколько вообще могу быть уверен хоть в чем-то. Я даже не думал, что ты можешь нуждаться в моей помощи, ибо благодать Божья пребывала на тебе еще тогда, когда ты была настоятельницей своего монастыря под началом аббатисы. Уже тогда ты с Божьей помощью могла ободрить верных, укрепить слабых и наставить сбившихся с пути истинного. Я и решил, что если ты служишь своим дочерям во Христе так же, как служила тогда своим сестрам, то наставления от меня будут совершенно излишни. Впрочем, если ты в смирении своем думаешь иначе и считаешь, что нуждаешься в моем совете – что ж, тогда напиши мне, в чем именно просишь ты моего совета, и я отвечу насколько хватит Божьей благодати.
Я благодарю Бога, вселившего в ваши сердца заботу обо мне и наполнившего их тревогой по причине бесконечных бедствий, обрушивающихся на меня. Благодарю и вас, что вы духом разделяете со мной мою участь. Пусть же Божье милосердие хранит меня через ваши молитвы, и да падет Сатана под наши ноги! Пока же я посылаю вам Псалтирь, о которой вы столь усердно просили меня, (а особенно – моя сестра, когда-то любимая мной в мире, а теперь – более всего любимая во Христе), чтобы по ней вы непрестанно возносили молитвы к Господу за наши великие прегрешения, а также за опасности, подстерегающие меня на каждом шагу.
Есть множество примеров тому, насколько дороги Богу и Его святым молитвы всех верных, а особенно – когда влюбленные молят за своих возлюбленных или жены – за своих мужей. Даже Павел Апостол в своих посланиях просят церкви молиться за них. Говорил Бог и Моисею, и Иеремии перестать молиться за народ, чтобы Бог излил на них Свой гнев. Из этих историй мы можем видеть, что молитвы преданных Ему верующих стоят подобно преградам на пути святого гнева и сдерживают казни, которые Господь готов обрушить на головы грешников. Так человек, будучи движим праведным гневом и желая отомстить врагу может отказаться от своего замысла, вняв просьбам друзей. Поэтому Бог и просил Своих друзей не молить Его о пощаде. Но бывало и так, что праведник продолжал молиться несмотря даже на Божий запрет, и по его непрестанным мольбам Бог смягчал Свой гнев. Так было и с Моисеем – сказано, что «раскаялся Бог». И если обо всех прочих случаях, когда Бог желал что-то сделать, написано, что «сказал Он, и было так», то в некоторых местах написано, что грешники заслуживали наказания, но Бог отвращал гнев Свой по молитвам верных.