Философия киников и стоиков
Киники - философская школа древней Греции сократовского периода. Основателем кинизма считается ученик Сократа Антифен, а его ярким представителем - Диоген Синопский. Аитифен вел свои беседы в гимназии "Киносарг", пропоаедовал нетребовательность и умеренность. Не оставив после себя никакого фил. и литературного наследия, прославился тем, что указал современникам 'самый простой путь в жизни . Платон называл Диогена собакой, и даже памятник в конце жизни соотечественники воздвигли ему в виде собаки - на греческом "кинос" отсюда назв. школы - киники.
За основу своей фил. они приняли практическую мораль Сократа, присущее ему самообладание, неприхотливость в еде и одежде, но эти нормы жизни не смогли подкрепить должным интеллектуализмом и в результате этого скатились к идеалам самодостаточной жизни. Признаком позднего кинизма является пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обычаям, иногда переходящее в цинизм. Киники обосновывали образ жизни с философской точки зрения вне связи с обществом. Характерными черты их быта: разрыв социальных связей, одиночество, паразитический образ жизни, аскетизм, агрессивность, восхваление бедности, отсутствие патриотизма, неприятие иных мнений и фил. радикализм. Латиняне называли киников циниками и постепенно слово "циник" приобрело негативное значение. Приемлемым в цинизме считается попрание общественных нравственных норм. В основе такого поведения всегда обнаруживается духовная нищета.
Киническая фил, пришлась на пору глубокого кризиса античного полиса и была поддержана многочисленной толпой состоящей из людей, не нашедших себе достойного места в государстве. Возврат к подобному наблюдается и в современном обществе, сходство с образом жизни и философии киников есть у йогов, хиппи и др. Но и а основе их философии отрицания ценностей современной культуры лежат те же причины, которые привели к кризису их античных предшественников - киников. Философская школа стоиков стала ответом на распространение идей киников. Стоя - широко распространенное в древней Греции философское течение, основано за 300 лет до Р.Х. Зеноном из Китона. Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах. Стоя - назв. портика (отсюда - «стоики»).
Основная идея стоиков идентична идее фил. школы киников - это освобождение от влияний внешнего мира. Но для достижения своей цели они избрали не путь отрицания ценностей традиционной культуры, а пошли дорогой постоянного усовершенствования, мудрости, восприятия и приумножения лучших достижений культуры. Идеалом стоиков становится просвещенный человек- мудрец, который, познав истину, освободился от влияния внешнего мира и ушел от мирской суеты.
Стоическая философия развивалась поэтапно:
Ранняя стоя (3-2 ва. до н.э.) - Зенон, Клеанф и^р.
Средняя (2-1 вв. до н.э.) - Панеттий, Посидонии.
Поздняя (1 в. до н.э.-З в, н.э.) - Сенека, М. Аврелий.
Характерными чертами стоической философии являются следующие: признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом, неучастие в жизни государства, признание законов государства лишь при условии их добродетели, аскетизм, стремление к счастью, призыв к жизни в согласии с природой и Мировым космическим Разумом, осуждение человеческих пороков.
Во времена империи учение Стой превратилось в своего рода религию для народа. Для стоиков, которые соединили в своей фил. самые различные учения, Бог и природа становятся сутью одного и того же, а человек - частью этой богоприроды.
Наиболее известными представителями этого периода являются философы Сенека и Марк Аврелий.
Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский философ, влиятельный политик, проповедовал идеи фил. Стоики. Утверждал философию как практическое руководство к управлению государством.
Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) - крупнейший римский философ, римский император, автор философских произведений "К самому себе. Размышления", "Наедине с собой".
ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА
БЛАЖЕННОГО И ЭПИКУРА
Аврелий Августин (Блаженный) (354-430) философ, влиятельный политик и проповедник католической церкви. Основатель ранней схоластики, идеи которой он изложил в своем религиозно-философском трактате "О граде Божьем - фактически первом варианте мировой истории. В его понимании история есть борьба двух враждебных царств: царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира, и царства Божия. При этом он отождествляет царствие Божие с римской католической церковью. Божественное царство представлено на земле священнослужителями, которых Бог наделил своей благодатью и объединил в христианскую церковь. Церковь - единственная сила, способная помочь людям победить грех и объединить мир. Светская власть, а а их лице - императоры и короли -должны быть подчинены воле христианской церкви. Его фил. проповедовала смирение с бедностью и чужой властью, веру в будущее, понимание.счастья в учености и познании истины, веру в загробную жизнь как награду от Бога за праведность. Вместе с тем Августин воспевал красоту человека, его богоподоб-ность, силу и совершенство.
Августин учит о самодостоверности человеческого сознания и познавательной силе любви, однако, высшее, неопровержимое знание достигается только познанием Бога. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Он сотворил мир, продолжает его творить в настоящем и будет творить в будущем. Августин много внимания в своей фил. уделяет теме существования Бога. Одно из главных доказательств - присутствие божественного во всем, его могущество и совершенство. Творениями Бога являются вся материя, душа, пространство и время.
Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до 13 в. Эпикур (341-270 гг.до н.э.) - древнегреческий философ-материал ист, глава философской школы, основанной им в 306 г. до Р.Х. Стремился дать практическое руководство для жизни (этику), этому служила физика и логика. Его фил. состоит из трех разделов: учение о пр/роде и космосе (физика), учение о познании (каноника), учение о человеке и его поведении (эстетика).
Учение Эпикура о космосе по своей сути - демократическое учение: бесконечно число и разнообразие развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между мирами живут бессмертные боги. Таким же образом возникают, живут и исчезают живые существа, а также душа. Вселенная вечна и бесконечна, как бесконечны и вечны атомы и пустота, из которых она состоит. Во Вселенной существует множество материальных миров.
В учении о познании Эпикур говорит о том, что познание необходимо для освобождения человека от страха и суеверий, религии и боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие (имеется в виду не чувственное, а духовное удовольствие, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются греховными). Однако духовное удовольствие более устойчиво, т.к. не зависит от внешних помех. Счастье человека состоит в удовольствии, под ним понимается здоровье, отсутствие страданий. Эпикур утверждает окружающий мир познаваемым, и это познание возможно с помощью чувств. Ощущения возникают благодаря восприятию человеком окружающих предметов.
В учении о поведении человека Эпикур утверждает человека свободным от влияния богов - человек является результатом биологической эволюции, душа и тело его смертны, он должен стремиться к счастью в пределах земной жизни. Норма - жиэнеограничение желаний, мудрость, безмятежность.