Философия киников и стоиков

Киники - философская школа древней Греции сократовского периода. Основателем кинизма счита­ется ученик Сократа Антифен, а его ярким предста­вителем - Диоген Синопский. Аитифен вел свои бе­седы в гимназии "Киносарг", пропоаедовал нетребо­вательность и умеренность. Не оставив после себя никакого фил. и литературного наследия, прославил­ся тем, что указал современникам 'самый простой путь в жизни . Платон называл Диогена собакой, и даже памятник в конце жизни соотечественники воз­двигли ему в виде собаки - на греческом "кинос" от­сюда назв. школы - киники.

За основу своей фил. они приняли практическую мораль Сократа, присущее ему самообладание, не­прихотливость в еде и одежде, но эти нормы жизни не смогли подкрепить должным интеллектуализмом и в результате этого скатились к идеалам самодоста­точной жизни. Признаком позднего кинизма является пренебрежение ко всякой культуре и ко всем обыча­ям, иногда переходящее в цинизм. Киники обосновы­вали образ жизни с философской точки зрения вне связи с обществом. Характерными черты их быта: разрыв социальных связей, одиночество, паразити­ческий образ жизни, аскетизм, агрессивность, вос­хваление бедности, отсутствие патриотизма, непри­ятие иных мнений и фил. радикализм. Латиняне на­зывали киников циниками и постепенно слово "циник" приобрело негативное значение. Приемлемым в ци­низме считается попрание общественных нравствен­ных норм. В основе такого поведения всегда обнару­живается духовная нищета.

Киническая фил, пришлась на пору глубокого кри­зиса античного полиса и была поддержана многочис­ленной толпой состоящей из людей, не нашедших себе достойного места в государстве. Возврат к по­добному наблюдается и в современном обществе, сходство с образом жизни и философии киников есть у йогов, хиппи и др. Но и а основе их философии от­рицания ценностей современной культуры лежат те же причины, которые привели к кризису их античных предшественников - киников. Философская школа стоиков стала ответом на распространение идей киников. Стоя - широко рас­пространенное в древней Греции философское тече­ние, основано за 300 лет до Р.Х. Зеноном из Китона. Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах. Стоя - назв. портика (отсюда - «стоики»).

Основная идея стоиков идентична идее фил. шко­лы киников - это освобождение от влияний внешнего мира. Но для достижения своей цели они избрали не путь отрицания ценностей традиционной культуры, а пошли дорогой постоянного усовершенствования, мудрости, восприятия и приумножения лучших дос­тижений культуры. Идеалом стоиков становится про­свещенный человек- мудрец, который, познав исти­ну, освободился от влияния внешнего мира и ушел от мирской суеты.

Стоическая философия развивалась поэтапно:

Ранняя стоя (3-2 ва. до н.э.) - Зенон, Клеанф и^р.

Средняя (2-1 вв. до н.э.) - Панеттий, Посидонии.

Поздняя (1 в. до н.э.-З в, н.э.) - Сенека, М. Аврелий.

Характерными чертами стоической философии яв­ляются следующие: признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом, неучастие в жизни государства, признание законов государства лишь при условии их добродетели, аскетизм, стрем­ление к счастью, призыв к жизни в согласии с приро­дой и Мировым космическим Разумом, осуждение человеческих пороков.

Во времена империи учение Стой превратилось в своего рода религию для народа. Для стоиков, кото­рые соединили в своей фил. самые различные уче­ния, Бог и природа становятся сутью одного и того же, а человек - частью этой богоприроды.

Наиболее известными представителями этого пе­риода являются философы Сенека и Марк Аврелий.

Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский философ, влиятельный политик, проповедовал идеи фил. Стоики. Утверждал философию как практиче­ское руководство к управлению государством.

Марк Аврелий (121-180 гг. н.э.) - крупнейший рим­ский философ, римский император, автор философ­ских произведений "К самому себе. Размышления", "Наедине с собой".

ФИЛОСОФИЯ АВГУСТИНА

БЛАЖЕННОГО И ЭПИКУРА

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430) философ, влиятельный политик и проповедник като­лической церкви. Основатель ранней схоластики, идеи которой он изложил в своем религиозно-философском трактате "О граде Божьем - фактиче­ски первом варианте мировой истории. В его понима­нии история есть борьба двух враждебных царств: царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира, и царства Божия. При этом он отождествляет царствие Божие с римской католиче­ской церковью. Божественное царство представлено на земле священнослужителями, которых Бог наде­лил своей благодатью и объединил в христианскую церковь. Церковь - единственная сила, способная помочь людям победить грех и объединить мир. Светская власть, а а их лице - императоры и короли -должны быть подчинены воле христианской церкви. Его фил. проповедовала смирение с бедностью и чужой властью, веру в будущее, понимание.счастья в учености и познании истины, веру в загробную жизнь как награду от Бога за праведность. Вместе с тем Августин воспевал красоту человека, его богоподоб-ность, силу и совершенство.

Августин учит о самодостоверности человеческого сознания и познавательной силе любви, однако, выс­шее, неопровержимое знание достигается только познанием Бога. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются. Он сотворил мир, продолжает его творить в настоя­щем и будет творить в будущем. Августин много вни­мания в своей фил. уделяет теме существования Бо­га. Одно из главных доказательств - присутствие бо­жественного во всем, его могущество и совершенст­во. Творениями Бога являются вся материя, душа, пространство и время.

Августин является родоначальником направления неоплатонизма в христианской философии, которое господствовало в Западной Европе вплоть до 13 в. Эпикур (341-270 гг.до н.э.) - древнегреческий фи­лософ-материал ист, глава философской школы, ос­нованной им в 306 г. до Р.Х. Стремился дать практи­ческое руководство для жизни (этику), этому служила физика и логика. Его фил. состоит из трех разделов: учение о пр/роде и космосе (физика), учение о по­знании (каноника), учение о человеке и его поведении (эстетика).

Учение Эпикура о космосе по своей сути - демо­кратическое учение: бесконечно число и разнообра­зие развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, по­мимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между мирами живут бессмертные боги. Таким же образом возникают, жи­вут и исчезают живые существа, а также душа. Все­ленная вечна и бесконечна, как бесконечны и вечны атомы и пустота, из которых она состоит. Во Вселен­ной существует множество материальных миров.

В учении о познании Эпикур говорит о том, что по­знание необходимо для освобождения человека от страха и суеверий, религии и боязни смерти. Это ос­вобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольст­вие (имеется в виду не чувственное, а духовное удо­вольствие, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются греховными). Однако ду­ховное удовольствие более устойчиво, т.к. не зависит от внешних помех. Счастье человека состоит в удо­вольствии, под ним понимается здоровье, отсутствие страданий. Эпикур утверждает окружающий мир по­знаваемым, и это познание возможно с помощью чувств. Ощущения возникают благодаря восприятию человеком окружающих предметов.

В учении о поведении человека Эпикур утверждает человека свободным от влияния богов - человек яв­ляется результатом биологической эволюции, душа и тело его смертны, он должен стремиться к счастью в пределах земной жизни. Норма - жиэнеограничение желаний, мудрость, безмятежность.

Наши рекомендации