Материалистическая диалектика и ее альтернативы
Глава 6. ПОНЯТИЕ ДИАЛЕКТИКИ
Эволюция термина
Термин "диалектика", скорее всего, впервые приме-
нил древнегреческий мыслитель Сократ. Он именовал
свой метод нахождения истины в диалоге путем столкно-
вения противоположных суждений и обнаружения проти-
воречий в мышлении "диалектикой". Вот типичный для
Сократа пример. В беседе с полководцем Лахетом он за-
дает вопрос: "Что такое мужество?". Для Лахета ответ не
представляет трудностей: "Мужествен тот, кто, оставаясь в
строю, продолжает сражаться с врагами". Далее ставится
новый вопрос: "А если воин, убегая и не оставаясь в
строю, продолжает сражаться с врагами?" Лахет не пони-
мает: "Как это - убегая?". Сократ поясняет конкретными
ситуациями сражений: скифы, убегая, сражаются не хуже,
чем преследуя; лакедемоняне в одном из боев, когда они
оказались перед рядами щитоносцев, не пожелали дер-
жать строй и продолжать сражение, а побежали. Когда же
ряды персов расстроились, они, подобно всадникам, раз-
вернулись обратно и таким образом выиграли сражение.
Лахет признает, что Сократ говорит правду. Тем самым
выявлено противоречие: воин может быть мужествен и
оставаясь в строю, и отступая с целью нанесения удара по
врагу.
У ученика Сократа Платона диалектика выступает
уже не только в качестве метода отыскания истины, но оз-
начает одновременно и учение о мире истинного бытия
как сферы вечных и неизменных идей. В отличие от Пла-
тона Аристотель полагал, что диалектика имеет дело не с
истинным, а с вероятностным знанием. С помощью диа-
лектики люди посредством умозаключений формируют
правдоподобные положения. Это положения, касающиеся
нравственности, - такие, как, например, "следует ли по-
виноваться больше родителям или законам, если они не
согласуются друг с другом"; или касающиеся природы -
например, "вечен мир или нет". По Аристотелю, при рас-
суждениях о таких проблемах философия сообразуется с
истиной, а диалектика - с мнением.
В сферу логики, как и Аристотель, включали также
диалектику стоики Зенон, Хрисипп и др. Философская
школа стоицизма (конец IV в. до н.э. - II в. н.э.) различа-
ла в логике риторику ("науку хорошо говорить при помо-
щи связных рассуждений") и диалектику ("науку правиль-
но спорить при помощи рассуждений в виде вопросов и
ответов").
Истолкование всех предметов только "через логиче-
ское рассмотрение", т.е. вне эмпирического их анализа в
чувственном опыте, было особо свойственно схоластиче-
ской философии средневековья. В те времена диалектика
преимущественно трактовалась как умение логически изо-
щренно рассуждать в спорах. Философ П. Абеляр учил, что
знание - истина, а диалектика - искусство для различения
истины и лжи. Поскольку предметы дискуссий были, как
правило, весьма абстрактными и отдаленными от жизни,
то нередко впоследствии для мыслителей Нового времени
(Ф. Бэкона, Р. Декарта и др.) диалектика отожествлялась
со схоластической философией вообще. Тем не менее они
ценили диалектику как искусство гибкого оперирования
понятиями, позволяющее обращать против оппонента его
собственные доводы. Так, по мнению Ф. Бекона, пользо-
вание "диалектикой уместно в науках, основанных на
мнениях и воззрениях". Белорусский мыслитель Симеон
Полоцкий высказывался в том же духе: "Дыялектыка вы-
сакародным Платонам мац! навук ycix справядл1ва назва-
на, 1сщну i мудрасць яна знаходзщь, розум прасвятляе,
вузлы разблытвае" (37. С.93).
Новый поворот в судьбе рассматриваемого термина
связан с немецкой классической философией. Ее представи-
тели - И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Гегель, Л. Фейербах -
широко пользовались выражением "диалектика", хотя и
вкладывали в него различное содержание. Так, Кант счи-
тал, что диалектика имеет лишь отрицательный результат,
выступая как "логика видимости", поскольку порождав-
мые деятельностью разума противоречия (антиномии)
свидетельствуют о его будто бы неспособности постичь
истину.
Совсем иначе истолковывал диалектику Гегель. Для
него диалектика существенна не в том смысле, что она
разрушает, запутывает и ставит своей целью якобы дока-
зать противоположное. "Высшая диалектика понятия, - пи-
сал Гегель, - состоит в том, чтобы рассматривать опреде-
ление не только как предел и нечто противоположное, но
породить из него позитивное содержание и позитивный
результат, посредством чего она только и есть развитие и
имманентное продвижение. Такая диалектика есть не
внешнее деяние субъективного мышления, а собственная
душа содержания, из которой органически вырастают ее
ветви и плоды" (14. С.91). Гегель рассматривал диалектику
как одну из тех древних наук, "которая больше всего иг-
норировалась в метафизике нового времени..." Здесь тре-
буется пояснение относительно метафизики. Когда-то
греческий ученый Андроник, упорядочивая сочинения
Аристотеля, вслед за его работами по физике поместил
группу трактатов Стагирита по проблемам бытия и по-
знания. Именно эти сочинения были названы метафи-
зикой (т.е. "тем, что после физики"). Позднее термином
"метафизика" стала обозначаться система философского
учения о принципах и началах бытия. Произошла своеоб-
разная метаморфоза в понятиях: то, что Платон называл в
свое время диалектикой (учение о мире истинного бытия
неизменных духовных сущностей), получило название
метафизики. Поэтому Гегель, упрекая "метафизику нового
времени" за игнорирование диалектики, относил свое за-
мечание ко всей предшествующей ему философии. Но он
сам в этом смысле оставался "метафизиком", размыш-
ляющим о вековечных абстрактных первоначалах и про-
блемах бытия и познания. И тем не менее с Гегеля уста-
навливается традиция понимать диалектику как антипод
метафизики. Дело в том, что Гегель предложил принци-
пиально новый метод философского осмысления действи-
тельности. Ведь как было ранее? Принципы, начала бы-
тия представлялись мыслителями в виде неподвижных
идей или неизменной субстанции. Связь противополож-
ностей - в отличие от древних философов - не усматрива-
лась. Развитие, по существу, отвергалось. Такому метафи-
зическому методу мышления Гегель противопоставил
диалектику как "постижение противоположностей в их
единстве" (10. Т.1. С.110). Но хотя Гегель считал, что
"диалектика имеет силу во всех отдельных областях и об-
разованиях природного и духовного мира", он, как объек-
тивный идеалист, оказался непоследовательным в трак-
товке данного важного тезиса. В конечном счете Гегель
отказывал природе в саморазвитии. Он сконцентрировал
силу своего теоретического анализа лишь на выявлении
логики и диалектики саморефлексирующего мифического
по своей сущности мирового разума.
Поэтому при рассмотрении диалектики в ее
"рациональном" виде нельзя ограничиваться воззрениями
Гегеля. Законы диалектики даны у него в мистической
форме. Необходимо было освободить их от этой формы.
Суть нового понимания диалектики Ф. Энгельс выразил
так: "Диалектика головы - только отражение форм движе-
ния реального мира как природы, так и истории" (28. Т.20.
С.519). Тем самым становится необходимым различать:
а) диалектику бытия (природа, общество, человек);
б) теорию диалектики (бытия и познания); в) метод фило-
софского мышления (в противоположность метафизике).
Здесь мы вынуждены обратиться к читателю с уточне-
нием. В современной литературе нередко вновь стали тер-
мином "метафизика" обозначать общую теорию философии
("онтологию"). В нашей же книге далее речь идет о метафи-
зике как "антидиалектике".