Краткие сведения о наиболее выдающихся философах 19 страница
Первый [путь] – это то, что он дает миру в своих творениях; второй – это то, что он берет от мира в своих встречах и переживаниях; третий – это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу <…>.
Ценности, которые реализуются в продуктивных творческих действиях, мы будем называть «созидательными». Помимо созидательных, существуют ценности, реализуемые в переживаниях, – это «ценности переживания». Они проявляются в нашей чувствительности к явлениям окружающего мира, например, в благоговении перед красотой природы или произведений искусства…
Можно также определить и третью возможную категорию ценностей, поскольку жизнь остается осмысленной, даже когда она бесплодна в созидательном смысле и небогата переживаниями. Эта третья группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Именно реакция человека на ограничения его возможностей открывает для него принципиально новый тип ценностей, которые относятся к разряду высших ценностей. Таким образом, даже очевидно скудное существование – существование, бедное в отношении и созидательных ценностей, и ценностей переживания, – все же оставляет человеку последнюю и в действительности высшую возможность реализации ценностей. Ценности подобного рода мы назовем «ценностями отношения». Ибо действительно значимым является отношение человека к судьбе, выпавшей на его долю…
Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца – до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность <…>.
Один умирающий, о последних событиях жизни которого мы расскажем ниже, последовательно и драматично реализовывал все три категории ценностей. Этот молодой человек лежал в больнице с диагнозом неоперабельной опухоли головного мозга. Ему уже давно пришлось оставить свою профессию, он был парализован и не мог работать. Таким образом, у него совсем не осталось возможности реализовывать созидательные ценности. Но даже в таком тяжелом состоянии ему доступен был мир ценностей переживания. Он проводил время в оживленных разговорах с другими больными – развлекая, подбадривая, утешая их. Он читал хорошие книги и в особенности любил слушать по радио хорошую музыку. Однако наступил день, когда он уже не смог переносить натиска звука в наушниках, полностью парализованные руки уже совсем не держали книги. Настал новый этап его жизни; и если ранее от созидательных ценностей он вынужден был перейти к реализации ценностей переживания, теперь он должен был отступить еще дальше – ему оставались доступными лишь ценности отношения. Иначе его поведение и не охарактеризуешь – ведь теперь он принял на себя роль советчика, наставника больных, находящихся рядом, изо всех сил старался своим поведением быть для них примером. Он мужественно переносил свои страдания. За сутки до смерти – а он предвидел день своей смерти – он узнал, что дежурному врачу назначено было сделать ему ночью инъекцию морфия. И что же сделал этот больной? Когда врач после обеда делал обход, молодой человек попросил его сделать этот укол вечером – чтобы из-за него доктор не прерывал своего ночного отдыха <…>.
Экзистенциальный анализ признает человека свободным, однако этот «вердикт» отмечен двумя особенностями…:
1. Экзистенциальный анализ лишь условно признает человека свободным, поскольку человек не может делать все, что он хочет; человеческая свобода отнюдь не тождественна всемогуществу.
2. Экзистенциальный анализ не признает человека свободным, не признавая его в то же время ответственным. Это означает, что человеческая свобода не тождественна не только всемогуществу, но и произволу <…>.
…ответственность, которую экзистенциальный анализ помещает как раз в центр своего поля зрения, не сводится к простой свободе постольку, поскольку ответственность всегда включает в себя то, за что человек каждый раз несет ответственность. Как выясняется, ответственность подразумевает (также в отличие от простой свободы) еще что-то сверх того, а именно то, перед чем человек несет ответственность <…>. Инстанция, перед которой мы несем ответственность – это совесть.
Франкл В. Человек в поисках смысла. –
М., 1991. – С. 24–43, 114–115, 173–175. 300.
РАздел 14
ПОЗНАНИЕ
КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
На долю человеческого разума в одном из видов его познания выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может отвечать на них, так как они превосходят все его возможности.
Кант И.
Критика чистого разума.
План
1. Основные понятия гносеологии.
2. Научное познание и наука.
Теоретический итог:
– опишите структуру процесса познания,
– дайте краткую характеристику основных типов науки;
– раскройте суть теории парадигм Т. Куна;
– выскажите собственную точку зрения на ценность науки и ее значение для жизни современного человека и общества.
Философский словарь:гносеология, детерминизм, знание, истина, метод, мышление, наука, объект, познание, субъект, язык.
Человек не смог бы существовать в этом мире, не научившись сперва в нем ориентироваться. Ориентация людей во внешнем мире только тогда будет правильной, если люди выработают в себе способность адекватно, подлинным образом восстанавливать эту действительность. В широком смысле речь идет об отражении человеком объективного, внешнего и независимого от него мира. Поэтому вопрос о том, как человек познает мир, что такое знание – древнейшие философские проблемы.
Этими проблемами занимается особая отрасль философского знания – теорияпознания,илигносеология,котораяисследует условия, механизмы, принципы и формы познавательной деятельности человека. На вопрос же «Что такое познание?» можно кратко ответить так: познание – это совокупность процессов получения, переработки и использования сведений и информации о мире и самом человеке.
Те конкретные процессы, явления и вещи, на которые направлена познавательная деятельность, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, называетсясубъектом познания. На этом основании можно сказать, что познание – это специфическое взаимодействие субъекта и объекта с целью получения Истины или знания об объекте. Так перед нами вырисовывается структура познания, состоящая из трех компонентов – субъект, объект и Истина (знание).
Главный вопрос теории познания – вопрос соответствия наших знаний действительному положению вещей. Другими словами, необходимо прояснить, знаем ли мы (в качестве субъекта познания) окружающий мир (как объект познания) таким, каким он существует в действительности, или же наши знания о нем носят неполный, неправильный или даже иллюзорный характер? Исторически значительная часть философов придерживалась традиции гносеологического оптимизма. Гносеологический оптимизм(например, в лице марксистской философии или рационалистов Нового времени) утверждает возможность объективного познания мира – таким, каким он есть на самом деле вне человеческих воли и сознания. Те философы, которые полностью или частично отрицают познаваемость мира, принадлежат к лагерю агностицизма (И. Кант, Д. Юм).
Необходимо различать обыденное и научное познание. Обыденное познание чаще всего представлено личным и общежитейским опытом. Научное познание представляет собой особую сферу человеческой деятельности, связанную с наукой. К числу особенностей научного познания можно отнести:
1) объективизм, т. е. исследование окружающего мира как подчиняющегося объективным законам, сознательное исключение из этого исследования всего субъективного, личного;
2) предметно-практический характер, ориентация на изучение в первую очередь объектов, которые могут быть включены в производственную деятельность человека;
3) теоретичность, нацеленность науки не только на объекты, востребуемые в сегодняшней практике, но и на те, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, ведь чтобы построить атомную электростанцию или создать атомную бомбу, необходимо было открыть сперва законы деления атомных ядер;
4) системность и обоснованность научного знания. Все дело в том, что обыденное знание представляет собой конгломерат сведений, предписаний и рецептов, чья достоверность устанавливается благодаря непосредственному применению в конкретных ситуациях. В свою очередь, наука использует знания, которые не всегда использовались на практике, поэтому ей необходимы целенаправленный контроль за получением знания и его постоянная опытная проверка, а также выведение вновь получаемых знаний из уже доказанных;
5) применение специальных средств познавательной деятельности – от особого языка научных терминов и понятий до научной аппаратуры, измерительных инструментов и приборов;
6) использование особых методов познания. Последние две особенности научного познания объясняются тем, что объекты, на которые направлено обыденное познание, чаще всего попросту вплетены в повседневный человеческий опыт, наука же с помощью специальных средств и методов должна сама выделять и фиксировать такие объекты, так что при изучении и отдаленных галактик, и элементарных частиц невозможно обойтись ни без аппаратуры, ни без разработанных методов ее применения. Методы научного познания принято разделять на эмпирические и теоретические, в зависимости от того уровня научного познания, где они находят свое применение. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом и нацелено на получение о них сведений фактического характера, а потому применяет методы наблюдения и эксперимента. На теоретическом уровне происходит установление устойчивых, закономерных связей между объектами и выявлением их сущности, имеет место абстрагирование исследователя от изучаемых объектов, проведение над ним мысленного эксперимента, а потому применяются математические методы. В реальной практике научной работы оба уровня научного познания применяются взаимосвязано. Например, при изучении элементарных частиц, которые живут миллионные доли секунды и за время своей жизни успевают пройти миллионные части миллиметра, проводятся эксперименты и наблюдения с применением громоздкой аппаратуры, результаты которых затем подвергаются математическому анализу.
7) специфический характер субъекта научной деятельности, который, прежде чем приступить к работе, проходит специальную подготовку, овладевает специальными знаниями, навыками и умениями, изучает определенные правила поведения в научном сообществе, усваивает определенные ценностные ориентации, главные из которых – самоценность научной Истины, не зависящей ни от какой конъюнктуры, ценность всего нового и оригинального.
Различие между обыденным и научным познанием проводится не только на уровне каждого отдельного человека, но и на уровне целых культур и цивилизаций. Большинство известных во всемирной истории культур и цивилизаций, начиная с цивилизаций Древнего Востока, относятся к числу традиционных. Из самого их названия можно заключить, что в своей деятельности они ориентированы в основном на воспроизводство традиций, норм и образцов, аккумулирующих культурный опыт предков, а не на производство новых знаний. Поэтому, например, в Индии в течение тысячелетий вплоть до наших дней большая часть населения поклоняется одним и тем же богам, при этом в большей части сельских общин до ХХ века основные средства производства – гончарный круг, ткацкий станок и инструменты кузнеца – оставались такими же, как две тысячи лет назад. Другие цивилизации получили название техногенных, поскольку они руководствуются принципом «познания и преобразования мира», а потому ориентированы на постоянное развитие и совершенствование всех сфер человеческой жизнедеятельности, и прежде всего, – на приоритетное развитие науки и техники. К числу техногенных с полным основанием можно отнести и западную цивилизацию, сформировавшуюся в XV–XVII вв., однако уходящую корнями в античность, где в виде геометрии Евклида появился важнейший элемент такой цивилизации – теоретическая наука. Поскольку общество, в котором мы живем, если и не является в полном смысле техногенным, но все же заключает в себе заметные черты этого культурного типа, в данном разделе собраны материалы, касающиеся прежде всего научного познания и науки.
14.1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ГНОСЕОЛОГИИ
Из помещенных ниже отрывков из работы «Гносеологические и логические основы науки» Павла Васильевича Копнина(1922–1971) – одного из самых известных советских философов, академика АН УССР (1967), талантливого организатора науки, директора Института философии АН Украины, вы сможете расширить свое понимание необходимых для дальнейшего изучения данной темы основных понятий гносеологии.
Вопросы и задания:
1. Что такое субъект и объект познания? Чем объект познания отличается от «объективной реальности»?
2. Каким образом взаимодействуют друг с другом субъект и объект познания?
3. Что такое знание у П. В. Копнина? В какой форме существует знание и в какой форме оно выражается?
4. Проследите взаимосвязь знания и окружающей действительности по П. В. Копнину.
[пОНЯТИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА]
Субъект и объект – соотносительные категории, подобно сущности и явлению, содержанию и форме. Говорить об одной из них, не выявляя отношения к другой, невозможно. В этом смысле вполне допустимо утверждение: нет субъекта без объекта и объекта без субъекта <…>.
…под субъектом мы подразумеваем не сознание человека, а самого человека и даже человечество, которое не в меньшей мере является объективной реальностью, чем другие явления природы: животные, растения, минералы и т. п. Объект – это не просто любой предмет природы, а предмет, включенный в сферу деятельности человека. Он сам по себе, как объективная реальность, существует независимо от сознания человека, он становится объектом, вступая во взаимодействие с субъектом. Например, электрон как предмет природы существовал и во времена Демокрита и даже значительно раньше, когда вообще на Земле еще и человека не было, однако в те времена он не был объектом практической и теоретической деятельности субъекта. Обладающий свойством объективной реальности, существующей независимо от сознания, предмет приобретает качество объекта, когда вступает во взаимодействие с субъектом, и только в этом смысле без субъекта нет объекта, а без объекта не может быть и субъекта, поскольку последний мыслим только как активное начало, воздействующее на предметы природы, т. е. объекты. Таким образом, следует различать понятия «объективная реальность» и «объект». Первое охватывает все существующее независимо от нашего сознания, объективная реальность в качестве своей противоположности имеет сознание; второе берет только то из объективной реальности, что на данном этапе развития общества стало предметом теоретической и практической деятельности человека, его противоположностью выступает не сознание, а субъект, превращающий явления и вещи объективной реальности в объект своего действия. Познание возникает в результате взаимодействия субъекта (человеческого общества) и объекта (явлений, процессов внешнего мира). Это взаимодействие носит материальный характер: и человеческое общество, и явления, процессы природы являются материальными системами <…>.
[ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ]
…в отличие от труда, знание является только теоретическим, а не практическим овладением объектом. Знать, что такое сапоги и как их можно сшить, – это еще не значит иметь сапоги на ногах. Знание дает не сам предмет, а идею предмета и способ его практического получения. Теоретическое овладение предметом является предпосылкой получения его в практике. Здесь и приходят на память слова К. Маркса об отличии человеческого труда от трудоподобной деятельности животного: «Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» <…>. Знание как результат умственного труда образует мир идей, отдельный и противостоящий миру вещей <…>.
…можно дать еще одно определение знания: знание – форма деятельности субъекта, в которой целесообразно, практически направленно отражены вещи, процессы объективной реальности… Оно дает образ, форму вещи, которая существует только в деятельности человека, в формах его сознания и воли, «как форма» вещи, но вне этой вещи, а именно в человеке «как внутренний образ, как потребность, как побуждение и цель человеческой деятельности». Но оно существует и реально, практически, принимая определенную чувственно воспринимаемую форму знаков, языка, в котором эти внутренние формы, образы вещей связываются с предметами определенного вида (звуками, графическими изображениями и т. п.).
Если бы знание не было выражено с помощью языка, им нельзя было бы оперировать в обществе. Человек не может передать другому, например, план создания топора, который имеется у него в голове, – это возможно только тогда, когда план будет выражен в той или иной чувственно воспринимаемой форме. Знания приобретают предметный характер, становясь знаком…
Таким образом, в качестве обобщающего определения знания можно сформулировать следующее: знание как необходимый элемент и предпосылка практического отношения человека к миру является процессом создания идей, целенаправленно, идеально отражающих объективную реальность в формах его деятельности и существующих в виде определенной языковой системы.
Копнин П. В. Гносеологические и логические основы науки. –
М., 1974. – С. 73–74, 296–307.
Из текста известного в свое время советского философа Эвальда Ильенкова вы сможете выяснить, каким образом получаемые в результате процесса познания знания облекаются в форму слов, получая возможность зафиксироваться и распространиться.
Вопросы и задания:
1. Что считает Э. Ильенков первичным – человеческое сознание (мышление) или язык и почему?
2. Выясните, какую роль в жизни человека играет язык.
Ребенку с самого начала противостоит не просто среда, а среда, по существу очеловеченная, в составе которой все вещи и их отношения имеют общественно-историческое, а не биологическое значение. Соответствующими оказываются и те сенсомоторные схемы, которые образуются в процессе человеческого онтогенеза. Но именно они и составляют предпосылку и условие формирования речи, деятельности с языком и в языке.
Это обстоятельство очень четко прослеживается в процессе формирования человеческой психики у слепоглухорожденных детей, о чем весьма интересно говорил.., исходя из собственного научного опыта, С. А. Сироткин. Здесь, прежде чем приступить к обучению ребенка языку (даже в самой элементарной его форме – жестовой), приходится сперва вооружить его умением вести себя по-человечески в сфере человечески организованного быта. На этой почве речь (язык) прививается уже без труда. В обратном же порядке невозможно сформировать ни того, ни другого. И на всех последующих этапах обучения языку это обучение осуществляется только через «оречевление» его собственной, уже сформированной и уже свершившейся и свершающейся предметной человеческой деятельности, так что логика реальной, специфически человеческой (целесообразной) деятельности всегда усваивается раньше, чем лингвистические схемы речи, чем «логика языка», и всегда служит основой и прообразом этой последней.
Поэтому логику мышления можно понять до, вне и независимо от исследования логики языка, но в обратном порядке нельзя понять ни язык, ни мышление.
Ильенков Э. В. Философия и культура. – М., 1991. – С. 273–274.
14.2 Научное познание и наука
Рассматривая вопрос о научном познании и науке, важно осознать, что их влияние на жизнь так называемых техногенных цивилизаций во многом объясняется заложенными в них возможностями к саморазвитию. О двух основных этапах в истории научного познания идет речь в коллективном труде киевских ученых «Естественнонаучное познание: изменение методологических ориентаций».
Вопросы и задания:
1. В чем сущность классической, нововременной (модернистской) модели познания?
2. На какой главный недостаток модернистской модели познания указывает М. М. Бахтин?
3. Каковы принципиальные различия между модернистской и постмодернистской (современной) картинами мира?
4. Чем отличается роль субъекта в процессе познания существующей картины мира в модернистском и постмодернистском сознании?
Важнейшие признаки модернистского сознания естествознания вполне отчетливо охарактеризованы в шестой части декартовских «Рассуждений о методе», где выдающийся инициатор этого сознания заявляет, что защищаемое им модернистское понимание природы естествознания позволит человечеству сначала добыть все «познания о силе и действиях огня, воды, воздуха, звезд, небесного свода и всех прочих окружающих нас тел», а затем «реализовать и применить эти познания для всех своих целей, для которых они пригодны, и таким образом эти познания сделают нас хозяевами и обладателями природы» <…>.
Главный порок модернистского культурного сознания в целом (и модернистского методологического сознания науки в особенности) весьма рельефно охарактеризован М. М. Бахтиным10, справедливо отметившим, что это сознание из необозримого мира духовности человечества выделило лишь «маленький мирок». «Восток почти вовсе не был представлен в этом мирке. Мир культуры и литературы, в сущности, так же безграничен, как и Вселенная. Мы говорим не о его географической широте (здесь он ограничен), но о его смысловых глубинах, которые так же бездонны, как и глубины материи. Бесконечное разнообразие осмыслений, образов, образных смысловых сочетаний, материалов и их осмыслений… Мы страшно сузили его путем отбора и путем модернизации отобранного. Мы обедняем прошлое и не обогащаемся сами. Мы задыхаемся в плену узких и однотипных осмыслений» <…>.
В фундаменте постмодернистского сознания естествознания лежит не излюбленная модернистами метафора, изображающая нашу Вселенную в виде галилеевской «Книги природы», а допущение, согласно которому материальный мир, частью которого являемся и мы, есть глобальный эволюционизм, синтезирующий в себе такие гигантские эволюционные процессы, как физико-космическая эволюция, химическая эволюция, геологическая эволюция, биологическая эволюция, антропосоциогенез, исторический процесс самопроизводства человечества.
…Глобальный эволюционизм, посредством которого идентифицируется материальный мир, мыслится как всеединая, нелинейная, самоизменяющаяся, самоорганизующаяся, саморегулирующаяся система, в недрах которой возникают, эволюционируют и исчезают такие целостности, как физические поля, элементарные частицы, ядра, атомы, молекулы, звезды, звездные ассоциации, планеты, биосферы, антропосферы и т. п. <…>.
Самого себя естествоиспытатель постмодернистской эпохи осознает уже не декартовским субъектом, не галилеевским читателем «Книги природы», не орудием гегелевской абсолютной идеи, посредством которого она якобы самосознает себя, он осознает себя одной из сложнейших синергетических систем, активно и нелинейно взаимодействующей с многообразием иных синергетических систем, входящих в глобальный эволюционизм.
Естественнонаучное познание: изменение
методологических ориентаций. – К., 1993. – С. 10–21.
Ниже излагается концепция развития европейских естественных наук, предложенная академиком РАН Владимиром Сергеевичем Степиным, которая с конца 80-х гг. является общепринятой в отечественной философии науки. В нем выделяются три основных этапа: классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая нука.
Приводимые отрывки из учебного пособия «Философия науки и техники» содержат последнюю авторскую редакцию этой концепции.
Вопросы и задания:
1. На каком основании автором в развитии науки выделяются периоды, называемые им «научными революциями»? Сколько таких революций и какие именно называются В. С. Степиным?
2. Каков, с точки зрения В. С. Степина, основной познавательный принцип классического естествознания и какой главный инструмент использовался для реализации этого принципа?
3. В чем состояли принципиальные философские основания и проблемы «дисциплинарно организованной науки»? Каким был главный принцип ее организации?
4. Какие научные открытия привели к переходу к неклассической науке? Какими идеалами и нормами руководствовалась неклассическая наука? В чем заключалась главная особенность познавательной позиции субъекта в философских основаниях неклассической науки?
5. Каков характер и способ организации постнеклассической науки? Какие идеалы и основания определяют постнеклассические научные исследования?
[КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА]
Через все классическое естествознание, начиная с XVII века, проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигаются только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры понимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Главное внимание уделялось поиску очевидных, наглядных, «вытекающих из опыта» онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты...
…В качестве эпистемологической [гносеологической. – Авт.]составляющей этой системы выступали представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами природы, которые раскрывают тайны своего бытия познающему разуму. Причем сам разум наделялся статусом суверенности. В идеале он трактовался как дистанцированный от вещей, как бы со стороны наблюдающий их, не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов.
[НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА]
Она охватывает период с конца XIX до середины ХХ столетия. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникают кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.
В процессе всех этих революционных преобразований формировались идеалы и нормы новой, неклассической науки. Они характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины мира природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания <…>.
Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности...
[ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА]
Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знания (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т. д.) меняет характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями на первый план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированые формы исследовательской деятельности… Организация таких исследований во многом зависит от определения приоритетных направлений, их финансирования, подготовки кадров и др. В самом же процессе определения научно-исследовательских приоритетов наряду с собственно познавательными целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера.
Реализация комплексных программ порождает особую ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. В результате усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений реальности, формирующихся в различных науках… В этом процессе постепенно стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки. Они становятся взаимозависимыми и предстают в качестве фрагментов целостной общенаучной картины мира <…>.