Закон перехода количества в качество часть 1
· Понятии о законах диалектики
· Закон единства и борьбы противоположностей
· Закон перехода количества в качество часть 1
· Закон перехода количества в качество часть 2
· Закон отрицания часть 1
· Закон отрицания часть 2
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – раскрывает механизм мышления, показывая, как путем количественных изменений происходит переход от одного качества к другому, от одного предмета к другому.
Закон предмета перехода раскрыв пути от нового к старому через такие категории как количество, качество, мера.
Качество – совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещи, явлению и отличают их от других предметов.
Гегель характеризовал качество как внутреннюю определенность вещи тождественной свойств бытия.
Качество – это то, что делает вещь именно данная вещь, а не другая, определяет вещь, как эту, а не другую. Качество объективно, т.е присуще самой вещи и существуют независимо от нас. Вещь, явление качества имеют границы своего бытия за которым она становится уже другой вещью, это значит что качество вещи тождественно с ее конечностью. Качество вещи проявляется в свойствах.
Свойства - это черты, признаки, особенности предмета фиксируемые с помощью органов чувств.
Свойства характеризуют вещь с одной стороны тогда как качество дает представление о предмете. В целом (ковкость, текучесть, желтый свет – это признаки золота, но взятые в отдельности они являются его свойствами, в совокупности они определяют его качество).
Количество находит свое выражение в величине, числе, объеме.
Что значит количество есть определенность вещи безразлично свойству бытие?
Это значит, что количественные характеристики данного качества менялись до определенных пределов не меняя бытия вещи.
Единство, количество и качество называются мерой мира. Мера мира – интервал в рамках которого конечные изменения не приводят к изменению качества.
Мера разных предметов различна.
За пределами меры, старые качества уступают место новому качеству. Происходит обновление существующего, который и составляет сущность диалектического развития. Переход от одной меры к другой, Гегель назвал, узловыми точками меры.
Скачок – это форма перехода от одного качества к другому.
Скачок – это период наибольш. интенсивного развития, период преобразования старого качества в новое.
Он подготовлялся всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную форму превращения одного качества в другое.
Формы скачка:
1. форма………….. сравнительно быстрого превращения одного качества в другое.
2. форма постепенного перехода первого качества в другое. Когда качество изменяется не сразу, а отдельными строками (распад Урана в естественных условиях).
3. Закон отрицания отрицания раскрывает направление движения и преемственность в развитии.
4. Действие закона позволяет ответить на вопросы:
5. 1.Существует ли связь между……….., что существовало ранее и тем что возникло.
6. 2.Что представляют из себя эти связи, имеется ли какая – либо направленность в бесконечном числе изменений мира.
7. Закон отрицания отрицания выражает существенные, необходимые связи и отклонения между настоящим и будущем.
8. Содержание закона отрицания отрицания раскрывается через категории отрицания, диалектического отрицания и отрицания отрицания.
9. Диалектическое отрицание и метафизическое отрицание.
10. Метафизическое отрицание – отрицание , как простое уничтожение.
11. Раскрывая этот закон отрицания отрицания в работе «Диалектика природы» Энгельс писал : «метафизическое отрицание – это голос», …., бесплодное отрицание отрицание при котором не может быть развитие…….. (разложить ячменное зерно, раздавить гусеницу).
12. Диалектическое отрицание – «не голое, незримое отрицание, а отрицание, как момент связи нового со старым, как условие и момент развития с содержанием всего положительного».
13. В диалектике отрицать, говорил Энгельс, « не просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей…»
14. Диалектический вид отрицания – это такой вид отрицания, при котором получ. ее развитие….»
15. Итак, диалектическое отрицание имеет две существенные черты:
16. 1.оно есть условие и момент развития;
17. 2.оно есть момент связи нового со старым.
18. Отрицание, как условие и момент развития означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения каких – то новых, более высоких и совершенных форм, есть «положительное отрицание»..
19. Отрицание, как момент связи нового со старым означает, что новое в качестве отрицания старого, предшествующего, не оставляют за собой «пустыню», не просто уничтожая его, а как бы «снижает».
20. Снятие означает, что предшествующее одновременно и стирается и сохраняется. Оно сохраняется в двояком смысле. Во-первых, без предшествующего развития не было бы основы для развития новых форм. Во-вторых, все, что сохраняется от предшествующей ступени развития переходит на следующую ступень в существовании преобразованном виде (зародыш человека, его развитие в снятом виде проходит все уровни развития живой материи от клеточки до человеческого ребенка) обучающиеся в снятом состоянии проходит весь путь развития сознания.
21. В силу действия закона отрицания отрицания развитие имеет форму не линии, а круга, которая конечная теория не совпадает с начальной, но т.к. это совпадение происходит на высшем основе, то развитие имеет вид спирали.
22. Развитие – цель диалектических отрицаний, каждая из которых не только отвечает предшествующим звеньям , но и сохраняет положительное , содержащее в нем. Все более и более концентрируя в высших звеньях богатств в развитии в целом.
23. Развитие – это возникновение новых, высших форм создающих в себе предпосылки для дальнейшего развития .Отсюда общая закономерная тенденции развития - от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. тенденции поступательного, восходящего развития.
24. Необратимость это характерная черта процесса закона отрицания отрицания.
25. Закон отрицания отрицания показывает действие обуславливающего связь, детерминированность между отрицанием и отрицающим, вследствие чего диалектики отрицания выступает, как условия развития, удерживающее и сохраняющее всебе все положительное, предшествующий стадии развития.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
Познание, как отражение действительности.
Вторая сторона основного вопроса философии – это познаваем ли мир?
Диалектический материализм, основываясь на опыте, приобретенным человеком.
На завоевание науки считает, что мир познаваем. разум человека способен составить представление о мире. С точки зрения диалектического материализма, познание – это отражение в голове человека внешних предметов, ограниченность таких взглядов отражается в том, что:
1.они не смогли применить диалектику в процессе сознания.
2.рассм-ли отражения, как пассивный отпечаток вещей и явлений в человеческом сознании.
3.непонимаемым активности познающего субъекта.
4.не понимаем ранг практики познания.
В диалектико – материалистической точки сознания практика выступает, как:
1. основа процессопознания, и исходный
2.как критерии истины.
Практика – активная деятельность людей, по преобразованию природы и общества.
Виды практики:
1. материальное производство;
2.социально- преобразующая деятельность;
3.научн. дисперемент.
Практика есть исл. пункт и основа познания, т.к.
1. само познание возникает на основе практики под влиянием развивающего капиталистического производства. В период нового времени происходит бурное развитие науки.
2. практика ставит перед познанием определенные цели, это двигает познание вперед.
3. практика вооруж-ет познание определенными инструментами, оборудованими (освоение космоса невозможно без современных технологий)
Практика является целью познания. Человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в своей практическ. деятельности.
Что является объектом познания?
С точки зрения объективного идеализма, объектом познания является абсолютная идея мирровой ……………………………………
С точки зрения объективного идеализма – человеческое ощущение.
С точки зрения диалектического материализма – вся природа, окружающий мир, человеческое общество и сам человек.
Что является субъектом познания?
Субъект познания , т.е. его носителем является человеческое общество. Признание общественной природы познания есть важнейшая черта в диалектический материалист т. Познания.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ
Диалектический характер процесса познания.
С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.
Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины.
Философия нового времени уделило пристальное внимание к процессу познания. Сложилось 2 направления теории познания, это сенсуализм и рационализм.
Рационалисты преувеличивали роль ….мышления познания эмпиризм,
Сенсуционалисты, преувеличивали роль опыта в процессе познания.
Скептики высказывали сомнения в достоверности наших знаний.
С точки зрения диалектического материализма познание всегда начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах.
Через органы чувств внешний мир проникает в человеческое сознание благодаря им человек познает цвет, вкус и т.д.
Первоступенью процесса познания является чувственность; второе-мышление.
Логическое
1. понятие
2. суждение
3. умозаключение
формы чувств познания, сознания:
1.ощущение
2.восприятие
3.представление
4.воображение
Формы чувственной стороны познания:
Ощущение – это отражение определенных свойств, особенностей сторон предмета (холодный, красный и т.д.).
Восприятие – это образ предмета в целом, оно отражает предметы в совокупности всех сторон ( круглое, красное сладкое яблоко).
Представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого памяти.
Воображение – способность соод-ть чувственный материал, иначе чем он соединен в действительности ( змей – Горыныч, баба Яга).