Немецкая философская классика. 3 страница
Говоря о творчестве Г.Гегеля в целом, следует отметить, что самым его выдающимся вкладом в мировую философию является разработанный им диалектический метод, в соответствии с которым бытие рассматривается как развивающееся, единое и противоречивое целое. В идеалистической диалектике Г.Гегеля были глубоко проанализированы и приведены в систему важнейшие законы и категории, выражающие процесс развития мира (как движения Абсолютного духа). Вместе с тем, немецкий философ не смог провести разработанные им диалектические принципы через все свое философское учение. Между системой и методом у Г.Гегеля имеется противоречие. Его метод предполагает постоянное развитие всего сущего, отсутствие раз и навсегда данных состояний и любых пределов изменений. Однако выдающийся немецкий мыслитель считал, что всякая философская система должна быть завершена. Своему учению он тоже старался придать характер абсолютного знания. Поэтому в некоторых выводах философ противоречил собственному диалектическому методу.
Во-первых, внутренним потенциалом развития у него обладает только дух, в природе же «ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое». Во-вторых, Г.Гегель фактически подразумевал, что его учение является наивысшим результатом, достигнутым в мировой философии, и в принципе оно объясняет все сущее, осталось только заняться уточнениями. Иными словами, Абсолютная идея достигает вершины своего самопознания именно в системе самого Г.Гегеля. В-третьих, история человечества, по мнению немецкого философа, имеет свое завершение в Пруссии: здесь уже все якобы свободны. Таким образом, задача духа оказывается выполненной. Указанными выводами Г.Гегель ставил предел дальнейшему развитию.
Вклад Г.Гегеля в мировую сокровищницу философской мысли огромен. Недаром, его учение имело многочисленных последователей, например, в рамках так называемого неогегельянства (вторая половина XIX — первая половина XX в.). Философская концепция Г.Гегеля подверглась и острой критике, в частности, К.Марксом и Ф.Энгельсом за идеализм и консервативный характер ряда выводов. Великий немецкий мыслитель разработал содержащую в себе «поражающее богатство мыслей» (Ф.Энгельс) всеобъемлющую систему объективного идеализма, служащую примером для новых представителей идеалистического направления. Однако самое большое значение для последующего духовного развития человечества имел диалектический метод Г.Гегеля, поднявший на новую ступень сам характер философствования.
2.4.1.4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Г.Гегель был кумиром молодости Людвига Андреаса Фейербаха, два года слушавшего его лекции. Но в дальнейшем Л.Фейербах не согласился с взглядами своего учителя. В работе «К критике философии Гегеля» он доказывал, что идеализм и религия тесно связаны. Точка зрения Г.Гегеля о порождении природы идеей «есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена богом, что материальное существо создано нематериальным, то есть абстрактным существом». Родоначальником идеализма является Бог, а идеализм — это рационализированная религия. Поэтому по сути дела гегелевский Абсолютный дух есть не что иное, как «угасающий, дух богословия». Л.Фейербах критиковал Г.Гегеля за мистический характер и умозрительность его системы, претензии на истину в последней инстанции, а также за то, что он «превратил в нечто самостоятельное определения, которые сами по себе реальностью не обладают». Например, бытие без качества представляет собой не более, чем химеру, призрак.
На основе критики объективно-идеалистических воззрений Г. Гегеля мыслитель пришел к материалистической онтологии. Он полагал, что природа материальна и телесна, чувственна, вечна и бесконечна, не зависит ни от какого Бога или надприродного духа, в ней управляют «только естественные силы, естественные законы, естественные элементы и существа». Л.Фейербах подверг сомнению телеологические представления идеалистов, показывая, что «как нелеп вопрос, почему вообще что-либо существует, так же нелеп и вопрос, почему нечто является именно данным, определенным существом». Вместе с тем, философ полагал, что жизнь как высшее проявление природы зародилась естественным образом, в силу бесконечного движения и развития материи. Пространство и время составляют «формы бытия всего сущего», и все во Вселенной «находится во взаимодействии, все относительно, все одновременно является действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно». Хотя Л.Фейербах и признавал в природе развитие, однако не видел в нем ни качественных изменений, ни борьбы противоположностей, ни отрицания отрицания, отсутствовало у него и понимание многообразия форм движения материи. Вместе с объективным идеализмом немецкий философ отверг и гегелевскую диалектику, она была для него лишь искусством вести беседу и спорить.
Больше всего Л.Фейербаха привлекала проблема человека, которую он поставил в центр всего своего учения, считая антропологию универсальной наукой. Мыслитель считал, что «новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии». Человек вовсе не проявление Абсолютной идеи, а материальное, биологическое существо, венец природы, посредством которого она познает саму себя. Поэтому учение Л.Фейербаха характеризуют как антропологический материализм.
Для обоснования своих идей немецкий мыслитель разработал антропологический метод, суть которого заключается в том, чтобы «посредством человека свести все [якобы] сверхъестественное к природе и посредством природы все [будто бы] сверхчеловеческое свести к человеку, но неизменно лишь опираясь на наглядные, исторические факты и примеры». Л.Фейербах отмечал, что отношение человека к природе опосредуется отношением человека к человеку. В своей антропологии философ, во-первых, исходил из наличия у человека особой неизменной сущности, делающей его таковым (то есть набора определенных родовых качеств). Людям изначально присущи предназначенный для познания разум, дающая возможность хотеть и действовать воля и позволяющее любить сердце. Во-вторых, человек является особым миром и его нельзя «разделить», поскольку он един в своих телесных, родовых и духовных характеристиках. В-третьих, люди с их чувствами и мышлением есть такое же порождение материи, как и все живое.
Еще в молодости Л.Фейербах пришел к выводу о смертности души (это прервало его университетскую карьеру, и он был вынужден долгие годы жить в деревне). Кроме того, немецкий мыслитель реабилитировал в человеке природно-биологическое начало, считая, что из него вытекают все другие его характеристики. В результате им был сделан вывод о тождестве материального и идеального, души и тела. Для Л.Фейербаха «в мозговом акте, как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы». Правда, физиологические и психические явления все же не представляют одно и то же, и мозг не выделяет мысль, как печень — желчь (а именно так считали представители упрощенного, вульгарного материализма — П.Кабанис, Л.Бюхнер). Мышление Л.Фейербах связывал не только с функционированием собственно головного мозга, но и с деятельностью органов чувств. Однако они не в силах сыграть главную роль при изучении мышлением самого себя, и поэтому сущность сознания может раскрыть только философия, опирающаяся на данные медицины.
Таким образом, человек у Л.Фейербаха представляет собой существо телесное, но не социально-историческое, деятельное и духовное. «Деревенский философ» отбросил достижения немецкого идеализма, показавшего, что человеческое мышление формируется благодаря миру культуры и активной предметно-практической деятельности индивида по изменению этого мира. Правда, мыслитель отмечал роль коммуникации как средства развития людей: «идеализм прав в своих поисках источников идей в человеке, но не прав, когда он хочет вывести эти идеи из обособленного, замкнутого существа, из человека, взятого в виде души, одним словом, когда он хочет вывести их из Я без чувственно данного Ты. Идеи возникают только из общения между людьми, только из разговора человека с человеком».29 Однако дальше констатации того факта, что «сущность человека только в общности», Л.Фейербах все-таки не пошел.
Л.Фейербах был глубоко убежден в познаваемости бытия, полагая, что то, чего мы еще не постигли, все равно узнают наши потомки. Предпосылкой успешного изучения мира является то, что законы действительности есть одновременно и законы мышления, ведь хотя «мое ощущение субъективно, но его основа или причина объективна». Будучи сенсуалистом, исходным пунктом познания немецкий философ считал ощущения. При этом он отмечал, что уже чувственное отражение мира у людей и животных принципиально отличается, поскольку, в отличие от менее совершенных организмов, человек представляет собой «существо универсальное» и чувство у него «возвышается над пределами чего-либо специального». Кроме того, человек имеет разум. Правда, по мнению Л.Фейербаха, мышление не дает нам принципиально нового знания. Однако это вовсе не означает, что можно остановиться на ощущениях, ведь чувства сами по себе не всесильны. Если бы даже человек и имел больше чувств или органов, то он не открыл бы больше свойств или вещей в мире. Дело в том, что у него «как раз столько чувств, сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его совокупности».По образному замечанию Л.Фейербаха, «чувствами ... читаем мы книгу природы, но понимаем ее не чувствами». Разум соединяет то, что чувства представляют нам раздельно и раздробленно, поэтому мыслить — это значит связанно читать данные чувств. Критерием истинности знания философ считал его общезначимость, поскольку «достоверность бытия других внешних мне вещей для меня опосредована достоверностью наличности другого человека, вне меня сущего. Что я вижу в одиночку, в том я сомневаюсь, а то, что видит и другой человек, становится для меня достоверным» По мнению мыслителя, «истинно то, что соответствует сущности рода, ложно то, что ему противоречит». Л.Фейербах не использовал в качестве критерия истины человеческую практику и в результате попал в затруднительное положение. Например, с его позиций невозможно объяснить причину существования коллективных заблуждений. К тому же непонятно, почему именно одни, а не другие черты людей относятся к «сущности рода».
В учении Л.Фейербаха место социальной философии занимала антропология, поскольку смысл социальных явлений виделся им в конкретном человеке как природном существе, а не в обществе. С этих позиций много внимания уделялось анализу сущности религии. Хотя она и представляет собой «сон человеческого духа», но имеет вполне земные корни. Л.Фейербах доказывал, что творцом Бога является сам человек. Религия возникает посредством приписывания Богу человеческих атрибутов (качеств), доведенных до предельной степени совершенства. По сути дела, в идее Бога люди стараются преодолеть свои собственные слабости и несовершенства. Например, любовь является сущностным желанием самого человека, он его обожествляет, и в результате появляется формула «Бог есть любовь». Таким образом, в религии человек фактически отчуждается от своей сущности, и «бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо».
Основу религии составляет также чувство зависимости человека от неподвластных ему сил. Правда, Л.Фейербах не замечал, что религиозная вера выступает и результатом развития человека и общества. Для него религиозные переживания и чувства изначально заложены в родовой сущности людей, являются вечными и неизменными, более того, они представляют собой высшие качества человека. В силу этого Л.Фейербах придавал настолько большое значение религии, что даже периоды в истории человечества связывал со сменой господствующих религий. Вместе с тем, современная «отчужденная» религия оценивалась немецким философом как «неистинная» форма веры. В свою очередь, отсюда же следовал вывод, что возможно создание веры правильной. Ну а поскольку важнейшим и неотъемлемым родовым качеством человека является любовь, то она и должна стать основой подлинной религии. В результате, хотя Л.Фейербах и был атеистом, он, тем не менее, считал необходимым создать своеобразную веру без Бога, религию любви человека к человеку, основанную на принципе «человек человеку Бог».
Поскольку любовь есть преодоление эгоизма и основа взаимосвязи людей друг с другом, то эта религия должна выполнять в обществе и роль морали. Таким образом, все многообразие общественных отношений сводилось к любви. По мысли Л.Фейербаха, именно она должна пронизывать все социальные связи. Однако любовь сама имеет определенную социальную и историческую основу, которую немецкий философ не рассматривал. К тому же он недооценивал значение отношений конкуренции и вражды в реальной жизни, считая их простым отрицанием любви.
Л.Фейербах оставил заметный след в истории мировой философии прежде всего благодаря своей гуманистической концепции человека как живого существа, реабилитировавшей природную основу людей. Он поставил проблему отчуждения человека, провел глубокий анализ причин и сущности религии. Вместе с тем, Л.Фейербах «отступил» с некоторых передовых позиций, достигнутых немецкой философской классикой. В частности, он не принял диалектику и тезис об активности человека в познании бытия и создании мира культуры. Однако большая заслуга мыслителя состоит в критике слабых сторон немецкого идеализма. Эта критика стимулировала новые мировоззренческие поиски, повлияв, прежде всего, на становление философии марксизма.
Немецкая философия конца XVIII — первой половины XIX вв. по праву называется классической, так как она явилась вершиной философской мысли своей эпохи, примером для современных и последующих мыслителей. В ней были наиболее ясно и четко поставлены многие философские вопросы; ответ же на них давался преимущественно с идеалистических позиций. Поэтому предметом исследования стала прежде всего сфера духа. В учении Г.Гегеля классическое выражение получил объективный идеализм. Вместе с тем, в лице Л.Фейербаха немецкая философия пришла к сомнению в возможности объяснить мир, исходя из идеалистических предпосылок. Большой вклад был внесен в разработку специфического языка философии как науки. Представители немецкой классики предприняли активные усилия по разработке, изучению и приведению в систему философских категорий.
Существенно углубилось понимание предмета философии. Мыслители пришли к осознанию того, что она оперирует предельно широкими понятиями, отражающими не только различные стороны действительности, но и их взаимные связи, переходы и взаимодействия. Вошел в научный обиход принцип историзма, природа и общество предстали в изменении и развитии. В истории человечества была предпринята попытка увидеть объективные законы и выделить этапы общественного развития, оценить его перспективы. В относительно самостоятельную область исследования выделилась философская антропология. Важным объектом осмысления стала активная практическая деятельность человека (хотя и прежде всего духовная), его труд, культура.
Главное достижение немецкой классической философии — это последовательно и систематично изложенная диалектика. Благодаря Г. Гегелю она стала рассматриваться не только как искусство спора, но и как всеобщая теория саморазвития мира. Была разработана древняя идея о тождестве противоположностей, а наличие противоречий перестало однозначно восприниматься как тупик в движении вперед. Г.Гегель показал механизм развития и исследовал проблему его направленности. Будучи примененной к гносеологии, диалектика предстала как метод теоретического мышления и открыла человеку новые горизонты познания, дала возможность выразить противоречивость бытия. В идеалистической форме была преодолена созерцательность предыдущих учений, и познание стало рассматриваться не в виде пассивного отражения, а как постоянное взаимодействие субъекта и объекта. Немецкая классическая философии оказала исключительное влияние на дальнейшее развитие мировой философии, прежде всего, на ее язык, проблемное поле и мировоззренческие ориентации.
МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Важное место в истории мировой философской мысли занимает марксистская философия. Исходные ее идеи и принципы были разработаны Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 40-е годы XIX века, а затем постоянно уточнялись и дополнялись фактически до конца жизни основоположников марксизма. Эта философия сформировалась не только как результат дальнейшего развития и синтеза ряда мировоззренческих подходов к действительности. Возникновение марксизма в гораздо большей степени, чем у предшествующих концепций, было связано с рядом социально-экономических, а также политических предпосылок. В дальнейшем это во многом определило практически-идеологическую направленность учения К.Маркса и Ф.Энгельса.
Дело в том, что в первой половине XIX века в наиболее развитых странах Западной Европы происходили весьма заметные перемены. Требовалось осмыслить новые явления, связанные с разворачивающейся промышленной революцией и изменением социальной структуры общества (прежде всего, постоянным увеличением количества людей, работающих по найму), а также усиливающимися социальными конфликтами (чартистским движением в Англии, восстанием силезских и лионских ткачей, революциями 1848 г.). Был также очевиден ряд пороков существовавшего тогда классического типа буржуазного общества, особенно наличие глубокой пропасти между бедностью и богатством. На таком фоне заметно росло самосознание рабочих, складывались первые выражающие их интересы организации. Наконец, представители английской классической политической экономии А.Смит и Д.Рикардо сформулировали ряд экономических законов, показав большую роль труда и материального производства в общественной жизни и отметив их влияние на социальное устройство. Это позволяло по-новому взглянуть на простых тружеников. Размышляя над указанными фактами, К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу об особом призвании рабочего класса и необходимости идейного выражения и теоретического обоснования интересов трудящихся. Они также решили связать философское осмысление общества с происходящими в нем материальными процессами.
Немецких мыслителей привлекли и учения представителей так называемого утопического социализма — Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Д. Оуэна, которые рисовали картины пришедшего на смену капитализму справедливого общества будущего (с социальным равенством, распределением богатств по труду и отсутствием частной собственности, самоуправлением населения и плановым хозяйством). Однако социалисты-утописты не предложили более или менее реальные пути достижения подобного состояния общества. Поэтому К.Маркс и Ф.Энгельс поставили цель создать философию, имеющую практическую направленность, обосновывающую неизбежность гибели капитализма и показывающую пути установления нового, более совершенного, разумного и справедливого общественного строя.
Не менее важное значение для формирования учения К.Маркса и Ф.Энгельса имели и собственно философские предпосылки. Как известно, Г.Гегель, сформулировавший основные законы и категории диалектики, изобразил процесс развития в виде самодвижения Абсолютного духа. Диалектика предстала в мистифицированном виде, исключительно как независимая от объективной реальности сфера совершенствующегося «чистого» разума. Однако ряд результатов исследований в естественных науках того времени уже указывали на развитие природы и всеобщую связь явлений и процессов в ней. Прежде всего, это были теория естественного отбора Ч.Дарвина и открытие клеточного строения всего живого М.Шлейденом и Т.Шванном, а также закон сохранения энергии, сформулированный Д.Джоулем и Р.Майером. Указанные достижения, как и ускорение общественных изменений, создали реальные предпосылки для появления философской концепции, распространяющей диалектику на познание всего мира.
Предпринимая попытку объяснить все сущее исходя только из естественных оснований, К.Маркс и Ф.Энгельс также восприняли и критически переработали многие идеи из учений предшествующих мыслителей-материалистов, особенно Л.Фейербаха и французских материалистов XVIII века. В частности, в этой связи следует отметить анализ Л.Фейербахом проблемы отчуждения человека, онтологические воззрения Д.Дидро, П.Гольбаха и Ж.Ламетри, некоторые положения материалистического сенсуализма XVII—XVIII вв., критику французскими просветителями социальных пороков и отстаивание ими гуманистических идей. На становление социальной философии марксизма повлияли идея о наличии в обществе определенных объективных законов развития (Ф.Вольтер, Г.Гегель), положение немецкой философской классики об активности и свободе субъекта.
В своем учении К.Маркс и Ф.Энгельс предприняли попытку соединить материализм с диалектикой и с его помощью охватить и объяснить всю действительность. Вместе с тем, по их мнению, разум не только в силах познать любую область бытия, но и изменить мир (прежде всего социальный) к лучшему. В результате марксизм стал еще более последовательным выражением рационализма Нового времени, чем немецкая классическая философия.
2.4.2.1. Формирование и основные положения философии марксизма.
Эволюция взглядов основоположников диалектико-материалистической философии хорошо заметна на примере творчества К.Маркса. В студенческие годы он являлся горячим поклонником учения Г.Гегеля, однако затем молодого философа стал привлекать антропологический материализм Л.Фейербаха. К.Маркс приветствовал гуманистический подход Л.Фейербаха и сам обратился к проблеме человека. Он выдвинул идею всестороннего развития личности. Но молодой мыслитель быстро убедился в несправедливости существующих социальных порядков и невозможности достижения подобной цели в их рамках. Пока философ наивно полагал вслед за Л.Фейербахом, что социальная несправедливость является результатом «извращения» родовой сущности человека.
В «Экономическо-философских рукописях 1844 г.» К.Маркс показал, что в современном обществе индивид отчуждается от своей родовой сущности, от других людей и от общества. При этом основой всякого отчуждения является отчуждение экономическое, то есть разрыв между человеком и результатом его трудовой деятельности. Продукт труда наемного рабочего ему не принадлежит, а напротив, подчиняет себе своего создателя; по сути дела не люди управляют вещами, а вещи — людьми. Деятельность человека в современном обществе «оказывается мукой, его собственное творение — чуждой ему силой, его богатство — его бедностью, его сущностная связь, соединяющая его с другим человеком — несущественной связью, и, напротив, его оторванность от другого человека оказывается его истинным бытием, его жизнь оказывается принесением в жертву его жизни, его власть над предметом оказывается властью предмета над ним, а сам он, властитель своего творения, оказывается рабом своего творения». Хотя человека от животного отличает именно труд, на деле он оказывается принудительным, и поэтому только вне его люди чувствуют себя свободными и подлинными субъектами. Труд становится лишь способом поддержания жизни, в результате чего к нему формируется негативное и даже враждебное отношение. Подобный труд порождает также и конкуренцию между людьми, конфликты в обществе.
В этой же работе К.Маркс доказывал, что отчуждение вытекает из частной собственности, которая «сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-либо предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем..., когда мы его потребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство обладания». Для того, чтобы человек перестал быть отчужденным, «частичным» индивидом и достиг всестороннего развития, необходимо отменить частную собственность и преобразовать общество на коммунистических началах. Коммунизм виделся К.Марксу как «реальный гуманизм», дающий возможность всестороннего развития личности на основе высокоразвитого материального производства и отсутствия эксплуатации человека человеком. В результате социальной критики к выводу о необходимости коммунистического общества почти в это же время пришел и Ф.Энгельс (совместный с К.Марксом труд «Святое семейство»). В дальнейшем обоснование идеи коммунизма красной нитью проходило через все творчество основоположников марксизма.
С этой целью К.Маркс прежде всего подверг критике фейербаховскую трактовку человека и разработал собственную антропологическую концепцию. Во-первых, он пришел к выводу, что сущность человека не является неизменной, а имеет историческую природу (то есть развивается). Во-вторых, основополагающие черты человека носят общественный характер, определяются условиями конкретной эпохи и социальными связями с другими людьми. Человек проявляет свою сущность только в обществе. В частности, духовное совершенствование индивида зависит от интеллектуального уровня окружающих его лиц и духовного богатства всего общества. В-третьих, человек является не только высшим продуктом развития природы, но он одновременно выступает и в качестве ее универсально-всеобщей силы. Лишь люди способны трудиться, то есть заниматься любым родом деятельности, превращая силы природы в собственные силы и способности. Люди выделились из природы и теперь сами ее преобразуют, они проявляют себя как существа деятельные. Таким образом, согласно К.Марксу, сущность человека имеет социально-исторический и предметно-практический характер.
В «Тезисах о Фейербахе» К.Маркс показал, что человек не является пассивным существом, меняющимся под влиянием окружающей среды (как у французских материалистов и Л.Фейербаха), а выступает как активный и деятельный субъект. Он сам меняет свою жизнь благодаря практике, под которой в марксизме понимается совокупная деятельность людей по преобразованию окружающей их природы с помощью имеющихся у них производительных сил, формирование социальных отношений, изменение самих себя. К.Маркс доказывал, что практика носит общественный характер, то есть невозможна вне связей и отношений между людьми. Кроме того, она исторична (меняется с развитием человечества), а также предметна, поскольку состоит в конечном итоге в преобразовании вещей и явлений действительности. Посредством практики выражается активное отношение человека к окружающему миру.
К.Маркс пришел к выводу, что именно практика является основой для появления и развития духовного в человеке, она первична по отношению к миру идей. По его убеждению, из материальной практики можно выводить самые сложные социальные процессы и явления. Все виды сознания людей включены в их деятельность и изменяются вместе с совершенствованием практики. Поэтому, как правило, осмысливается только то, что уже вошло в число практических проблем. По мнению К.Маркса, «вся общественная жизнь является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики». Скажем, решение каких-то теоретических проблем не есть продукт «чистого» философского размышления, а следствие изменения практики, поскольку в конечном счете лишь в деятельности находятся доказательства их истинности или же ложности.
Обоснование концепции социально-исторической и практической сущности человека позволило К.Марксу и Ф.Энгельсу сделать вывод о том, что людям под силу изменить свою природу в лучшую сторону. Для этого человек должен опять «присвоить» свою отчужденную сущность в результате активной деятельности. Он творец самого себя, и его движение в сторону совершенствования не может быть завершено. Если в немецкой классической философии активное, деятельностное начало признавалось только в сфере духовной жизни, то К.Маркс и Ф.Энгельс перенесли это начало на самого человека и общество в целом.
Мир несовершенен, его нужно и можно сделать лучше. В «Тезисах о Фейербахе» указывается, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Именно так К.Маркс определил принципиальное отличие марксизма («новой» философии) от всех предшествующих учений. Он сделал вывод о подчиненности своей теории потребностям социальной практики и переосмыслил роль философии в обществе. По его мнению, она не может находиться в стороне от социальных преобразований, а должна служить защите «обездоленной массы» и являться «духовным оружием пролетариата», то есть выступать в роли не только его мировоззрения, но и идеологии.
К.Маркс и Ф.Энгельс понимали, что поскольку идеология есть результат расслоения общества и имеет социально-классовую сущность, то она представляет собой неадекватное отражение действительности, «ложное сознание», страдает односторонностью и пристрастностью. Однако они полагали, что отражение интересов самого передового класса (пролетариата) компенсирует эти недостатки идеологии. Принятие К.Марксом и Ф.Энгельсом в качестве исходного положения своего учения принципов активного отношения к миру, первичности практики и признание в качестве цели развития человечества коммунизма во многом определили их дальнейшую философскую эволюцию, способствовали разработке диалектико-материалистического понимания природы, общества и познания.
К.Маркса и Ф.Энгельса интересовали прежде всего задачи практического преобразования общества и поэтому первостепенное внимание они уделили социально-философским проблемам. Основные принципы и идеи их социальной философии были сформулированы в завершающих работах «раннего» марксизма — «Немецкая идеология» (1846г.), «Нищета философии» (1847 г.) и «Манифест коммунистической партии» (1848 г.). В них было подвергнуто критике господствовавшее в то время убеждение, что первичными для исторических событий являются идеальные мотивы людей (страсти, желания), побуждающие их к деятельности, и поэтому основные направления развития общества якобы определяются в результате поступков так называемых «великих личностей». К.Маркс и Ф.Энгельс восприняли идею Г.Гегеля о существовании в обществе объективных закономерностей. Однако они доказывали, что законы истории не являются следствием саморазвертывания Абсолютного духа, и постепенно распространили принципы материализма на понимание общества.