Основные направления в философии ХХ века
Сциентизм | Иррационализм |
(От лат. Sciens – наука) – мировоззрение, положительно оценивающее социальные последствия НТР, считающее главной задачей философии – обслуживание бурно развивающейся науки. Наиболее известны в этом направлении различные школы позитивизма и неопозитивизма | Отрицательная мировоззренческая реакция на НТР, осознание неравномерности технического и духовного прогресса; констатация духовного кризиса, пессимистические прогнозы будущего. В центре философии – человек – потерянный и «заброшенный» в современном техническом мире. Основные школы: Психоанализ Неофрейдизм Философия жизни Экзистенциализм |
Не занимают таких крайних позиций и не укладываются в эту схему:
феноменология
прагматизм
теистические концепции
а) неотомизм
б) персонализм
Далее подробнее охарактеризуем неопозитивизм и эксцентризм, как две яркие крайние точки и нити духовных философских исканий нашего века; а в этом разделе – кратко о названных выше концепциях и школах.
Философия жизни – иррационалистическое философское течение, в центре которого понятие “жизнь” как целостная реальность, ни тождественная ни духу, ни материи. Мир рассматривается как единое духовное существо. Эта трактовка противостоит рационализму, механизму в объяснении сущности бытия. Главной задачей философии считается предопределение точки зрения разума, (разум может познать лишь статичное, недвижимое, простое). Главный метод постижения жизни – интуиция – род интеллектуальной симпатии, путем которой приносят внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единственного, и, следовательно, Невыразимого. Так определяет интуицию Анри Бергсон и называет два условия интуитивного познания:
(1) отрешение от всякого интереса, от отношения к полезному действию;
(2) огромное напряжение воли, необходимое для того, чтобы слиться с “жизненным порывом”.
Представители этой школы:
Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий философ, поэт, основные работы: “По ту сторону добра и зла”, “Так говорил Заратустра”.
Анри Бергсон (1859-1941) - французский философ, лауреат Нобелевской премии; труды: “Творческая эволюция”, “Восприятие изменчивости”.
Вильгельм Дильтей (1833-1911) - немецкий философ, историк культуры. Жизнь трактует как способ бытия человека, культурно-исторической реальности.
Георг Зиммель (1858-1918) - немецкий философ, социолог. Жизнь понимал как процесс творческого становления, неисчерпаемый рациональными средствами и постигаемый только во внутреннем переживании.
Ортега-и-Гассет Хосе (1883-1958) – испанский философ-публицист, общественный деятель. Главным методом избрания называл процесс “вслушивания” в жизнь с помощью “жизненного разума”. Свою философию называл “рациовитализмом”.
Психоанализ (фрейдизм, неофрейдизм) – психологическая и философская концепция, считающая основой бытия человека поле бессознательного. Основатель этого направления – австрийский психиатр, психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939) предложил оригинальную трактовку сущности, структуры сознания и причины изучения человека (антропологические принципы) и человеческой культуры. Движущим фактором психики, а значит человека и общества в целом, Фрейд считал энергию бессознательных психосексуальных влечений. В структуре сознания З. Фрейд выделяет три подструктуры. Наиболее архаическая безличная, всецело бессознательная часть - “ОНО” (Id) – резервуар психологической энергии, “кипящий котел” влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. Вторая психическая структура - “Я” - (Ego) - посредник между внешним миром и “Оно”, влечением и удовлетворением. “Я” руководствуется не принципом удовольствия, а требованием реальности, сдерживает иррациональные принципы “Оно” с помощью различных защитных механизмов. Третья психическая структура - “Сверх - Я” (Super - Ego) выступает как источник моральных установок индивида, функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть (чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п.).
В конце 30-х годов возник неофрейдизм, представители которого (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливани) попытались отойти от биологизма и “пансексуализма” Фрейда и создать социологическую и культурологическую доктрину. Эрих Фромм, например, разрабатывал целостную концепцию личности, изучал механизмы взаимодействия психологических и социальных факторов ее формирования; предложил проект переустройства общества при помощи методов “социальной терапии”, в частности, проект “перевоспитания” американской нации.
Феноменология как особое течение в философии связана с именем Эдмунда Гуссерля (1856-1938), считавшего предметом философии царство чистых истин, априорных смыслов. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостной, но, однако относительно независимый от субъекта познания и его деятельности. Исходным пунктом феноменологии было изучение внеопытных, внеисторических структур сознания, которое обеспечивало его реальное функционирование и, совпадают с идеальными значениями, выраженных в языке и психологических переживаниях. Феномены – идеальные сущности, смысл. Феноменология – метод непосредственного, интуитивного усмотрения этих сущностей. В феноменах Гуссерль выделяет различные слои: языковые оболочки; многообразные психические переживания; предмет, мыслимый в сознании; смысл – инвариноменологии характерна острая критика позитивизма, осознание духовного кризиса современности.
Прагматизм – американская философия “действия”. Основатели прагматизма Чарльз Пирс (1839-1914), Уильям Джеймс (1842-1910). Джон Дьюи (1859-1952), обвинив всю прежнюю философию в абстрактности и созерцательности, выдвинул программу “реконструкции философии”. Философия, по их мнению, должна быть не размышлением над первоосновах бытия и познания, а общим методом решения практических проблем, которые встают перед человеком в непрерывно меняющемся мире. Главная категория - “опыт” трактуется не как реальность, а как поток сознания. Знание - не как отражение реальности, а способ устранения помех для деятельности. Истина характеризуется полезностью. Джеймс утверждал, что гипотеза о боге истина, если она служит удовлетворительно целям человека. Практическая целесообразность является не только критерием истинности, но и критерием моральности. Особый вариант прагматизма - инструментализм Дьюи. Познание - по Дьюи - орудие, инструмент приспособления человека к окружающей его среде. Наука - это ящик с инструментами. человека достает эти инструменты, когда попадает в затруднительные ситуации. Для прагматизма характерна абсолютизация субъекта в познании и практической деятельности и так же моральный нигилизм (или релятивизм).
Неотомизм - современный этап в развитии томизма - учения Фомы Аквинского. С 1879 года получил официальное признание Ватикана (энциклика папы Льва XIII). Наиболее известные представители: Жильсон, Маритен, Сертийанж (Франция), В. Бруттер, А. Демпф, И. Лоц, М. Грабман (Германия). Д. Мерсье, А. Дондейн, Л. Де Реймекер, Ф. Ван Спинберген (Бельгия) У. Подовани, Ф. Ольджати, К. Фабро (Италия).
Неотомизм резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Это объединение осуществляется на догматической основе, определяемой непререкаемостью и общеобязательностью для философии божественного откровения. Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. В соответствии с эти мир представляет как сотворенный богом. Личность в неотомизме трактуется как незыблемая и самодеятельная духовная субстанция. Атрибуты личности - свобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творческие возможности - получают свое ценностное подтверждение лишь в соотнесении с богом.
Персонализм (от лат. persona – личность) – теистическое направление в современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. Представители: Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Б. Боун, У. Хокинг, Э. Брайтмен, Р. Т. Флюэллинг, П. Ландсберг, М. Недонсель, П. Рикер, Э. Мунье, Ж. Лакруа. В основе мировоззрения – плюрализм – признание множественности существований, сознаний, воли, личностей. Личность рассматривается как основное проявление бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Истоки личности все же коренятся в едином начале – боге. Э. Мунье считает христианское учение о личности основой революционного переворота в жизни человечества, позволяющее создать “общество личностей”, подобное христианской общине. Поскольку личность, согласно персонализму, находится во враждебных отношениях с действительностью, жизнь личности начинается с того, что она ломает контакт со средой; она должна уйти в себя, “сосредоточиться”. Внутренние свойства личности: “призвание”, интимность, должны предохранить личность и общество, как от тоталитаризма, так и от индивидуализма, соединить личности между собой. Главным способом самоутверждения личности выступает внутреннее самоусовершенствование.
Неопозитивизм
Позитивизм (от positivus – положительный) – философское направление, основанное на принципе, что позитивное сознание достигается лишь частными науками, а философия как наука не имеет право на существование.
Позитивизм, возникнув в 30-е годы XIX века, претерпел существенную историческую эволюцию. Выделяются три основных исторических формы позитивизма.
Классический позитивизм. Родоначальник этого направления, введший сам этот термин, французский философ и социолог Огюст Конт (1798-1857) провозгласил решительный разрыв с философской “метафизикой”, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философией. Представители “классической” формы позитивизма: Э. Литтре, Г. Н. Вырубов, П. Лаффит, И. Тэн, Э. Ж. Ренан, Дж. С. Милль, Г. Спенсер.
Махизм и эмпириокритицизм. Основоположники Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896). Центральное понятие их философии “опыт”, в котором растворяется противоположность материи и духа, физического и психологического, но эта противоположность на самом деле не снимается т.к. опыт в конечном итоге трактуется субъективно (внутренний опыт сознания). Мир представляется как “комплекс ощущений”, а задачей науки считается эмпирическое описание этих ощущений. Субъективно-идеалистическую направленность махизма критиковал Ленин в работе “Материализм и эмпириокритицизм”.
Неопозитивизм - современная форма позитивизма, в которой в свою очередь выделяются три основные формы или ступени эволюции.
Логический позитивизм возник в 20-е годы XX века на основе деятельности Венского кружка (научное объединение логиков и философии при кафедре философии индуктивных наук Венского университета); представители: М. Шлик, Р. Капнап, О. Нейрат, Ф. Франк, Ч. Моррис, П. Бриджмен, А. Тарский;
Лингвистический позитивизм – Дж. Мур, Л. Витгенштейн;
Постпозитивизм или аналитическая философия - Т. Кун, Лакатос, Файерабеид, Тулмин.
Основные идеи неопозитивизма:
Критика классической философии, противопоставление философии и науки, утверждение, что истинное значение может быть получено только в конкретных науках. Философия по выражению Бертрана Рассела - это «ничейная земля», находящаяся, между наукой и религией и территория этой земли постоянно уменьшается. По мнению Л. Витгенштейна вся классическая философия представляет «болезнь языка», в отношении которой философ - неопозитивист, вооружившись логическими знаниями, призван выполнить своеобразные терапевтические функции «Большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем... бессмысленны, - утверждал Л. Витгенштейн. - Большинство вопросов и предложений философов вытекает из того, что мы не понимаем логики нашего языка"[109].
Другой представитель неопозитивизма Р. Каркал писал, что перед безжалостным судом новой логики вся философия в ее старом смысле... разоблачила себя не только как содержательно ложная, по утверждению прежних критиков, но и как логически несостоятельная и поэтому бессмысленная. В частности, в неопозитивизме был объявлен лишенным научного смысла основной вопрос философии, вопросы о взаимоотношении теории и реальности, о существования предметов внешнего мира, соответствующих нашим ощущениям.
Философия, подобно логике и математике объявлялась аналитической. Ее подлинными проблемами считались, прежде всего, логические проблемы. Задача философии усматривалась не в открытии нового знания, но в логическом анализе готового научного знания. Главная задача философии - анализ языка науки.
Центральная проблема в философии неопозитивизма - проблема языка. Язык – система знаков, служащая средством человеческого мышления и общения. Человек в познании мира и общении пользуется как естественным языком (языком слов, понятий, вплетенных в непосредственную жизнедеятельность) и искусственными формализованными языками (язык формул, знаков). Эволюцию неопозитивизма определило стремление более глубоко изучить суть языка. Если логический позитивизм концентрировал свое внимание только на логике языка науки, изучая инвариантный каркас искусственных языков, то уже лингвистическая философия Витгенштейна (вторая форма неопозитивизма) обращается к анализу естественного языка, более сложного и подвижного по своей структуре, Витгенштейн выдвинул и обосновал логико-языковую модель отражения мира, утверждая, что целая туча философии концентрируется в капле грамматики. А пост- позитивизм приходит к необходимости изучения историко-культурной среды, в которой существует и развивается данный язык. Таким образом, неопозитивизм в своей эволюции пришел к традиционным мировоззренческим философским проблемам, от которых в начале отказался.
Неопозитивисты рассматривают язык как связующее ядро мира (см.: схему 15).
Схема 15