Научно-философской картины мира.
Высшей и основной формой познания является наука.
Наука — это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная производству знаний. Ее главной целью является объяснение мира и производство нового знания: фундаментального и прикладного.
Выявление закономерностей изучаемых феноменов обычно развертывается по схеме: проблема — гипотеза — теория.
Проблема — это то, что еще неизвестно, но требует познания.
Гипотеза—форма знания, содержащая предположение относительно сущности объекта. По мере того, как гипотеза проверяется и обосновывается, она может быть "отшлифована" до истинной теории, но может быть и отброшена как несостоятельная. Гипотетическое знание проходит проверку практикой, которая и служит критерием истинности выдвинутых предположений.
Рост научного познания венчает теория.
Теория— это форма научного знания, которая дает всестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемого объекта.
Научное познание не может обойтись без методологии.
Метод представляет собой систему принципов, приемов и требований, которыми руководствуются в процессе научного познания. Метод — это способ воспроизведения в мышлении изучаемого объекта.
Методы научного познания подразделяются на специальные, общенаучные и универсальные. В зависимости от роли и места в научном познании фиксируют формальные и содержательные, эмпирические и теоретические методы исследования и изложения.
В арсенал методов и приемов научного познания входят:
анализ — разложение изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью рассмотреть частное;
синтез—операция, объединяющая в целое стороны, части и тенденции, имеющиеся у объекта под углом зрения существенных связей и отношений;
абстрагирование—мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств и отношений при одновременном отвлечении от других свойств, признаков и отношений предмета. Например, чтобы сформировать понятие "товар", необходимо: во-первых, отвлечься от несущественных конкретных черт (веса, цвета и т.д.); во-вторых, выделить общее и существенное, а именно, что эти продукты изготовлены для продажи.
индукция—движение мысли от частного к общему. Например: вода, нефть, спирт упруги. Все они являются жидкостями. Значит, жидкости упруги.
дедукция — от общего к частному. Например: все металлы электропроводны. Медь—металл. Значит медь—проводник.
аналогия — установление сходства между объектами на основании некоторых признаков, свойств и отношений, а также выдвижение предположения о сходстве других признаков объекта;
моделирование—метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия с первым;
наблюдение—это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, опирающееся на чувственные познавательные способности человека (ощущения, восприятия, представления);
эксперимент— прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств.
К этим приемам и методам научного познания тесно примыкает метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также исторический и логический методы познания. Под абстрактным понимается неполное отражение объекта в познании в виде понятий и категорий. Конкретное —- многостороннее знание о предмете. Me год восхождения от абстрактного к конкретному (в отличие от перечисленных выше, используемых на эмпирическом уровне) в первую очередь применяется на теоретическом уровне познания.
Этот метод применим и в познании той или иной научной дисциплины, где идут от отдельных понятий (абстрактного) к многостороннему знанию (конкретное).
Исторический метод — требует брать предмет в его развитии и изменении со всеми мельчайшими деталями и второстепенными признаками.
Логический метод является отражением исторического, но он не повторяет историю во всех деталях, а берет главное, существенное в ней, воспроизводя развитие объекта как бы по прямой — от низшего к высшему и обратно.
Среди научных методов исследования особое место занимает системный подход, представляющий собой совокупность общенаучных требований (принципов), с помощью которых любые объекты могут быть рассмотрены как системы.
Таковы основные формы и методы научного познания.
Тема: Личность и общество
Тип занятия: Лекция - беседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8
Цели:
Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях познания, определять условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни
Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
Мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .
– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .
ТЕМА: Общество как объект философского сознания.
План
1. Общество. Основы философского анализа.
2. Общественное сознание: структура и роль в жизни общества.
3. Источники и движущие силы истории развития человечества.
1.
Общество является частью природы. Оно возникло в результате сложного процесса становления человека, выделения его из природы и может рассматриваться как подсистема объективной реальности, обладающая определенной спецификой.
Эта специфика состоит в том, что общество существует в результате постоянно осуществляемого процесса производства. В процессе производства люди воздействуют на природу, преобразуют ее и в этом процессе устанавливают связи между собой. Такую связь принято называть производственными отношениями. Кроме производственных отношений существуют и другие. В частности, огромную роль в жизни общества играют национальные, религиозные, классовые, политические, семейные и другие отношения."
Таким образом, общество — это упорядоченная социальная система, представляющая собой целостность множества социальных отношений, носителем которых является человек и образуемые людьми социальные слои и группы.
Необходимо различать философский и общесоциологический подходы к изучению общества. Социологию в основном интересует то, что обозначается термином "социальная структура", а философию — специфика типа связей индивидов в единое целое.
В принципе выделяются три основных подхода к объяснению таких связей.
Первый может быть обозначен натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы. Он исходит из того, что природа и общество едины, нет различий в функционировании природного и социального.
Второй подход может быть назван "идеалистическим". Здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов.
Третий подход можно определить как "материалистический". Материализм за основу принимает общественное бытие, реальный процесс жизни людей, в основе которого лежит определенный способ производства и соответствующие ему производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономической формации.
Способ производства — единство и взаимодействие производительных сил, находящихся на определенном уровне развития и данного типа производственных отношений.
Производительные силы — это личные и вещественные факторы производства в своей совокупности и взаимодействии.
Согласно материализму, производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил. Рассогласование между ними ведут к изменениям во всех сферах жизни общества, а в конечном итоге — к смене способа производства.
Что же является основой (базисом) общества? Натурализм за основу развития общества принимает различные природные факторы: географическую среду, природно-климатические условия (Ш.Монтескье, Л.Мечников), ритмы солнечной активности (Л.Гумилев), биологические особенности людей.
Идеализм таким базисом считает сознание. Гегель, например, утверждал, что определяющим фактором развития общества является абсолютная идея, а Макс Вебер — религию и культуру.
Материализм считает, что людей связывает в "социальный организм" не общая идея или общий Бог, а производительные силы и производственные отношения, что базис представляет собой совокупность общественных отношений, составляющих экономическую структуру общества. Базис порождает соответствующую ему надстройку. В ее структуру входит вся совокупность политических, правовых, религиозных и других идей, государственных и общественных учреждений, организаций и отношений между ними.
Способ производства, взятый в единстве с надстройкой, со всеми характерными для него формами деятельности людей, составляет общественно-экономическую формацию.
Марксистская теория утверждает, что противоречия между производительными силами и производственными отношениями составляют источник и движущую силу общественного развития, обеспечивают возникновение и формирование нового способа производства в недрах старого общества.
Такой подход к развитию человеческого общества называют формационным. Существует и так называемый цивилизационный подход.
Известный американский ученый Л.Г.Морган выделял в истории человеческого общества три главных этапа — эпоху дикости, эпохи варварства и цивилизации.
Переход от одного уровня мировой цивилизации к другому осуществляется через глобальные по своему содержанию техтехнологические революции, характеризующие качественные скачки в развитии производительных сил. Переход от варварства к цивилизации произошел в эпоху неолита. Именно тогда в сельском хозяйстве стали широко использоваться каменные орудий труда. Так произошел переход от собирательной
экономики к производящей и перерабатывающей.
Промышленная революция второй половины 18-го—.первой трети 19-го века положила начало индустриальной цивилизации, которая развивается и в наше время. Рынок, плюрализм форм собственности, демократия — это достижения индустриальной цивилизации. Характерной ее чертой являлось то, что прошлый труд, воплощенный в машинах, занимает господствующее положение над живым трудом, т.е. человек является
придатком машины.
С середины XX века в границах индустриально цивилизации начинает формироваться постиндустриальная цивилизация, где производственный процесс будет подчиняться процессу развития человека, его потребностей и способностей.
2.
Как видно из выше изложенного, человеческое общество — сложная и развивающаяся система. На его функционирование и развитие влияет множество факторов. Но какие из них являются определяющими? Субъективные факторы из сферы сознания, из сферы духовной жизни (идеи, взгляды) или объективные факторы, т.е. факторы из материальной сферы общественной жизни? Для ответа на этот вопрос рассмотрим понятия "общественное бытие" и "общественное сознание".
Общественное бытие — это реальный процесс жизни людей, те общественные отношения, которые складываются в обществе в процессе материального производства. Это экономическая, материальная сторона жизни общества.
Общественно сознание—это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих бытие людей, условия их жизни.
С точки зрения идеализма, сознание определяет бытие. Его представители считают, что люди участвуют в общественных действиях, руководствуясь определенными взглядами, чувствами, побуждениями.
Материалисты же считают, что общественное сознание про-изводно от общественного бытия, что общественное бытие является тем генератором, который генерирует идеи, взгляды, чувства и настроения людей, т.е. общественное бытие определяет сознание. В то же время общественное сознание относительно самостоятельно и в свою очередь активно влияет на общественное бытие.
Общественное сознание представляет собой многогранное, очень сложное явление социальной жизни. Оно имеет определенную структуру, под которой понимается расчлененность сознания на составные элементы и характер взаимосвязи между ними.
Общественное сознание не функционирует вне сознания конкретных людей, но это не свидетельство тождественности индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание -- это духовный мир личности. Оно отражает через призму конкретных условий, жизни данного человека не всю объективную реальность. Со смертью человека индивидуальное сознание завершает свой цикл.
В отличие от индивидуального, общественное сознание выступает как обобщающая картина человеческого мировидения. Общественное сознание по своему происхождению формируется из важнейших достижений индивидуального сознания. В свою очередь индивидуальное сознание является в конечном счете общественным сознанием, т.к. каждый человек становится личностью только в процессе социализации, усваивая то, что человечество накопило в общественном сознании в предшествующий период.
Общественное сознание имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный).
Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Оно часто отражает не сущность вещей и процессов, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, практики людей; чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, т.е. чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки, стереотипы мышления, ценностные ориентиры.
Теоретическое сознание выступает в обобщенном и систематизированном виде как специально разработанное учение, теория. Оно не "скользит" по поверхности явлений действительности, а отражает их внутренние и наиболее существенные стороны. Общественное сознание на теоретическом уровне обычно не бывает "нейтральным", а отражает позиции определенных слоев общества, т.е. выступает в виде идеологии,
Идеология —это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели (программы), направленные на укрепление или развитие (изменение) существующих в обществе отношений. Ее особенность—лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания.
Другой сферой общественного сознания является общественная психология, которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются ближайшие материальные и духовные условия быта людей. Если идеология является продуктом деятельности ученых, писателей, религиозных и политических деятелей, то общественная психология—продукт жизнедеятельности всего общества или конкретных больших социальных групп людей. Определяющим в становлении общественной психологии людей выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции.
К основным формам общественного сознания относятся:
Политическое сознание— совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества.
Власть — ключевая ценность политического сознания. Политическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в конституциях, в программных заявлениях, лозунгах партий, национальных группировок и т.п. Второе включает в себя главным образом чувства, настроения, эмоции той или иной социальной группы или общества в целом в ходе реализации политических идей и задач;
Правовое сознание — это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это разнообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей людей в государстве, их интересы, связанные с равенством или неравенством и обществе,
Ключевая ценность—закон.
Разные социальные группы в зависимости от своих интересов вкладывают в свои представления о власти и законных правах разное содержание, вплоть до противоположного. Эти различия и порождают борьбу и противоречия, которые могут быть разрешены тремя способами: силой, большинством голосов и диалогом — вплоть до достижения консенсуса. Все эти способы существуют в любом обществе. Но чем больше удельный вес третьего способа, тем меньше первого, тем более демократическим будет общество;
Нравственное сознание включает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, оценку поведения людей в общественном мнении.
Обыденное нравственное сознание или нравственность— это нравственный облик общества, к которому относятся прежде всего чувство и понимание общественного долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и счастья.
Нравственная идеология или этика выступает как теоретическое выражение нравственных интересов, как учение о нравственности и нормах поведения в обществе, т.е. морали.
Ключевая ценность нравственности добро, а морали — долг
Эстетическое сознание — это особые чувства, вкусы, интересы. представления, идеалы, взгляды и теории. Обыденный уровень эстетического сознания включает в себя эстетические чувства, вкусы, представления и идеалы, обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика это теории, которые в своих категориях объясняют эстетическую ценность явлений действительности, дают понимание искусства.
Искусство - есть форма отражения действительности в художественных образах.
Ключевая ценность эстетического сознания — красота;
Религиозное сознание—это социальные чувства, идеалы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхъестественного мира. В его основе лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им.
Обыденный уровень религиозного сознания —религия. Каждая из религий включает в себя три элемента:
—мифологический, т.е. веру в реальное существование тех или иных сверхъестественных, чудодейственных сил;
—эмоциональный, т.е. религиозные чувства, возникающие под воздействием веры;
— нормативный, т.е. требования по соблюдению религиозных предписаний.
Теоретическим уровнем выступает теология—учение о Боге. Ключевая ценность религиозного сознания—святое. В конце XX века в общественном сознании все больше утверждаются общечеловеческие ценности — уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, доброжелательное отношение к людям, честность, трудолюбие, бережное отношение к природе.
3.
Общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей собственной основе. С одной стороны, каждый народ живет в определенной природной среде, которая может стимулировать или тормозить развитие общества. С другой стороны, на развитие общества огромное влияние оказывает культура, т.е. то, что создано и создается человеком. Мир культуры включает в себя и процесс и результат человеческой деятельности. Отсюда первым источником саморазвития общества является противоречие природной и культурной организации человека и его сообществ.
Именно в этом ключе следует рассматривать такой конкретный механизм "запуска" общественной жизни, как разделение труда.
На ранних стадиях истории люди были всецело озабочены воспроизводством самих себя вначале путем присвоения готовых продуктов природы, а затем с помощью натурального хозяйства. Отсюда и простота общественных связей и отношений. Благодаря разделению труда, появилось товарное производство и рынок, товарно-денежные отношения. Специализация, кооперация, интернационализация и интеграция создали современную экономику—материальную основу современного общества.
Усложнение трудовой деятельности привело к эволюции форм семейно-брачного поведения людей, а появление частной собственности — к эксплуатации и проблеме распределения.
С появлением эксплуатации человечество пыталось найти пути построения справедливого общества. В истории общественной мысли давно появилось понятие "утопия", "утопический социализм", "социализм". Все они связаны с мечтой построения идеального государства, в котором все были бы равны. Эта же мысль лежит в основе и трех мировых религий. Таким образом, вторая грань организации жизни общества на основе идеи связана с формированием земного идеала равенства и справедливости.
Чтобы реализовать эти принципы наделе, необходимо отобрать часть дохода у преуспевающих, отнять собственность и отдать неконкурентоспособным. Но как учит история человеческого общества, насилие порождает насилие. И вырваться из этого порочного круга крайне сложно.
Какова же роль народа и личности в истории человечества? В разные исторические эпохи в понятие "народ" вкладывалось различное содержание. До 19 столетия в понятии "народ" было очень много общего с понятием "толпа", назначение которой следовать за великими личностями. Так, например Гегель писал о народе как о такой части членов государства, "которая не знает, что она хочет".
В тоже время многие философы сочувственно относились к народным массам (Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро), признавали за ним право управлять обществом (Ш.Фурье). Русские и украинские революционеры-демократы видели в народе главную силу исторического прогресса.
Марксизм определял народ как такую исторически изменяющуюся общность классов и других социальных групп, которая по своему объективному положению решает на данном этапе задачи прогрессивного развития общества.
Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом процессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти человечества. Роль таких личностей, которые принято называть выдающимися или историческими столь велика, что долгое время философы лишь в них усматривали двигатель истории.
Но история свидетельствует, что личности, какими бы выдающимися они не были, не могут изменить историю во всемирном масштабе, не могут нарушить объективную логику исторического развития человечества. Но в реальной истории отдельных стран и народов историческая личность может сделать многое.
Главным критерием определения исторической личности является объективно-прогрессивное значение личности для исторического прогресса, а так же то, насколько она способствует просвещению и организации масс на осуществление стоящих перед обществом задач. Личность может быть энергичной, волевой, но если ее идеалы направлены против прогресса, то она неизбежно потерпит поражение. Какими бы выдающимися способностями не обладала личность, она не в силах определять по своему желанию общее направление событий, изменять или остановить их.
Подведем краткие итоги.
Общество — это сверхсложная само развивающаяся система, обладающая значительной спецификой в своем генезисе, функционировании и развитии. Источник ее развития столь же сложен и очевидно представляет вектор разных сил — природных, собственно социальных и духовных, соотношение которых меняется в ходе истории.
ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
План
1. Культура — предмет философского рассмотрения.
2. Человек в мире культуры.
3. Культура и цивилизация.
1.
Слово "культура"— одно из наиболее распространенных. Изучением культуры занимаются многие науки — история, социология, археология, искусствоведение и др. Существует несколько сот различных определений того, что можно назвать культурой, десятки теоретических концепций, моделей культуры.
Впервые понятие "культура" входит в обиход в XVIII в. (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание). Уже в первоначальном понятии заложено человеческое начало, сосредоточено внимание на единстве культуры, человека и его деятельности. С философской точки зрения, культура есть особый, деятельный способ освоения человеком мира, включая как весь внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития.
Таким образом, культура— все то, что связано с деятельностью человека, в отличие от того, что создано природой. Это совокупность способов и приемов человеческой деятельности по освоению природной и социальной действительности, а также результатов этой деятельности в виде накопленных материальных и духовных ценностей.
В основе разделения культуры на материальную и духовную лежат потребности человека и способ удовлетворения их.
Материальная культура воплощается в орудиях труда, в достигнутых знаниях и навыках (культура труда), в предметах потребления (культура быта) и т.д.
Духовная культура включает в себя образование и науку, нравственность, эстетическую, политическую и правовую культуру, обычаи и традиции, язык и то, что можно назвать "культурой чувств".
Такое деление довольно условно, т.к. материальная и духовная культура взаимосвязаны и взаимозависимы.
В истории философского осмысления культуры можно выделить основные модели культуры:
"Натуралистическая модель" сводила культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, превратила ее в одно из звеньев природной эволюции человека.
"Классическая модель" определяет человека субъектом культуры. В ней человек выступает как творец культуры. В философском отношении эта модель идеалистична, т.к. считает духовное творчество определяющей сферой развития человека.
В марксистской философии классическая модель культуры получила материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде всего — материальных) для всестороннего развития человека.
Понятие "культура" как предельно общее не может быть выражено через какое-то одно определение. Поэтому определения культуры выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения культуры.
Аксиологический (ценностный) аспект заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру, считают сторонники данной концепции, и применимо понятие культуры. Она выступает итогом всего многообразия деятельности человека, как совокупность материальных и духовных ценностей.
При гуманитарном подходе внимание акцентируется на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура определяется как процесс созидания человеком своей родовой сущности, как мера человеческого в человеке, как метод и способ преодоления в нем зоологического начала.
Социологический аспект рассматривает культуру как социальный институт, как механизм передачи социального опыта.
В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности.
Все эти подходы заслуживают внимания, так как в каждом из них обращено внимание на существенную сторону культуры. Они взаимодействуют друг с другом, взаимодополняют, способствуют выработке более полного представления о ней.
Сущность культуры раскрывают ее функции.
Во-первых, культура служит преобразованию, гуманизации человека и отношений между людьми, а, следовательно, и самого общества;
Во-вторых, через культуру человек познает самого себя и другого человека, так как самосознание любой культуры невозможно без интереса к другой культуре, без диалога культур;
В-третьих, культура определяет систему ценностных ориентиров;
В-четвертых, внутри культуры формируется система общения между людьми, нормы и характеристики поведения.
Итак, философия изучает культуру не как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, обществом, человеком, а как всеобщую характеристику мира как целого. С точки зрения философии —культура есть весь мир, в котором человек находит себя. Она не существует вне своего живого носителя - человека.
2.
В первом вопросе были рассмотрены различные определения понятия “ культура”. Мы подошли к выводу, что она не существует вне своего живого носителя — человека. А человеческая деятельность многообразна. Здесь экономическая и политическая деятельность, наука и искусство, религия и многое другое. Все эти сферы человеческой деятельности переплетены и влияют друг на друга.
Существует множество различных видов культуры (экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, правовая, экологическая и т.д.), отражающие многообразные формы деятельности человека.
Единство мира культуры в человеке, в его деятельности. Индивид усваивает ее через язык, воспитание, живое общение. Картина мира, оценки, ценности, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для индивида, изменяются в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Овладевая существующими в обществе нормами, обычаями, приемами и способами деятельности, индивид осваивает и изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет меру его общественного развития меру человеческого в человеке»
Особое место в мире культуры занимают морально-этические и эстетические аспекты. Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах— в быту, в семье, на работе, в политике и т.д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловёческих отношений. Есть универсальные, общечеловеческие представления о добре и зле, например такие, как "не укради", "не убий", "не прелюбодействуй" и другие, зафиксированные в Библии. Есть групповые, исторически ограниченные представления о том, "что такое хорошо" и "что такое плохо.
Сфера эстетического отношения к действительности носит всеобъемлющий характер. Красота, прекрасное, гармоничное— все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе. Эстетическое восприятие и эстетический вкус присущи каждому человеку. Конечно, степень развитости эстетической культуры у разных людей различна. Исторически изменчивы и идеалы красоты. Тем не менее, в обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной и духовной культуры. Эти нормы — невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.
Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются уже в обыденном сознании общества. Обычаи и традиции складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.
Необходимо помнить, что основной функцией культуры является создание человека. Какою мерою индивид овладел культурой человечества, какой мерой он живет ей, такою мерою он сам и есть человек. Культура и человек неразделимы. Она умирает, как жемчуг, без общения с человеком. Хорошо известно, что архивные рукописи сохнут, книги гибнут в хранилищах, если их не листают любящие руки. Картины чахнут, если держать их в подземельях запасников, без людского взора.
Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость — это традиции, существующие во всех формах духовной культуры. Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. В нее нельзя грубо вмешиваться. Не следует "улучшать" духовную жизнь общества, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память.
Но культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления — универ-сальная характеристика любой культуры.
Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дает основание для разделения обществ на традиционные и современные. В первых традиция господствует над творчеством. Изменения вносятся в рамках традиций бессистемным и случайным образом. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются и отрицаются.
В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Оно пронизано гонкой за новизной. Это дает значительный эффект. Так, научные открытия позволили поднять уровень жизни в 15-20 раз.
3.
Понятие "цивилизация" первоначально появилось во французском языке в середине XVIII в. в русле теории прогресса. Начало цивилизации связывают с качественно новым этапом в развитии материальной культуры — использованием орудий труда.
Участки человеческой цивилизации, возникая и существуя локально относительно долгое время, в период крупной машинной индустрии сливаются в единую человеческую цивилизацию.
В начале XIX в. утвердилось три подхода к пониманию "цивилизации":
—унитарный (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого);
— стадиальный (цивилизация как этапы прогрессивного развития человечества как единого целого);
—локально-исторический (цивилизация как качественно различные уникальные этнические или исторические образования).