Сущность феномена цивилизации
В истории философии существовали два разных толкования понятия «цивилизация»
1.Более высокая ступень по сравнению с варварством.
2.Состояние гибели культуры.
Проблему отличия культуры от цивилизации исследовал И. Кант Он считал, что цивилизация начинается с установления человеком правил жизни и поведения. Культуру он связывает с категорическим императивом, который является моральной основой человека, его совестью. Подобный поход остаётся актуальным и сегодня.
На современном этапе развития человечества утрата цивилизованности в поведении, в общении людей активизировала проблему взаимоотношения культуры и цивилизации (см. Тему
«Философия культуры»).
Два признака цивилизации, которые отличают её от культуры
Цивилизацая – это уровень развития культуры и общества в целом, с одной стороны, с другой – способ усвоения культурних ценностей (материальных и духовних), который определяет всю социальную жизнь и её специфику.
Основные концепции цивилизационного процесса
Классические представители цивилизационного направления – Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.
Данилевский впервые рассмотрель проблему цивилизации не с позиции
Европоцентризма, а как проблему множественности цивилизаций. Движение человеческогообщества во времени рассматривал как ряд сменяющих друг друга и сосуществующих друг с другом социальных органи змов, которые он называет культурно-историческими типами, а
на этапе зрелости – цивилизациями. На том или ином этапе исторического развития один из сосуществующих типов превалирует.
Н. Данилевский насчитывает 10 культурно-исторических типов: египетский, китайський, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейський или древнесемитский, индийский, иранский, европейский, греческий, римский, новосемитский или аравийский, германо-романский, или европейский. Позднее к ним добавил славянский. Народы мексиканський и перуанський были уничтожены и не успели осуществить свого предназначения.
О. Шпенглер толкует цивилизацию не как взлёт культуры, а как её омертвление на определённой исторической стадии. Общая численность культур у Шпенглера – восемь: китайская, вавилонская, египетская, античная (аполлоновская, или греко-римская), арабская (магическая), западная (фаустовская), культура майя и российская (славянская).
А. Тойнби насчитывает в истории около 30 цивилизаций, 13 – развитых, сохранилось до нашего времени – 6: западная, византийско- ортодоксальная, арабская, индийская, дальневосточная (китайская, японо-корейская).
Цивилизация рождается из примитивных обществ. Внешние и природные условия рождают «вызов», который способствует развитию цивилизации. Последний этап развития – раскол цивилизации, начало её гибели. Внутри каждой цивилизации может сформироваться (с помощью церковного фактора) канон, на основе которого сформируется новая цивилизация.
Современные цивилизации.
Все цивилизации характеризуются уровнем развития техники. Их можно определить как «доиндустриальные», «индустриальные» и
«постиндустриальные» (информационные, технотронные, техногенные).
Для «доиндустриальных» цивилизаций характерна техника
определённого качества, например, водяные и ветряные мельницы, некоторая степень разделения труда, определённый государственный аппарат и т.д. Наблюдается и процесс научных открытий (Л. Да Винчи), но он не получает массового распространения и применения. Причины: достигнутый уровень продуктивности труда удовлетворял потребности населения.
Индустриальная цивилизация связана с промышленной революцией XVI – XVII вв. и экономическим ростом. Промышленная революция приводит к изменению технической цивилизации как индустриальной. Качественное изменение типа техники связано с развитием экономики, которая зависела от потребностей и интересов рынка; она связана также с развитием угольной промышленности.
Сегодня человеческие общества входят в единую, общую для всех
народов постиндустриальную цивилизацию. Для неё характерна не механическая система машин, а автоматизация производства, основанная на микроэлектронике и информатике, новейшей
интеллектуальной технологии, компьютерных системах. Эта новая техническая и технологическая база меняет весь образ жизни общества и человека.
Постиндустриальная цивилизация формируется под воздействием
НТР. Она влияет на все периоды жизни человека. Информатика революционизирует эти периоды человеческой жизнедеятельности: увеличивается время профессиональной подготовки и обучения, труд становится всё более мобильным, сокращается время труда, что способствует улучшению его условий, увеличивается время для досуга и творчества человека.
Способами вхождения в этап постиндустриальной цивилизации (через рынок) являются: овладение новыми технологиями, электроникой, автоматизацией, информацией (т.е. – всеми материальными и духовными ценностями).
Культура не равнодушна к новому: она может как принять, так и отвергнуть его. В этом процессе участвуют все сферы культуры: религия, этика, социальные установки, общественное сознание.
(М. Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»). В качестве примера можно привести Японию. Которая умело объединяет традиции своей культуры с тем, что способствует её прогрессивному развитию как технической цивилизации.
План
ФИЛОСОФИЯ БУДУЩЕГО
1.Основные проблемы философии будущего
2.Классификация глобальных проблем.
В своей целенаправленной деятельности, из которой складывается история, человек всегда стремился осмыслить будущее. В современную эпоху эта проблема приобрела особую остроту. В первую очередь это
связано с информационным характером общества и с теми глобальными проблемами, которые ставят под сомнение само существование цивилизации.
В таком ключе роль философии в её обосновании социальных перемен становится особенно значимой. Она призвана осуществить мировоззренческий и методологический синтез современного научного знания и дать философское обоснование его включения в культуру, обеспечить науку ХХ столетия новым категориальным аппаратом.
От социальной философии общественная практика ожидает всестороннего анализа научно-технического прогресса и его последствий, глубокого исследования противоречий между ним и социальным прогрессом, критического осмысления традиционных для цивилизации ценностей.
Глобальные проблемы в обобщённом виде связаны определёнными системными отношениями. В них можно выделить такие основные структурные элементы:
-угроза мировой термоядерной войны;
-растущее неравенство экономического и культурного развития стран, которые составляют «мировой город» и стран, составляющих
«мировое село»;
-исчерпание природных ресурсов;
-катастрофические аномалии в демографической сфере
(«демографический взрыв»);
-загрязнение природной среды, которое подвело человечество к черте «небытия»;
-вандализация культуры, которая набирает силу.