Важнейшие характеристики сознания
Анализ важнейших философских моделей сознания позволяет нарисовать его эскизный портрет.
· Сознание реально, оно не ничто, а нечто, представляет собой уникальный вид бытия.
· Бытие сознания не материальное, а идеальное. Идеальное - значит не материальное. Сознание невозможно увидеть, услышать, осязать, обонять. У него нет ни механических, ни химических, ни физических, ни иных материальных свойств. И тем не менее, оно существует.
· Сознание (со-знание) есть знание. В нем содержится информация о природе, обществе, самом человеке.
· Сознание как знание является идеальной моделью действительности, ее условным, субъективным образом.
· Сознание есть самосознание. Мы осознаем свое бытие, выделяя себя из окружающего мира. Сознание - единственный регион бытия, который сам себя открывает, обнаруживает собственное присутствие, существование.
· Сознание рефлексивно. Сознание способно анализировать сознание, смотреть на себя как бы со стороны, быть метасознанием, мыслить мысль (я мыслю, что я мыслю; я знаю, что я знаю). Сознание вообще есть единственный инструмент, который в состоянии изучать сознание в его «чистом виде», сознание как сознание, его сущность, а не существование. Рефлексия - это диалог Я с Я, средство содержательного обогащения сознания, смыслового наполнения и развития.
· Сознание интенционально, оно всегда направлено на какой-то предмет. Не бывает пустого сознания, сознания ни о чем. Сознание всегда информирует о чем-то. Угасание сознания (наркоз, умирание человека) означает исчезновение его предметного содержания, потерю смыслов, которыми оно было наполнено.
· Сознание есть целеполагание, идеальный эскиз того, чего еще нет в действительности, ее своеобразное «опережающее отражение», проект деятельности по реализации мыслимого, желаемого будущего.
· Сознание креативно, оно не столько отражает мир, сколько творит его. Это означает, во-первых, то, что «вторая природа» - материальная и духовная культура, весь социум - созданы по идеальному плану сознания; а во-вторых, что в своей и чувственной, и особенно абстрактно-понятийной данности, «первая природа» также является результатом конструктивной деятельности сознания. Мир, присутствующий в нашем сознании, всегда творчески субъективен.
· Сознание - сложное биосоциальное образование. Один его конец погружен в природу (мозг с системой нервно-физиологического обеспечения его работы), другой - в социум, в мир культуры. Природным аналогом сознания является универсальное свойство материи - отражение, способность объектов в процессе взаимодействия запечатлевать структуру друг друга. Сознание есть итог длительной эволюции этого атрибута материи: деформации в неживой природе, избирательное отражение внешней среды в мире растений, а затем, с появлением живых организмов, возникновение чувствительности, психики и сознания как высшей формы психического отражения действительности, которая формируется в социальной среде.
· Сознание является органическим переплетением личностного, индивидуального и коллективного, общественного. Индивидуальный слой сознания всегда коррелируется ценностями того социума, частью которого является человек. В этом смысле сознание индивида является функцией сознания надиндивидуального, общественного.
· Сознание обладает свойством транзитивности. Различные языковые средства позволяют транспортировать, транслировать его. Оно способно покидать лоно своего рождения и вести автономную, собственную жизнь в знаковом теле культуры, внедряться в сознание другого Я, быть понято им.
· Сознание многоуровнево, структурно, имеет специфическую системную организацию.
Выделенные свойства сознания позволяют дать множество его определений. Одно из них может быть таким: сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с языком функция мозга, заключающаяся в обобщенном, целенаправленном и творческом отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в регулировании и самоконтроле поведения человека.
Структура сознания
При рассмотрении сознания как сложного природно-психического, индивидуально-личностного и социокультурного образования можно выделить четыре уровня его организации:
1) бессознательное, абсолютно неосознаваемое, недоступное рефлексивному контролю (область врожденных инстинктов, которые локализованы в подкорке);
2) неосознаваемое в данный момент, забытое, выпавшее «в осадок», «мертвая информация», которая в принципе может стать осмысленной, рефлексируемой (основание коры больших полушарий);
3) индивидуальное, персонифицированное сознание, личностное Я, душа человека;
4) внедренные, привнесенные в сознание извне коллективные представления (третий и четвертый уровни функционируют в коре больших полушарий в органической взаимосвязи).
Допустимо также структурирование сознания вне широкого психологического и социального контекстов. В этом случае в сознании выделяются конкретно-чувственный, абстрактно-логический (рационально-дискурсивный) и интуитивно-волевой уровни.
Важную роль в функционировании сознания играют такие его структурные элементы, как память, внимание и, особенно, мышление. Понятие мышления и сознания близкие, но не тождественные. Мышление - это процесс организации различных элементов сознания, установление координационных и субординационных, статических и динамических связей между ними, превращение изначального, идеального хаоса в порядок. Сложившееся сознание - результат деятельности мышления.
Обычно выделяют три главных типа мышления: образно-ассоциативное, формально-логическое и диалектическое. Образно-ассоциативное мышление (оперирование образами, наглядными «картинками») достаточно жестко привязано к конкретному чувственному опыту индивида. Поток свободных ассоциаций не укладывается в универсальные рациональные схемы. Здесь доминируют не строгие умозаключения, а внерациональные переходы, «короткое замыкание» различных образных представлений (интравертность). Формально-логическое мышление осуществляется по рациональным правилам, привнесенным извне (экстравертность). Оно как бы останавливает сознание, дает его статический снимок. Диалектическое мышление - это сознание в его реальной противоречивой динамике, в развитии.
Наличие различных типов мышления является основанием для разделения рефлексивного сознания на рассудок и разум (Кант, Гегель и др.). Рассудок опирается на образно-ассоциативное и формально-логическое мышление, разум - на диалектическое. Под рассудком нередко понимают житейское, расчетливое мышление, для которого свойственны чувственная предметность, формальная логичность, нацеленность на практику, пользу. Это сознание для «обыденного применения» (Платон), своеобразный «ткацкий станок» (Гегель), который плетет эмпирически нагруженные узоры.
Разум оперирует диалектическими противоположностями, абстракциями и идеализациями высокого порядка. И если рассудочное мышление всегда совершается в рамках устоявшихся парадигм, то разум эти парадигмы периодически перестраивает. Он обеспечивает рефлексию, контроль за деятельностью рассудка и, что чрезвычайно важно, погружает сознание в духовно-нравственную систему координат. Ведь логически правильные, рассудочные действия могут оказаться совершенно неразумными (например, тщательно спланированный террористический акт).