Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда

Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда

Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда - student2.ru Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда - student2.ru

Психологическая система   Социальная концепция
     
Психологическая система 3. Фрейда прошла два этапа своего формирова­ния: ▫ Первый этап, или первая психологи­ческая система (1905—1920) в основе бессознательного рассматривала «либи­до» — сексуальный инстинкт, сексуаль­ное влечение. Согласно этой концеп­ции, психическая деятельность чело­века есть процесс превращения его сек­суального инстинкта. Либидо находит свое выражение либо в сексуальных действиях, либо в других сферах жиз­недеятельности посредством сублима­ции (преобразования) сексуальной энергии в несексуальную, под воздей­ствием социальных и моральных норм. ▫ Второй этап, или вторая психологи­ческая система, формируется в 20-е гг. XX в. и отличается от первой иным пониманием проблемы возникновения энергии бессознательного. Центральными понятиями этой кон­цепции являются: 1) эрос (инстинкт жизни), который ле­жит в основе поведения человека, обеспечивая его потребности и продолже­ние рода; 2) танатос (инстинкт смерти), кото­рый подталкивает человека к деструк­тивной деятельности. Взаимодействие эроса и танатоса определяют жизнь че­ловека.   Социальная концепция 3. Фрейда: ▫ По мере развития цивилизации человек подавляется все больше и больше, что приводит к всенарод­ной депрессии и массовым психо­зам. ▫ Общество может существовать только при условии вытеснения бессознательных влечений и страстей, в противном случае оно будет раз­рушено изнутри. ▫ В любом обществе человека мож­но превратить в самосознающего и свободного, если помочь ему осоз­нать его индивидуальное бессозна­тельное. ▫ Обществу свойственна массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру; за­менитель подавленной энергии — ритуалы. Последние есть форма реализации вытесненных желаний, коллективное бессознательное. Ритуалов много — это мораль, ре­лигия, искусство, поэзия, музы­ка и т.д. ▫ Единственный путь развития че­ловечества в будущем — это сози­дание самосознательного Я, осво­божденного от давления стихии бессознательного.

Фрейдизм

Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда - student2.ru ФРЕЙДИЗМ — общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить теорию психоанализа 3. Фрейда в целом. Фрейдизм — социальное и философско-антропологическое учение и потому отличается от психоанализа как метода изучения бессознательных психических процессов.
Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда - student2.ru Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда - student2.ru           Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда - student2.ru
ТеорияАльфреда Адлера (1970-1937)   Теория Вильгельма Райха (1897-1957)   Теория Карла Юнга (1875-1961)   Теория Эриха Фромма (1900-1980)
Суть теории: ▫ Вместо принци­па удовольствия (3. Фрейд) в роли руководящего и направляющего начала у А. Адлера оказывается «воля к власти» ▫ Динамика разви­тия личности варь­ирует между «ком­плексом неполно­ценности» и жела­нием добиться ус­пеха ▫ В попытках по­кончить с комп­лексом неполно­ценности форми­руются «компенса­торные» механиз­мы ▫ В основе вели­ких действий, сверхстремлений человека, а также психических бо­лезней лежит вы­тесненный комп­лекс неполноцен­ности   Суть теории: ▫ Если 3. Фрейд связывал агрессию человека с инстин­ктом танатоса, то В. Райх считал, что источник деструк­тивной энергии су­ществует не толь­ко в самом чело-веке, сколько в обществе, которое подавляет есте­ственные прояв­ления человечес­кой натуры ▫ Человек, сбро­сивший полити­ческие цепи, сво­боден сексуально, физически духов­но и способен со­здать новое обще­ство ▫ Единственный способ спасти личность — полное ниспровержение культуры (соци­альных и мораль­ных норм), раскре­пощение, сексуаль­ная революция   Суть теории: ▫ К. Г. Юнг вводит в психоанализ новое понятие - «коллек­тивное бессознатель­ное». Если индивиду­альное подсознание начинено «комплек­сами» (группами пси­хических реакций), то коллективное со­стоит из архетипов. Архетипы — схемы инстинктивного по­ведения ▫ Человек наследу­ет эти схемы (уни­версальные обра­зы). Ими могут быть сны, парапсихологические эффекты и т.п. Это «закодиро­ванная» история че­ловечества ▫ Задача филосо­фии — расшифров­ка архетипов, по­скольку их знание поможет человеку познать себя и ок­ружающий мир   Суть теории: ▫ В основе учения лежит проблема вза­имодействия психо­логических и соци­альных факторов в процессе формиро­вания личности, а также проблема про­тиворечивости чело­веческого существо­вания ▫ Основные противоречия: матриар­хат, авторитарное и гуманистическое со­знание, личное бы­тие и историческое бытие; «свобода от» и «свобода для» — негативная и пози­тивная свободы; власть и подчине­ние; стремление к обладанию и просто жизнь. ▫ Задача филосо­фии — решение этих противоречий по­средством культиви­рования всеобщей любви

Наши рекомендации