Психологическая система и социальная концепция 3. Фрейда |
Психологическая система | | Социальная концепция |
| | |
Психологическая система 3. Фрейда прошла два этапа своего формирования: ▫ Первый этап, или первая психологическая система (1905—1920) в основе бессознательного рассматривала «либидо» — сексуальный инстинкт, сексуальное влечение. Согласно этой концепции, психическая деятельность человека есть процесс превращения его сексуального инстинкта. Либидо находит свое выражение либо в сексуальных действиях, либо в других сферах жизнедеятельности посредством сублимации (преобразования) сексуальной энергии в несексуальную, под воздействием социальных и моральных норм. ▫ Второй этап, или вторая психологическая система, формируется в 20-е гг. XX в. и отличается от первой иным пониманием проблемы возникновения энергии бессознательного. Центральными понятиями этой концепции являются: 1) эрос (инстинкт жизни), который лежит в основе поведения человека, обеспечивая его потребности и продолжение рода; 2) танатос (инстинкт смерти), который подталкивает человека к деструктивной деятельности. Взаимодействие эроса и танатоса определяют жизнь человека. | | Социальная концепция 3. Фрейда: ▫ По мере развития цивилизации человек подавляется все больше и больше, что приводит к всенародной депрессии и массовым психозам. ▫ Общество может существовать только при условии вытеснения бессознательных влечений и страстей, в противном случае оно будет разрушено изнутри. ▫ В любом обществе человека можно превратить в самосознающего и свободного, если помочь ему осознать его индивидуальное бессознательное. ▫ Обществу свойственна массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру; заменитель подавленной энергии — ритуалы. Последние есть форма реализации вытесненных желаний, коллективное бессознательное. Ритуалов много — это мораль, религия, искусство, поэзия, музыка и т.д. ▫ Единственный путь развития человечества в будущем — это созидание самосознательного Я, освобожденного от давления стихии бессознательного. |
Фрейдизм
ФРЕЙДИЗМ — общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить теорию психоанализа 3. Фрейда в целом. Фрейдизм — социальное и философско-антропологическое учение и потому отличается от психоанализа как метода изучения бессознательных психических процессов. |
| | | | | | |
ТеорияАльфреда Адлера (1970-1937) | | Теория Вильгельма Райха (1897-1957) | | Теория Карла Юнга (1875-1961) | | Теория Эриха Фромма (1900-1980) |
Суть теории: ▫ Вместо принципа удовольствия (3. Фрейд) в роли руководящего и направляющего начала у А. Адлера оказывается «воля к власти» ▫ Динамика развития личности варьирует между «комплексом неполноценности» и желанием добиться успеха ▫ В попытках покончить с комплексом неполноценности формируются «компенсаторные» механизмы ▫ В основе великих действий, сверхстремлений человека, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности | | Суть теории: ▫ Если 3. Фрейд связывал агрессию человека с инстинктом танатоса, то В. Райх считал, что источник деструктивной энергии существует не только в самом чело-веке, сколько в обществе, которое подавляет естественные проявления человеческой натуры ▫ Человек, сбросивший политические цепи, свободен сексуально, физически духовно и способен создать новое общество ▫ Единственный способ спасти личность — полное ниспровержение культуры (социальных и моральных норм), раскрепощение, сексуальная революция | | Суть теории: ▫ К. Г. Юнг вводит в психоанализ новое понятие - «коллективное бессознательное». Если индивидуальное подсознание начинено «комплексами» (группами психических реакций), то коллективное состоит из архетипов. Архетипы — схемы инстинктивного поведения ▫ Человек наследует эти схемы (универсальные образы). Ими могут быть сны, парапсихологические эффекты и т.п. Это «закодированная» история человечества ▫ Задача философии — расшифровка архетипов, поскольку их знание поможет человеку познать себя и окружающий мир | | Суть теории: ▫ В основе учения лежит проблема взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе формирования личности, а также проблема противоречивости человеческого существования ▫ Основные противоречия: матриархат, авторитарное и гуманистическое сознание, личное бытие и историческое бытие; «свобода от» и «свобода для» — негативная и позитивная свободы; власть и подчинение; стремление к обладанию и просто жизнь. ▫ Задача философии — решение этих противоречий посредством культивирования всеобщей любви |
Наши рекомендации