Основной вопрос философии. Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию).
Основным вопросом в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию).
В связи с этим существуют две стороны ОВФ – онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
При рассмотрении онтологической стороны ОВФ можно выделить такие направления:
1. объективный идеализм;
2. субъективный идеализм;
3. материализм;
4. дуализм;
5. деизм.
Материализм(«линия Демокрита»)– направление в философии, сторонники которого считают, что материя первична, следовательно:
1. материя реально существует;
2. материя существует независимо от сознания;
3. сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи;
4. сознание не существует отдельно от материи.
Философы-материалисты - Демокрит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Ленин, Энгельс.
Объективный идеализм(«линия Платона»)– первичным считает сознание (идею, дух, мировой разум):
1. реально существует только идея;
2. идея первична;
3. окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»
4. «мир идей» - эйдосов изначально существует в Мировом Разуме (Божественном замысле);
5. «мир вещей» материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
6. отдельные идеи объективно существуют независимо от нашего сознания.
Философы-идеалисты – Платон, Лейбниц, Гегель и др.
Субъективный идеализм(Беркли, Кант):
-все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
- вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идеи) не существует (это крайнее проявление субъективного идеализма – солипсизм).
Дуализмоснован Рене Декартом:
-существуют две независимые субстанции: материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
- все в мире производно (является модусом): материальные вещи от материальной субстанции, идеи – от духовной субстанции.
-в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная и духовная;
- материя и сознание две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
- ОВФ не существует т.к. материя и сознание существуют всегда.
Деизм– Бог единожды сотворил мир, но не участвует в дальнейшем развитии и не влияет на поступки людей.
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем мир, что первично в процессе познания?
Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена: эмпиризмом (сенсуализмом) иррационализмом.
Эмпиристы(Ф.Бэкон) считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположникам рационализма (от лат. Ratio- разум) считается Рене Декарт: истинное, достоверное знание м.б. выведено только из разума и не зависит от чувственного опыта.
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а, следовательно, никогда не будет познан разумом.
Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что мир познаваем и возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): мир непознаваем, возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума (И. Кант).
В настоящее время, несмотря на долгую историю развития философской мысли ОВФ достоверно не решен и фактически является извечной (неразрешимой) философской проблемой. В современной западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному ОВФ, т.к. он трудно разрешим, и постепенно теряет свою актуальность.
Ясперс, Хайддегер, Камю заложили основы того, что в будущем м. появиться другой ОВФ – проблема экзистенциализма, т.е. проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свобод выбора, поиска смысла жизни и своего места в сложнейшей общественной жизни.