Немецкая философская классика. 6 страница
В качестве пути к коммунизму в марксизме не предлагается никакой другой альтернативы саморегулирующейся (хотя и дающей сбои) рыночной экономике, кроме плановой и централизованной административно-командной системы. Иными словами, государство в условиях социализма (первой фазы коммунизма) усиливается, а вовсе не отмирает. Будучи реально созданной, централизованная экономика оказалась не только громоздкой, неповоротливой и неэффективной, но и стала основой для подавляющего личность тоталитаризма. К тому же в марксизме хорошо заметна тенденция к социализации человека, когда он определяется прежде всего как «совокупность общественных отношений», а не самостоятельная личность. Будучи абсолютизированной, эта в принципе верная идея послужила хорошим оправданием для отношения к отдельному человеку как «винтику», «кирпичу» в возводимом великом здании светлого коммунистического будущего.
Сейчас уже вполне ясен антигуманный характер диктатуры одного класса (в данном случае пролетариата), поскольку это ведет к нарушению прав той части граждан, которая не принадлежит к данному классу. Очевидно, что ни одна социальная группа не может быть, образно говоря, только «хорошей» или «плохой; поэтому при подобном повороте событий социальное развитие будет страдать дисгармоничностью. Кроме того, несбалансированное применение классового подхода по сути дела реанимирует «двойные» стандарты добур-жуазного сословного общества, прежде всего в морали и праве. Подвергается обоснованной критике и теория формаций, как абсолютизирующая общее в развитии разных стран и народов, а также недостаточно учитывающая особенности их материальной и духовной культуры.
История XX века не подтвердила основополагающую идею марксизма о том, что главная задача философии состоит в непосредственном изменении социального мира. Прежде всего, философия, будучи объясняющим мир в целом теоретическим мировоззрением, связана с практикой не непосредственно, а через частные науки. Поэтому в числе прочих целей ее задача состоит в методологическом обосновании исследований частных наук, которые, в свою очередь, и становятся непосредственной производительной силой общества.
Вместе с тем, известно, что теория неразрывно связана с практикой. С одной стороны, глубокий и всесторонний анализ эмпирического материала и результатов практической деятельности позволяет совершенствовать теоретическое объяснение явлений и процессов действительности. С другой стороны, правильная теория может быть успешно использована для решения практических задач. Естественно, что теория широко применяется на практике только тогда, когда она получила достаточное подтверждение в результатах человеческой деятельности. Например, никогда конструктор, скажем, самолета не решился бы кардинально поменять его устройство только в соответствии со своими представлениями, без многократных точных математических рассчетов, проверок и моделирования.
К.Маркс и Ф.Энгельс провели большую работу по созданию диалектико-материалистической концепции исторического процесса, использовав при этом огромный фактический материал. Однако этого оказалось мало для построения теории, подтвержденной на практике во всех своих основных элементах. И дело заключалось не столько в недостаточности усилий основоположников марксизма или каких-то их упущениях, сколько в ряде объективных обстоятельств, чрезвычайно затрудняющих разработку именно такой теории.
Во-первых, нисколько не принижая значения наук о природе, следует отметить, что связать теорию и практику с их помощью проще, чем благодаря социальным исследованиям. Это обусловлено тем обстоятельством, что развитие общества хотя и протекает по определенным объективным законам (например, экономическим), но эти законы являются статистическими (вероятностными) и действуют через сознание и волю людей. Да и эксперимент в обществе — уже настоящая история. В результате задача ученых-обществоведов усложняется. Во-вторых, для подтверждения своих идей К.Маркс и Ф. Энгельс использовали прежде всего исторические факты, которые часто не являются строго научными, представляя собой определенную трактовку события, зависящую от позиции и пристрастий его наблюдателя, характера фиксации сведений, степени их сохранности и т.п. В-третьих, пока лишь в стадии становления находились конкретные науки об обществе — социология, политология, экономическая теория. К тому же некоторые тенденции общественного развития, проявившиеся в дальнейшем, в XIX веке просто еще нельзя было увидеть. Наконец, как и любые другие ученые, марксисты не были застрахованы от односторонности и пристрастности (что сами подтвердили, заявив об идеологической направленности своей философии).
Таким образом, вывод К.Маркса и Ф.Энгельса о создании принципиально новой философии и возможности использования своей теории для революционного изменения социальной практики оказался недостаточно обоснованным. Сейчас очевидно, что российское общество, более сложное, чем природные или созданные людьми объекты, принципиально изменялось в соответствии с недостаточно подтвержденной теорией. Естественно, последовали весьма неприятные неожиданности. История нашей страны в XX веке показала, что рекомендации по любому серьезному социальному реформированию должны выполняться крайне осторожно.
Сказанное вовсе не означает, что является необоснованной вся социальная философия марксизма. И в этом разделе марксистского учения содержатся весьма продуктивные и имеющие солидное практическое подтверждение положения. На наш взгляд, к таким принципиально верным идеям относятся, например, выводы о преодолении отчуждения людей как цели исторического процесса, об определяющей роли в системе социальной жизни материального базиса и способа производства, о повышении в ходе развития человечества относительной самостоятельности общественного сознания. Общим местом в социальной философии стало признание в обществе различных сфер и наличия между ними диалектической связи.
Хотя и в измененной форме, но все же оказались востребованными некоторые марксистские идеи для современной практики, например, о сознательном контроле за протекающими в обществе процессами. В наши дни нормальное функционирование рыночного хозяйства стало невозможным без централизованного, планомерного и постоянного регулирования государством экономики. Это позволяет предотвращать экономические кризисы, сгладить стихийность развития и в определенной степени преодолеть опасные крайности бедности и богатства.
* * *
Марксистская философия представляет собой наиболее последовательное и логичное продолжение материалистической традиции, важную попытку разумно объяснить все сущее исключительно естественным образом на основе данных общественных и естественных наук. Рационально обосновываемый материализм соединен в марксизме с диалектикой как всеобщей теорией развития и методом философского мышления. Без сомнения, важным достижением марксистской философии являются мысли об активном преобразовании природного и социального мира, создании и совершенствовании на гуманистических началах нового, справедливого общества без отчуждения человека (правда, это положение было абсолютизировано). К.Маркс и Ф.Энгельс обосновали идею о практической направленности философии, однако преувеличили ее значение.
К сожалению, часть тоталитарных режимов XX века взяла догматизированный марксизм на идеологическое вооружение и в результате грандиозных репрессий и подавления личности весьма серьезно его дискредитировала. Однако это вовсе не должно являться поводом к запрету или замалчиванию идей К.Маркса и Ф.Энгельса. То, что в марксистской философии устарело, уйдет в историю не под административным нажимом, а в свободной борьбе и взаимодействии различных мнений в демократическом обществе. Актуальные же положения марксизма сохранятся и будут развиты, в том числе и представителями других направлений, даже если это кому-то и не нравится в силу идеологических или мировоззренческих оснований. Марксистская философия является таким же достижением мировой философской мысли, как учения Демокрита и Платона, Ф.Бэкона и Р.Декарта, И. Канта и Г.Гегеля, и поэтому заслуживает к себе справедливого отношения.
Даже идейные противники, и те признают немалое значение марксистской философии. По мнению политолога З.Бжезинского, многие годы боровшегося с коммунизмом на посту Государственного секретаря США, «марксизм представляет собой новый, исключительно важный и творческий этап в становлении человеческого мировоззрения. Марксизм означает победу активно относящегося к внешнему миру человека над пассивным, созерцательным человеком и в то же время победу разума над верой... Марксизм ставит на первое место систематическое и строгое изучение материальной действительности, так же, как и руководство действием, вытекающим из этого учения». Марксистская философия оказала большое, хотя и противоречивое воздействие на духовную культуру XIX—XX веков.