Понятие бытия, его смысл и формы
Материя как субстанциональная основа мира.
Современная наука о материальном единстве мира.
Движение как атрибут материи.
Диалектика, детерминизм, индетерминизм.
Пространство и время как формы существования материи.
Понятие бытия, его смысл и формы.
Бытие - категория, которая многими философами была положена в основание философии. «Быть или вовсе не быть - вот здесь разрешение вопроса», - так, Парменид сформулировал эту познавательную ситуацию в своей работе «О природе».
Проблема бытия как философская проблема имеет свои корни в реальной жизни человека:
1) естественное убеждение человека в том, что «мир есть», он существует «здесь» и «теперь»;
2) естественная установка людей на то, что при всех изменениях мир сохраняется как целое.
Однако, философский смысл проблемы бытия шире и многограннее наших представлений на уровне здравого смысла. Он включает в себя, как минимум, следующие аспекты и вопросы.
Первый аспект: из принимаемого на веру утверждения, что «мир есть здесь и теперь» следуют вопросы:
1.Существует ли он только здесь?
Возможные варианты ответов:
- мир существует везде, он бесконечен;
- мир конечен, значит, где-то его нет.
2.Как долго он существует?
Возможные варианты ответов:
- мир есть, был и будет, он непреходящ;
- мир имеет границы во времени.
3. Как долго существуют отдельные вещи, человек, в частности?
Здесь устоялся ответ, что они конечны и преходящи во времени.
4. Как соотносятся между собой преходящее бытие вещей, человеческих существ, состояний природы и бытие мира как целое?
Возможный вариант ответа:
- мир имеет бесконечное, непреходящее существование, существует мировое единство.
Второй аспект связан с предположением, что «мир существует как целое, как единство»:
1. Это единство однородно?
Вариант ответа:
- в мире существует многообразие: природа и общество, материальные предметы и идеальные продукты (мысли, идеи), различные индивиды;
2. В чем их сходство?
Самый абстрактный, но необходимый для познания ответ:
- они все есть, бытие многообразного мира - это предпосылка его единства и взаимосвязанности.
Третий аспект связан с анализом взаимосвязей систем в мире:
1. Что включается в совокупную реальность?
Теоретически и практически обоснованный ответ:
- существуют различные целостности в мире: природные состояния и общественная жизнь людей, материальные и идеальные объекты;
2. Как они взаимосвязаны, как они соотносятся с сознанием конкретных индивидов и конкретных поколений людей?
Практически подтвержденный ответ:
- мир в целом, все, что в нем существует, является реальностью для сознания конкретных людей и поколений.
Итак, исследуя вопрос о существовании мира, мы получили идеи, которые формируют философский смысл проблемы бытия:
Мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;
Природное и духовное, индивиды и общество - все существует, но в разных формах. И это их существование - предпосылка единства мира;
Мир в различных формах его существования образует совокупную реальность, предзаданную сознанию конкретных индивидов и поколений людей.
Особо отметим, что специфика наших размышлений о бытии заключается в том, что мы отвлекаемся от отдельных предметов, их свойств, от общих различий (природа-общество) и находим предельно общее свойство, объединяющее весь мир, самую общую мировую связь - существование. Понятие «бытие» - это предельно общее, самое абстрактное понятие. И ее методологическое значение заключается в том, что развиваются особые способности человеческого ума - умение выделять и анализировать самые общие свойства и связи той или иной области действительности.
Основные формы бытия.
Первое, что мы фиксируем - существуют единичные, неповторимые вещи, свойства, люди и т.д.
Второе - то, что мы всегда (осознаем это или нет) объединяем их в группы по тому, каксуществуют эти единичные вещи. Т.е. причисляем единичные вещи к определенным формам бытия.
Можно выделять следующие формы бытия в мире.
I. Бытие вещей, процессов и состояний природы.Эта форма существует до-, вне- и независимо от человека (хотя суждения о природе высказывает человек). Человек начал свое существование уже в существующей природе, существуют такие части природы, которые никогда не воспринимались человеком. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени. Конкретные вещи, разрушаясь, переходят в иные материальные образования.
II.Бытие произведенных человеком вещей, т.н. «вторая природа».Это такая форма бытия предметов, в которой соединены свойства природного материала и труд, знания людей. Их бытие невозможно вне общества, носит социально-исторический характер. Только в обществе можно «распредметить» функцию, схему деятельности орудий труда, увидеть смысл человеческих предметов. Каждому отдельному человеку эта форма бытия дана как объективная реальность, но в целом она зависит от существования всего человечества.
III. Бытие человека в мире вещей.Предпосылкой существования человека является существование его как природного, живого тела с соответствующими закономерностями развития живых организмов и материальными потребностями. Но бытие человека - это единство тела и духа. Человек - это социально-историческое существо, он представитель человеческого общества как определенном этапе его развития.