Разум, время и пространство
При анализе времени и пространства мы приходим к одному выводу. Время представляет собой движение разума. Разум может думать только при условии "до", "сейчас", "потом", или о прошлом, о настоящем и о будущем. Согласно философии йоги "реальность" стоит вне времени и пространства. Эго означает, что все, что мы сознаем, обдумываем или познаем, есть результат связи с разумом. Разум может выполнять свои функции только в пространстве и времени, точно так, как художник может писать картины только на холсте или аналогичной основе. Без основы не может быть написана картина. Также без помощи времени и пространства разум не может думать. В момент, когда вы пытаетесь успокоить разум, время и пространство исчезают и возвращаются, когда разум начинает движение. Поэтому фактически, разум, время и пространство являются одним и тем же. Разум не может существовать независимо от времени, как пространство и время не могут существовать независимо от разума. Разум, время и пространство похожи на три точки треугольника.
Все, что мы различаем в пространстве и времени, изменяется и приводит к разного рода впечатлениям в зависимости от природы разума и различающего. Поэтому "реальность", или Бог, субстрат, стоящий за всем, не может познаваться в пространстве и времени, ибо не существует изменений в Боге.
Как тогда можно познать "реальность" или Бога? Ответ заключается в том, что мы должны выйти за пределы времени и пространства. Это означает, что мы должны выйти за пределы разума или успокоить движение разума. Когда разум спокоен, нет идеи времени и пространства, Это означает, что нет внешнего сознания кроме сознания "Я", в котором нет изменений.
Это осознание "Я" называется самореализацией, или реализацией Бога, которая возможна только, когда мы выходим за пределы разума, времени и пространства.
"Я" как чистое сознание представляет собой реальность, которая бесконечна, постоянна и никогда не изменяется. Однако для того, чтобы получить возможность восприятия "Я", мы должны расщепить его на отдельные моменты: представить восприятие как неопределенную серию отдельных моментов, вне которой для нас существует только один. Другими словами, когда реальность осознается, мы называем ее "настоящим". То, что мы не видели и не видим, мы называем "прошлым". То, что мы не видим в данный момент, но ожидаем, мы называем "будущим".
Поэтому время, прошлое и будущее, основано на реальности "Я", которую индусская философия называет "вечное настоящее" или "вечное существование".
Теперь давайте проанализируем нашу связь с прошлым, настоящим и будущим. Строго говоря, ни прошлое, ни настоящее и ни будущее не существует для нас. И мы до сих пор продолжаем жить в реальности настоящего, которое исчезает, чтобы появиться в прошлом, и протаскиваем будущее в настоящее тоже лишь для того, чтобы оно постоянно исчезало в прошлом.
Остановитесь здесь и подумайте немного, и вы согласитесь с индусской философией отсутствия существования мира, мира, существующего только в какой-то фантасмагории иллюзий, вспыхивающего и исчезающего в разуме.
Мы считаем, что прошлое не существует, так как оно прошло, исчезло, превратилось во что-то другое. Будущее также не существует, так как оно не существует в настоящий момент, оно еще не наступило. Теперь, что такое "настоящее"? Это то, что не существует, потому что не имеет измерения. Настоящее — это интервал времени, или момент времени, когда будущее превращается в прошлое. Этот момент перехода явления из одного несуществования (будущего) в другое несуществование (прошлое) представляет собой настоящее, являющееся фикцией, так как в настоящий момент не имеет измерения. Этот настоящий момент никогда не может быть схвачен и измерен. Мы схватываем обычно прошлое. Таким образом, мы должны признать здесь, что ни настоящее, ни прошлое, ни будущее не существует. Поэтому прошлое — это то, что исчезло, оставляя впечатление, что настоящее не существует, так как невообразимое время настоящего времени прошло через сознание, прежде чем мы успели его схватить, и окончилось где-то в бесконечном порочном цикле ничего.
Обычно мы не берем этого в расчет и постоянно обманываемся мнимой реальностью мира, созданного разумом. В заключение следует сказать, что время и пространство являются другими аспектами разума.
Понятия времени различаются в зависимости от развития разума. Животные имеют свое собственное понятие времени, которое совершенно отличается от нашего. Хотя животные и птицы не имеют календаря, чтобы определять, когда им совершать перелет или впадать в спячку, они выполняют все эти функции, необходимые для их существования, инстинктивно. Поэтому концепция времени животных и птиц направлена на выполнение одного действия за другим, так как им подсказывает природа. Эти естественные действия животных в разные сезоны и времена года направляются инстинктивным разумом.
Следует напомнить, что продолжительность жизни многих животных и птиц намного короче, чем у людей, хотя она представляется им такой же длинной, как у нас. Поэтому, если продолжительность жизни обезьян 20 лет, то эти 20 лет представляются обезьянам, также как нам представляются 100 лет. В течение 20 лет жизни обезьяна может выполнить все естественные функции между рождением и смертью, для чего человеку требуется 100 лет. Для разума обезьяны 20 лет могут представляться как 100 лет, так как разум может создавать иллюзию превращения 100 лет в 15 и 15 лет в 100. Даже в нашей повседневной жизни происходят подобные явления, хотя мы не обращаем на это большого внимания. Возьмем состояние мужа, ждущего в аэропорту прибытия своей жены, которая отсутствовала долгое время. Теперь предположим, что самолет опаздывает на час. Разум мужа будет создавать такое состояние, при котором каждая минута будет представляться часами. Теперь возьмем состояние того же мужа после прибытия его дорогой жены. Его разум начинает сейчас функционировать в обратном порядке, так как он очень счастлив видеть свою жену и время будет бежать так быстро, что он не сможет даже осознать, что прошли часы.
В этот счастливый момент оп получает сообщение, что должен далеко уехать прямо на следующий день, покидая свою жену на несколько месяцев по делам, и каждый час будет снова проходить как несколько минут, так как приближается время покинуть жену.
Поэтому при концентрации разума или когда разум в очень счастливом настрое, время представляется летящим быстро. А кода разум находится в постоянном беспокойстве и в сильном возбуждении вследствие забот и тревог, время представляется идущим медленно.
Кроме того, во сне целая серия событий двадцати лет представится в течение 15 минут, хотя время этих 15 минут равно 20 годам в бодрствующем состоянии — но лишь пока человек не проснется. Поэтому время в бодрствующем состоянии и время со сне правдивы только в сравнительном смысле. Оба времени являются ложными, созданными разумом - одно во сне, другое наяву.
Как для нашего разума продолжительность жизни животных представляется очень короткой, так и для высших существ, живущих в высших умственных планах, наша продолжительность жизни в 100 лет представляется всего лишь как один день.
Для того чтобы показать разницу времени в различных уровнях, есть старая история в одном из священных писаний — Шримад Бхагавата.
Однажды великий король попал в царство Брахмы, чтобы узнать имя хорошего мужа для своей дочери. После прибытия на суд Брахмы он подождал несколько минут и высказал свою просьбу. К его удивлению Брахма ответил: "О король, когда ты вернешься на землю, ты не увидишь никого из своего народа, друзей или родственников и даже своих городов и дворцов. Хотя ты прибыл сюда с земли только несколько минут назад, эти несколько минут в этом мире равны нескольким тысячам лет для народа земли" (Разница во времени каждого мира предлагается в конце данной главы). "Когда ты возвратишься сейчас на землю, будет новый век, и ты увидишь брата бога Кришны, Бала Раму, который будет подходящим мужем для твоей дочки. Так девушка, родившаяся в другом веке, выйдет замуж за Балу Раму через несколько тысяч лет".
Король вернулся на землю через несколько минут путешествия к Брахме Лока и увидел новый мир с другой цивилизацией, народом, культурой и религией. Несколько тысяч лет прошло на земле, хотя он отсутствовал всего несколько минут.
Вы можете считать это только историей, хотя древние индусы раскрывают в этой истории одну из великих истин времени — истину, которая очень близка теории доктора Эйнштейна об относительности пространства и времени.
Эйнштейн считал время четвертым измерением в своей особой теории относительности. Он отбросил идею абсолютного времени — идею стабильного, постоянного, неумолимого всеобщего потока времени, устремленного из неопределенного прошлого в неопределенное будущее. Эйнштейн указывал, что чувство времени является формой восприятия, как чувство цвета. То, что мы называем годом, представляет собой только меру движения земли по орбите вокруг солнца. Для обитателей Меркурия год и день составляют то же самое, хотя Меркурий совершает оборот вокруг Солнца за 88 наших дней и за этот период совершает всего один оборот вокруг своей оси. Но сейчас мы поймем, что все наши земные идеи времени теряют смысл за пределами солнечной системы. Согласно теории относительности Эйнштейна, не существует такого понятия, как постоянный интервал времени, независимый от системы, к которой он относится, и не существует такого понятия, как "сейчас", независимого от системы принадлежности.
Для пояснения своей основной идеи относительности времени, и пространства Эйнштейн указывает на неизвестные ранее свойства часов и мер длины. Например, часы, прикрепленные к движущейся системе, при увеличении скорости замедляют ход по сравнению с часами, находящимися на месте, хотя и те и другие часы одинаковы. С другой стороны, мера длины из дерева, металла или любого другого материала, прикрепленная к движущейся системе, уменьшается в направлении движения системы в зависимости от скорости.
Эти специфические изменения хода часов и меры длины связаны с конструкцией часов или материалом меры длины, а также с законами механики. Согласно теории относительности Эйнштейна, наблюдатель, движущийся вместе с часами и мерой длины, не заметит этих изменений. С другой стороны, неподвижный наблюдатель, наблюдающий за часами и мерой длины, заметит, что чем больше скорость, тем заметнее уменьшение меры длины и медленнее ход часов.
Неподвижный наблюдатель заметит также, что измерительная линейка, которая движется со скоростью 90 % от скорости света, уменьшилась наполовину своей длины, и если скорость ее будет увеличиваться и далее, пока не достигнет скорости света, она превратится в ничто. Таким же образом часы, прикрепленные к движущейся системе, которая имеет скорость света, немедленно остановятся. Здесь следует напомнить, что замедление хода часов и уменьшение меры длины не заметны в автомобиле или самолете, так как эти изменения могут определиться лишь с приближением скорости движущейся системы к скорости света.
Другой важный момент, который следует отметить, заключается в том, что уменьшение меры длины и замедление хода часов относительны для двух систем, движущихся относительно друг друга. Таким образом, например, наблюдатель в космическом корабле, движущимся с очень большой скоростью, замечает, что другой космический корабль, удаляющийся от него, стал значительно меньше, тогда как сам он не замечает уменьшения собственного корабля.
Как скорость уменьшает длину, так она замедляет и время. Эти эффекты не ограничены для таких механических устройств, как стационарные и наручные часы. В такой же степени замедляются биологические, физические, химические и умственные процессы, если человек перемещается с очень большой скоростью.
Теперь рассмотрим концепцию времени для экипажа космического корабля, летящего с очень большой скоростью, близкой к скорости света, в сравнении с концепцией времени людей на земле. Допустим, потребуется 10 световых лет для достижения с земли спутника другой солнечной системы в космическом корабле, который может перемещаться практически со скоростью света, и 10 световых лет на обратный путь. Это составит 20 световых лет для полета корабля. Естественно, допускаем, что экипаж корабля снабжен пищей на 20 лет. Однако, согласно закону относительности, эта предусмотрительность обеспечения пищей на 20 лет абсолютно не нужна, если космический корабль сможет перемещаться со скоростью, близкой к скорости света. Во время перемещения со скоростью света все замедляется в космическом корабле, включая биение сердца, дыхание, пищеварение и умственные процессы экипажа и пассажиров. 20 лет на земле будут несколькими часами для людей в космическом корабле. Поэтому им не нужна заготовленная на 20 лет пища.
Допустим, что в 1960 году пассажирский корабль покинул землю, направляясь к дальней планете другой солнечной системы. Путешествие займет 20 световых лет на полет до планеты и 20 лет на обратный путь. Космический корабль завершит свой полет и вернется на землю в 2000 году. Одному из членов экипажа исполнилось 20 лет, когда он покидал землю. В 1960 году, когда он улетает, он оставляет жену 20 лет и ребенка одного года. Когда он вернется через несколько часов из своего полета на огромной скорости, он будет страшно удивлен, если отправится в полет не имея понятия о законе относительности. По возвращении домой он обнаружит, что его жена, ребенок, друзья и родственники стали на 40 лет старше его, в то время как экипаж и все другие, находящиеся в космическом корабле, постарели на несколько часов. Молодой человек покинул землю двадцати лет и вернулся на землю через 40 лет также двадцатилетним.
Теперь рассмотрим сходство истории короля, который взял свою дочь к создателю, чтобы найти ей мужа, и вышеуказанную иллюстрацию закона относительности. Когда король вернулся на землю через несколько минут по плану создателя, он обнаружил новый век и цивилизацию, точно так же, как пассажиры космического корабля увидели, что все на земле постарели на 40 лет, в то время как они постарели только на несколько часов.
Способ перемещения короля, вместе с тем, вероятно, отличался от способа перемещения нашего космического корабля. Развитый разум может перемещаться без помощи физического перемещения. Согласно специальной теории относительности, скорость света считается верхним пределом скорости в мире. Ничто не может перемещаться быстрее света, нет вещества, силы которые могли бы быть использованы. В данном случае человечество не может и мечтать достигнуть даже ближайшей звезды, которая находится на расстоянии нескольких сот световых лет. Наша продолжительность жизни, составляющая всего 100 лет, лишает нас возможности предпринять такое рискованное предприятие.
Еще древние индусские священные писатели упоминали о человеке, путешествующем на луну (ЧАНДРА МАНДАЛА), на солнце (СУРЬЯ МАНДАЛА) и звезды (НИКШАТРА МАНДАЛА). Древние знали способ путешествия в межзвездные районы без помощи наших так называемых современных механических устройств. Их разум представлял собой космический корабль.
Мы думаем, что разум используется только для размышления. Но, хотя предел физической скорости человека равен скорости света, он может путешествовать повсюду в физическом мире и пределами физического мира — в высшие астральные планы — именно с помощью разума.
Разум не лимитирован скоростью. Он может достигать дальней звезды за минуту, ибо время и пространство являются производными разума.
Древние индусы подразделяли время в зависимости от плана сознания, в котором разум функционирует. В высшем плане сознания несколько тысяч земных лет представляются как несколько часов, так как там разум функционирует с другой скоростью. В низших планах растений и минералов разум функционирует с очень низкой степенью движения, вынуждая их представлять себя живущими в состоянии вечного сна без какого-либо представления времени.
Когда человек развивается, он может эксплуатировать свой разум все больше и больше в высших планах и переходить границы своих физических ограничений. Однако йога утверждает, окончательное освобождение от когтей пространства и времени возможно только тогда, когда разум сам расширит свои границы. Сам разум является основанием для пространства и времени независимо, находится ли он в планах физических или астральных.
На последней стадии, когда человек осознает, что ничего нет кругом и все в нем самом, тогда он сможет перейти границы пространства и времени. В йоге эта стадия известна как самосознание, или осознание Бога, когда нет разницы между познающим, познаваемым и познанием, и когда прошлое и будущее сливается с настоящим — вечным "настоящим" индусов.
Реальное познание возможно только тогда, когда нет прошлого или будущего и когда отсутствует время и пространство.
В одном священном писании индусов, Шримад Бхагавата, подразделение времени описывается так: "мельчайшая частица материальной субстанции (которая не может быть больше разделена), которая еще не развита, более того, которая не может соединиться с другой такой же частицей, и которая, следовательно, вечно существует (в своем вульгарном состоянии), известна под названием ПАРАМАНУ".
Объединение нескольких таких ПАРАМАНУ создает в разуме людей иллюзорное представление целого. Именно так целая серия материальных субстанций, взятых как точно неопределенное и недифференцированное целое перед их дальнейшей трансформацией, возвращается к своему первичному источнику (ПРАКРИТИ) и составляет то, что известно как наибольшая величина. Мельчайшая частица материальной субстанции такой, как земля, металл, газ, приводит нас к выводу о существовании ПАРАМАНУ (атома) и объединении материальных субстанций (атомов) в их крупную величину. Аналогично с этим мы можем сделать вывод о длинных и коротких мерах времени, которые (будучи потенциальным божеством) выступают как всепроникающее и неочевидное божество и являются ограничителем конечных объектов ввиду того, что (в форме Солнца) перемещаются по крупным и мелким размерам вещей. Мера времени, которая простирается в мельчайшей частице вещества, называется ПАРАМАНУ, в то время как-то, что простирается в течение всей жизни мира (от создания до распада) является самой длинной мерой времени относительно космоса.
Две ПАРАМАНЫ объединяются в одну АНУ (атом), а три АНЫ образуют ТРАСАРЕНУ. В данном случае слова АНУ и ТРАСАРЕНУ, хотя и связаны главным образом с размерами материальных объектов, являются признаком меры времени, за которое луч солнца прошел по вышеуказанным размерам. Мера времени, которая проходит в составе трех ТРАСАРЕН известна как ТРУТИ, а 100 ТРУТИ составляют ВЕДХУ, в то время как три ВЕДХИ дают величину, известную как ЛАВА. Три ЛАВЫ составляют НИМЕСУ (мгновение ока), в то время как три НИМЕСЫ известны как одна минута (КШАНА).
День и ночь человеческого существования состоит из четырех ЯМ, или четвертей дня и ночи, в то время как 15 дней и ночей составляют две недели. Пара двухнедельных периодов объединяется в месяц, который составляет день и ночь ПИТРС (душа умершего), которая живет очень близко к нашему физическому плану. Два месяца, взятых вместе, составляют РИТУ (сезон). АЯНА бывает северной и южной по обороту (смотря по тому, как — на юг или на север — берег курс солнце), а две АЯНЫ дают год, являющийся днем и ночью божеств на небесах.
Полная продолжительность жизни душ умерших, божеств и человеческих существ, как указано в священных писаниях, составляет сто лет согласно меры времени в каждой сфере.
Теперь рассмотрим продолжительность жизни других высокопросвещенных существ, которые живут вне миров душ умерших, богов и людей и у которых понятие времени отличается от понятия времени вышеуказанных категорий, ввиду развития разума.
Представления о времени высокопросвещенных существ исходят из того, что время делится на четыре ЮГИ или эпохи. Это (1) САТЬЯ ЮГА, (2) ТРЕТА ЮГА, (3) ДВАПАРА ЮГА и (4) КАЛИ ЮГА. Согласно этому делению, мы сейчас живем в эпоху КАЛИ ЮГА, которая составляет 1200 небесных и 432 000 человеческих лет. КАЛИ ЮГА самая короткая из всех эпох.
САТЬЯ ЮГА составляет 4800 небесных и 1 728 000 человеческих лет, ТРЕТА ЮГА – 3600 небесных и 1 296 000 человеческих лет и ДВАПАРА ЮГА — 2400 небесных и 864 000 человече лет.
За пределами трех миров в обители Брахмы, создателя мира, одна тысяча смен четырех ЮГ (4 320 000 х 1000 человеческих лет) составляет день и равную по продолжительности ночь, которая является ночью создателя, Брахмы, вбирающего в себя все три мира. Ночь является разрушением или противоположностью эволюции или создания. Вновь цикл создания начинается в конце ночи Брахмы. Создание трех миров начинается (как и в предыдущей КАЛПЕ, или эпохе) и продолжается в течение дня Брахмы. Это является повседневной деятельностью Брахмы, которая оказывает воздействие на каждый из трех миров и во время которой рождаются не достигшие человеческого уровня создания, человеческие существа, души умерших и божества согласно их КАРМЫ. Даже создатель Брахма, один из божественной троицы, имеет только одну сотню лет своей деятельности и, в конце концов, погружает себя и Высшее Существо после сотни лет своего существования вместе со всеми созданными им мирами. Вышеуказанный период одной сотни лет Брахмы известен как две ПАРАРДХИ, которые равны (4 320 000 х 1000 + 432 000 х 1000) (365 х 100) человеческих лет. Фигурально говоря, это мгновение ока неизменного, бессмертного, не имеющего начала Бога, души мира. Это всемогущее время, имеющее период ПАРАМАНУ, самой маленькой меры, или до двух ПАРАРДХ Брахмы, не контролирует всеобъемлющего бога. Оно имеет влияние только на тех, кто отождествляет себя с физическим телом и для всех, кто связан с ним. Таким образом, Высшее Существо контролирует, создает и разрушает в зависимости от времени, над которым не властен никто, пока отождествляет себя с телом и разумом.
Вышеуказанное описание времени, согласно древним священным писаниям, приведено здесь как иллюстрация того, что каждый в пределах создания зависит от времени и пространства, независимо, человек он или ангел.
В заключение следует сказать, что все наше познание основано на разуме, который мыслит во времени и пространстве. Философия йоги утверждает, что время отсутствует там, где нет смерти, рождения и роста, где нет боли и скорби, где нет дня и ночи, а также расстояний. Такое состояние можно достичь путем медитации на "Я" и реализацией тезиса, что я везде и во всем: "Я солнце и звезды. Я время и пространство и я Он". Это конец времени и пространства. Когда я везде, тогда куда же я могу перемещаться? И когда не существует прошлого и будущего, и я вечно существую, тогда где время?