Периодизация истории науки. Возникновение науки, становление теоретического знания
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦЙИЙ ПО
«ФИЛОСОФИИ НАУКИ»
Для аспирантов ИПОС СО РАН
(Составитель: С.М.Халин)
Г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Вопрос 1 — 1
Вопрос 2 — 3
Вопрос 3 — 6
Вопрос 4 — 10
Вопрос 5 — 13
Вопрос 6 — 16
Вопрос 7 — 21
Вопрос 8 — 25
Вопрос 9 — 30
Вопрос 10 — 33
Вопрос 11 — 36
Вопрос 12 — 40
Вопрос 13 — 45
Вопрос 14 — 49
Вопрос 15 — 51
Вопрос 16 — 55
Вопрос 17 — 57
Вопрос 18 — 60
Вопрос 19 — 63
Вопрос 20 — 65
Вопрос 21 — 69
Вопрос 22 — 73
Вопрос 23 — 76
Вопрос 24 — 80
Вопрос 25 — 83
Вопрос 26 — 85
1. Философия науки: предмет, задачи и функции в познании.
КОХАНОВСКИЙ:
Различать: ФН — как направление западной и отечественной философии. ФН — как философская дисциплина, наряду с логикой, методологией и т.п. Основная цель ФН — обсуждение вопроса, как возможно достижение истины. Соотношение ФН и социологии науки, науковедения. Наукрведение — разработка основ политического государственного регулирования науки. Центральная проблема ФН: — Ф.Франк — переход от утверждений здравого смысла к общим научным принципам. — К.Поппер — как возможно оценить притязания конкурирующих теорий, концепций. Центральная проблема ФН — рост и развитие научного знания. Виды проблем ФН: — идущие от философии к науке, — возникающие внутри самой науки, — связанные с взаимодействием науки и философии. ФН — как совокупность представлений отдельных авторов о науке: — неокантианская ФН, — ФН неореализма, — сциентистская ФН, антисциентистская ФН и т.п. ФН как изучение и сравнение различных моделей развития науки. |
УШАКОВ:
Взаимоотношение философии и науки. Основные функции философии в научном познании: — критическая, предпосылочная, обобщающее-экстраполирующая, эвристическая, ценностно-этическая, интерпретирующее-коммуникативная, проясняющая, направляющая. Философия — предпосылка научного исследования, представляющая собой концептуальный фон исследования. ФН рассматривает науку как нечто многоаспектное: — наука — система знаний, — наука — деятельность, — наука — социальный институт, — наука — культурно-исторический феномен. |
СВОЕ:
ФН — деятельность по осмыслению, исследованию наиболее общих признаков и принципов (законов) развития научного познания. Основная проблема ФН — отсутствие необходимых знаний о самой науке, что мешает ее нормальному развитию. Задача ФН — изучение всех сторон науки с целью формирования знаний о них, на основе чего можно создавать модели науки, формулировать рекомендации для исследователей с целью повышения эффективности их деятельности и т.д. |
Периодизация истории науки. Возникновение науки, становление теоретического знания.
ИЛЬИН:
Генезис науки: — начало науки, — наука на Древнем Востоке, — наука в античности, — наука в Средневековье, — классическая наука, — современная наука, — наука будущего. Наиболее отдаленные предпосылки науки: — упразднение мифологической логики абсурда, переход к традиционной логике с ее законами тождества, непротиворечия и т.д., — оформление рациональных способов познания, ориентированных на получение знания об объективно сущем. Возникновение науки как знания следует рассматривать в исторической последовательности: античность (математика), Новое время (естествознание), вторая треть — конец Х1Х в. (обществознание). Учет трудности ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОГО КРУГА: вопрос где начинается наука предполагает знание того, чти такое наука. Но понимание того, что такое наука предполагает предварительное знание о начале науки. Минимум характеристик, специфицирующих науку: 1) Наличие особого рода деятельности, нацеленной на производство знания. Наука появилась не раньше разделения умственного и физического труда. 2) Наличие «незаинтересованной» потребности знать. — «Познание ради познания». 3) Рациональный характер познания, т.е. радикальный отказ от мифологии, магии и всего, что основывается на вере в сверхъестественное. 4) Наличие последовательно доказательной основы знания, предполагающей теоретически-фундаментальное рассмотрение предмета в «чистом виде». Наука на Древнем Востоке. Вопрос — могла ли древневосточная культура породить науку? Здесь знание функционировало как набор готовых рецептов деятельности. Отсутствовала фундаментальность. Не было рациональности познания в полном смысле слова. Господство общественного авторитета. Отсутствие предпосылок общезначимого обоснования, доказательства знания. Отсутствие систематичности. Не было перехода к теоретическому рассмотрению предмета в общем виде. Наука как таковая не сложилась на Древнем Востоке. Древний Восток — донаучная стадия развития интеллекта. Наука в античности. Античная Греция — подлинная колыбель науки. (У1—1У вв. до). Наличие особых социальных и гносеологических структур. Секуляризация общественной жизни, высвобождение ее из-под власти религиозных, мистических представлений. Развитие риторики, искусства убеждения, аргументации (Пейто — божество, олицетворяющее искусство убеждения). Все подлежало обоснованию. Истину греки стали рассматривать как продукт рационального доказательства, основанного на обосновании. Формирование аппарата логического рационального обоснования — предпосылка формирования науки как доказательного познания «из основания». Достижения греков, о которых трудно не говорить как о науке: — этика Сократа, астрономия Евдокса и Калиппа, планиметрия Гиппарха Хиосского, медицина Гиппократа, история Геродота, и т.д. Формирование установки (идеологии) на созерцательность, абстрактно-умозрительно-художественного отношения к действительности. Занятия приложениями «науки» — порицались (оценивалось как технэ занятие конкретными вычислениями). Появление идеализаций, которые не могли возникнуть в рамках материально-практического отношения к действительности — результат созерцательной интенции на абстрактно-теоретическое рассмотрение предметов в «чистом» виде. На Востоке идеализация как форма мышления фактически отсутствовала. Только в Греции возникают — систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем могла развиться наука. Роль Фалеса и, возможно, Демкорита в деле оформления математики в виде теоретико-логической системы. Пифагорейцы. Элеаты (демаркация чувственного и умопостигаемого). Математические знания античных греков — наука. Опытного естествознания в Греции не возникло — грекам был чужд опытный, экспериментальный тип познания. Достижение греков — идея умопостигаемого предмета (*начало теоретизации) — прообраз будущей естественной науки. Отсутствие применения аппарата математики в рамках физики (*Но: Архимед) — по Аристотелю: физика и математика — разные науки, с разными предметами, без точек соприкосновения. (У Аристотеля: математика — наука о неподвижном, а физика — наука о подвижном бытии). Эмпирические исследования в античности, но — отсутствие эксперимента. Естествознание греков — абстрактно-объяснительное, лишено деятельностного, созидательного компонента. Формирование оснований культуры теоретизирования — программа трех «П» — Пифагора, Парменида, Платона: — Пифагор — введение абстрактной числовой действительности как особого идейного континуума, распологающегося по ту сторону чувственности, постижение космоса происходит в терминах математики; — Парменид — соединение метафизической и физической реальности за счет наделения физической умопостигаемыми, сверхчувственными свойствами; — Платон — полагал, что мнение принадлежит становлению, тогда как мышление (знание) принадлежит сущности. Платоновская идеальная онтология как прообраз теоретизированного мира. Цель познания у Платона — выделение идей как праэлементов сущего. Способ реализации этой цели — рассуждение. Пифагор соединил парменидовский и пифагоров подходы. Наукообразование в Греции — превращение донаучно-практического, индуктивно-эмпирического знания в фундаментальное на основе теоретизации и концептуализации. Математика — исторически первая форма науки. Греческое понимание математики — «наука вообще». Только стечение социокультурных обстоятельств античной Греции создало условия для возникновения науки: интерсубъективность, общезначимость, надличностность, субстанциальность, идеальное моделирование действительности (*на основе рациональных элементов) и т.п. |
СВОЕ:
Концепция типов познания: Понятие «тип познания»: — познавательные отношения — предметные, метапредметные и метапознавательные; — предметный базис и метапознавательная надстройка. Исторические типы познания: — донаучные типы — магический, мифологический, натурфилософский, схоластический; — научные типы познания: ранненаучный, классический научный, современный научный, будущий синтетический научный. |