Глава 12. деятельность, познание, практика
Понятие деятельности
Деятельность - специфически человеческая форма
активности. Ее важнейшая особенность определяется, в
конечном счете, освоением и преобразованием окружаю-
щего мира в интересах людей. В процессе деятельности
человек (субъект) противостоит некоторому фрагменту
объективного мира (предмету) как материалу, из которого
получается необходимый человеку продукт.
Существуют многообразные виды деятельности.
Прежде всего следует выделить практическую и духовную
деятельность. Практическая деятельность (практика) - это
материальное, чувственно-предметное освоение и преоб-
разование природы или общества. Духовная деятельность
связана с освоением и преобразованием внешнего мира
лишь в сознании человека. Духовную деятельность можно
понять только на основе анализа практической деятель-
ности, рассматривая ее, с одной стороны, как регулятор и
программу практической деятельности, с другой сторо-
ны, - как результат развития последней. И практическая,
и духовная деятельность носит общественно-историчес-
кий характер и основывается на совокупном опыте чело-
вечества.
Один из вечных философских вопросов - что дви-
жет человеком в его практической и духовной деятельно-
сти? Ответ на этот вопрос требует привлечения таких фи-
лософских понятий, как цель, средство, результат, мотив,
ценность, норма, идеал и др.
Цель и средство
Целью называется идеальное, мысленное предвос-
хищение результата, ради которого предпринимаются те
или иные действия. Постановка целей, связанное с ней
проектирование деятельности - специфическое качество
человека, его исключительное достояние.
Не всякая цель является реально достижимой. По-
казателем важнейших характеристик цели, в частности,
необходимым критерием ее реальности, является отноше-
ние к средствам, т.е. к вещам, материальным условиям,
завоеваниям человеческой культуры, которые использу-
ются в ходе достижения этой цели.
Отношение цели и средства является особой, наи-
более сложной формой детерминации. Ведущую роль
здесь играют средства. Подобно тому как причина вызы-
вает некоторое следствие, средство обусловливает идеаль-
но положенный в виде цели результат, предопределяет и
ограничивает ее. Средства - важнейший, хотя и не един-
ственный критерий отбора целей. Последние находят в
средствах свою "земную" основу.
Однако отношение цели и средства нельзя сводить
к простой причинно-следственной связи. Дело обстоит
значительно сложнее. Однажды возникнув, цель сама ста-
новится основой деятельности, как закон определяет спо-
соб и характер действий. Поэтому можно выделить, с од-
ной стороны, процессы целеполагающей деятельности,
когда цели обусловливают средствами, с другой, - процес-
сы целесообразной деятельности, при которой цели на-
правляют анализ, выбор и создание средств.
Формирование и достижение цели зависит не толь-
ко от средств. Многое определяется предметом, преобра-
зуемым с помощью средств и отражаемом в содержании
цели. Основные параметры цели должны находиться в со-
ответствии с сущностными характеристиками программи-
руемой ею системы. Цель может оказаться беспредметной,
если заключающийся в ней образ желаемого предмета -
утопия, фикция, вымысел, ничего общего не имеющий с
объективным положением дел. Естественно, что такая
цель принципиально недостижима, направляемая ею дея-
тельность с необходимостью вступает в противоречие с
законами развития природы или общества. Например,
неоднократно репродуцированная в истории техники идея
создания "вечного двигателя" - непрерывно действующей
машины, которая, будучи однажды запущенной, соверша-
ла бы работу без получения энергии извне, - противоречит
закону сохранения энергии и потому неосуществима.
Многие социальные проекты остались неосуществленными
не из-за их необеспеченности средствами, а по причине
расхождения с тенденциями общественного развития.
В научных исследованиях, художественном творче-
стве и т.д. предмет предстает изначально в неполном и
недостаточно оформленном виде, что сказывается на со-
держании цели, которая также расплывчата и неодно-
значна, существует лишь в виде первичного замысла.
Становление предмета и соответствующей ему цели про-
исходит на всем протяжении данной деятельности, в ходе
смены, конкретизации, решения целого ряда иерархиче-
ски упорядоченных промежуточных задач.
Еще один аспект цели раскрывается в ее отношении
с определенными потребностями и жизненными интереса-
ми человека, которые, будучи зафиксированы его сознани-
ем, формируют мотивы деятельности. Поскольку одна и
та же потребность может быть удовлетворена разными
путями, постольку одному и тому же мотиву могут соот-
ветствовать разные, альтернативные цели. Раскольнико-
вым, героем романа Ф.М. Достоевского "Преступление и
наказание", движет стремление вырваться из нищеты и
упрочить первые шаги своей жизненной карьеры. Перед
ним встают разные альтернативы действий - заработать
уроками, взять в долг у своего друга Разумихина и т.д., но
из всех возможных способов действий он выбирает самый
опасный и предосудительный - убить старуху-процентщицу
и завладеть ее накоплениями. Таким образом, расхожде-
ние результата с первоначально намеченной целью может
иметь мотивационную основу.
В ряде случаев мотивы приобретают доминирующее
значение, и стремление удовлетворить некоторую потреб-
ность оказывается настолько сильным, что грозит рассогла-
сованием с объективно сложившимися обстоятельствами, в
частности, с имеющимися в наличии или допустимыми к
применению средствами. Потребность перестает быть
"разумной". Смысл деятельности при этом сводится, как
правило, к "подстегиванию" событий, навязыванию им
умозрительных, далеких от естественных закономерностей
схем. Здесь же берет свое начало и иезуитский тезис "цель
оправдывает средства", допускающий применение любых
средств ради удовлетворения некоторой потребности. Но
цель, для которой требуются неправые средства, не есть
правая цель.
Бывает и так, что конечные цели заслоняются сред-
ствами, более того, именно они становятся ее действи-
тельными целями. Мир средств, живущий по своим осо-
бым законам, начинает навязывать людям свою волю. В
условиях современной технологической цивилизации с ее
духом техно- и экономоцентризма эта инверсия целей и
средств приобрела характер опасной тенденции, давшей
основание многим современным мыслителям говорить
даже о кризисе западной культуры. Известный немецкий
философ К. Ясперс обозначил данное явление как "пара-
лизующий триумф средств над целями". Его следствием
оказалось забвение первичных ценностей человеческого
бытия.
Подобную метаморфозу претерпела практика социа-
листического строительства в СССР. В 30-е годы конкрет-
ные средства, которые в соответствии с учением Маркса,
Энгельса, Ленина входили в набор строительных материа-
лов нового, более богатого, справедливого и свободного
общества, заняли место его целей. Сами же цели были
примитизированы, выхолощены и отодвинуты в необозри-
мое будущее, а прогресс нового общества стал измеряться
не тем, насколько оно обогнало старое по эффективности
производства, развитию демократии и человеческих сущ-
ностных сил, а по темпам обобществления собственности,
вытеснения рынка планом, индивидуального крестьян-
ского труда - коллективным и т.д.
Сегодня мы являемся не только свидетелями, но и
действующими лицами отмеченного выше явления. Уси-
лиями идеологов, политиков и экономистов рыночные
преобразования, происходящие во многих странах Вос-
точной Европы, из средства социального прогресса пре-
вращаются в самоцель. Налицо игнорирование коренных
интересов миллионов людей, приобретение реформами
антигуманистической направленности.
Итак, любая цель связана с вопросами:
Что нужно сделать? В этом вопросе фиксируется
предметный аспект цели. Его решение предполагает пре-
образование предмета в продукт, получение конечного
результата.
Как и на основе него нужно действовать? Здесь от-
четливо просматривается связь цели со средствами своего
достижения, а также соотношение последних между со-
бой при их движении в процессе преобразования предме-
та. В этой связи проявляется ситуационный аспект цели.
Ради чего нужно действовать1? Этот вопрос фиксиру-
ет мотивационный аспект цели.
Ценности, идеалы, нормы
Мотивы деятельности человека имеют обществен-
ную природу. Фиксируя его потребности и интересы, они
вместе с тем соотносятся с господствующими в обществе
ценностями, во многом определяются ими.
В широком смысле слова ценность - это положи-
тельная значимость объектов (чувственных или абстракт-
ных) для человека, их достоинство. Всякий объект, во-
влеченный в сферу человеческой жизнедеятельности,
"поворачивается" к человеку той или иной стороной и
может быть оценен в плане пользы или вреда, красоты
или безобразия, допустимого или запретного и т.д. Одна-
ко есть более узкий смысл слова, которого мы будем при-
держиваться в дальнейшем: под ценностями понимаются
абстрактные представления и идеи, выступающие этало-
нами должного. В соответствии с этим определением чув-
ственные, материальные объекты не являются ценностя-
ми, но они тесно связаны с последними, так как высту-
пают в качестве средств их реализации. К ценностям же
относятся, в частности, мир между людьми, жизнь чело-
вечества (общечеловеческие ценности), представления о
добре и зле, социальной справедливости, свободе, равен-
стве, правах и обязанностях людей (социально-классовые
ценности), о дружбе, любви, доверии (ценности общения),
творчестве, познании истины (ценности деятельности),
красоте и безобразии (эстетические ценности), вере и свя-
тости (религиозные ценности) и т.д.
В различных общественных системах ценности про-
являются в обычаях, нравственности, общественном мне-
нии, вкусах и т.д. Их закрепление в сознании людей носит
преимущественно нечеткий и интуитивно-эмоциональный
характер.
В отличие от цели ценность не содержит более
или менее ясного образа деятельности, не обладает
какими-либо пространственно-временными характери-
стиками. Однако она придает смысл всей жизнедея-
тельности человека, образует основу его отношения к
окружающей действительности и к самому себе. Благо-
даря ценностям у человека вырабатывается определен-
ная жизненная позиция, формируются способности к
выбору целей и сознательному руководству собственным
поведением, преодолению непосредственных побужде-
ний. Иными словами, ценности составляют основание
свойства человеческого сознания, называемого рефлек-
сией.
Ценности - необходимое условие формирования че-
ловеческой личности. Разрушение ценностных систем
чревато негативными последствиями. Личность дегради-
рует, становится аномальной, если ломается ее смысло-
жизненный стержень. Такие явления, как рост преступ-
ности, алкоголизм, наркомания, получившие широкое
распространение в жизни нашего общества в последнее
время, в немалой степени связаны с дискредитацией ус-
тоявшихся систем ценностей.
Не менее опасна другая крайность - превалирова-
ние ценностей в жизнедеятельности человека, попытки
безоговорочно подчинить ее однажды усвоенным пове-
денческим клише. "Не поступиться принципами!" -
главная жизненная установка людей такого сорта. Здесь
ценности становятся фрагментами иллюзорного, лож-
ного сознания, идеологии, где идеи превращаются в пер-
вичную силу по отношению к земным источникам их
происхождения, к действительным интересам людей.
Любые изменения реальности оказываются враждебными
таким ценностям. Их носители - это, как правило, люди,
которым свойственны догматизм, фанатизм и нравст-
венная глухота.
Различая ценности и цели, следует иметь в виду,
что разделяющая их граница весьма условна и относи-
тельна. В пестром перечне целей, в их иерархии есть
такие воображаемые цели, к которым субъект в своей
деятельности стремится приблизиться, но никогда их
не достигает. Такие цели называются идеалами. Идеал
вместе с тем обладает всеми признаками ценности. Он
есть высшая ценность, определяющая направление и
способы общественного или индивидуального развития.
Таковы идеалы красоты, человеческого совершенства,
общественного устройства и т.д. Общественные идеалы
выступают как последние основания целей и сила, орга-
низующая людей ради решения конкретных, исторически
назревших задач.
Близки идеалам социальные нормы, хотя и отли-
чаются от них более конкретным, инструментальным
характером. Социальная норма - это общепризнанное в
данном сообществе средство оценки существующих и
складывающихся ситуаций, а также правило их воспроиз-
ведения и изменения. Важнейшая функция социальной
нормы - регуляция поведения членов данного сообще-
ства, характера их взаимоотношений, взаимодействия и
общения.
Вопрос о том, как соотносятся ценности со зна-
ниями о внешнем мире, привлекал внимание многих
поколений философов. Особое значение ему придава-
лось в рамках поверхностных, в частности, созерцатель-
но-материалистических представлений о назначении
философии и науки. В соответствии с ними всякая фи-
лософия и наука рассматривают мир "как он есть", кон-
статируя лишь то, что имеется в наличии и нисколько
не влияя на действительность. Но тогда ценности пол-
ностью выпадают из научного рассмотрения. Доброе,
например, это не то, что "есть", а что "должно быть".
Идеал, в соответствии с которым мы должны поступать,
никоим образом не обнаружим при научном исследова-
нии внешних предметов. Поэтому наряду с научным
способом мышления следует допустить возможность
иного, ценностного видения мира.
Диалектический материализм устанавливает между
ценностями и знаниями глубокие и тесные взаимосвязи.
Конечно, деятельность человека строится в соответствии
с его ценностными установками. Но если они противо-
речат законам развития внешнего мира, то весьма скоро
обнаруживают свою утопическую сущность. Так проис-
ходит отбор ценностей. Действительные ценности соот-
ветствуют закономерностям внешнего мира и содержат
знания о нем. Например, идеалы революционно настро-
енных масс всегда выражали протест против сущест-
вующей несправедливости и устремления к полной
справедливости. Одновременно в неосознанной форме
они отображали тенденции, законы исторического раз-
вития общества. Осознавались же они в общественной
теории. Поэтому наука об обществе всегда имеет ценно-
стный характер. В ней ценности принимают форму на-
учного мировоззрения.