Диоген Лаэртский (1 пол. III в.)
"Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассирян -халдеи, у индийцев - гимнософисты, у кельтов и галлов - так называемые друиды и семнофеи (об этом пишут Аристотель в своей книге "О магии" и Сотион в XXIII книге "Преемств"); финикийцем былОх, фракийцем - Замолксис, ливийцем - Атлант...
И все же это большая ошибка - приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов. В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афинян родился Мусей, а среди фиванцев - Лин.
Мусей, сын Евмолпа, первый, по преданию, учил о происхождении богов и первый построил шар: он учил, что все на свете рождается из Единого и разрешается в Едином...
Лин, по преданию, был сыном Гермеса и музы Урании; он учил о происхождении мира, о путях солнца и луны, о рождении животных и растений. Поэма его начинается так:
Было время, когда все в мире явился вместе...
Отсюда и взял Анаксагор свое учение, что все в мире возникло совокупно и лишь потом явился Ум и внес в это порядок...
Вот таким образом началась у эллинов философия, самое имя которой чуждо варварской речи...
Сторонники варварского происхождения философии описывают и то, какой вид она имела у каждого из народов.
Гимнософисты и друиды, по их словам, говорили загадочными изречениями, учили чтить богов, не делать зла и упражняться в мужестве; гимнософисты презирали даже смерть, как свидетельствует Клитарх в XII книге.
Халдеи занимались астрономией и предсказаниями.
Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах, полагая, что боги внемлют только им; рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду; отвергали изображения богов, в особенности же различение богов мужского и женского пола...
Египтяне в своей философии рассуждали о богах и о справедливости. Они утверждали, что началом всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа... Они считают, что мир шарообразен, что он рожден и смертен; что звезды состоят из огня и огонь этот, умеряясь, дает жизнь всему, что есть на земле; что затмения луны бывают оттого, что луна попадает в тень земли; что душа переживает тело и переселяется в другие; что дождь получается из превращенного воздуха; эти и другие их учения о природе сообщают Гекатей и Аристагор— Полезных для человека животных они считают богами; говорят также, что они изобрели геометрию, астрономию и арифметику. Вот что известно об открытии философии.
Философию философией (любомудрием), а себя философом (любомудром) впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта...; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть "мудростью", а упражняющегося в ней - "мудрецом", как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ("любомудр") - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости. Мудрецы назывались также софистами ("мудрствователями"), и не только мудрецы, но и поэты: так называет Гомера и Гесиода Кратин в "Архилохах", желая похвалить этих писателей.
Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; к ним причисляют также Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского. Ферекида Сиросского, Эпименида Критского, а некоторые и тиранна Писистрата. Вот кто были мудрецы.
Некоторые философы получили наименование по городам, например, элейцы, мегарики, эритрейцы и киренаики; некоторые по местам занятий, например, академики и стоики; некоторые по особенностям занятий, например, перипатеки-гуляющие; некоторые - в насмешку, например киники-собаки; некоторые по предрасположению, например, евдемоники - искатели счастья; некоторые по образу мыслей, например, филалеты-правдолюбцы; некоторые по именам своих наставников, например, сократики, эпикурейцы и прочие.
Наконец, одни философы называются физиками, за изучение при-- роды; другие - этиками, за рассуждения о нравах; третьи - диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии: физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика - о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики. До Архелая (включительно) существовал только один род - физика; от Сократа, как сказано выше, берет начало этика; от Зенона Элейского - диалектика" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. С. 63-68).
1. Какие проблемы интересовали первых философов?
2. Что такое философия с точки зрения Пифагора?
3. Какие части в философском знании выделяет Диоген Лаэртский?