Ранняя западноевропейская схоластика о познании
Западноевропейская схоластика начинается и заканчивается позднее, чем восточноевропейская. Её начало связано с возникновением Священной Римской империи, у истоков которой стоял Карл Великий, коронованный в 800 г. римским папой как "император римлян". Этот император поощрял организацию все новых и новых школ. Центрами грамотности тогда были церкви и монастыри. В этих центрах, помимо обязательного обучения богословию, в той или иной степени изучались "семь свободных искусств" — тривиум и квадривиум (грамматика, риторика и диалектика (логика); арифметика, геометрия, астрономия и музыка).
При дворе Карла Великого было даже учреждено некое ученое сообщество — Академия. Членам этой академии, правда, часто не хватало простой грамотности.
Алкуин
Алкуин (730 — 804 гг.) — главная фигура Академии Карла Великого. Он подлинный родоначальник западноевропейской схоластики. При дворе Карла он появился уже в 52 года.
Алкуин рассматривал диалектику (логику) как способ систематизации религиозной веры, приложение человеческого ума, при более высоком положении, конечно же, веры. Позднее Алкуин создает образцовую монастырскую школу.
Преемником Алкуина но Академии былФредегиз, прославившийся тем, что пытался доказать реальность "ничто". Он отталкивался от языка, слова, считая, что всякое слово обозначает нечто, поэтому и слово "ничто" означает нечто: "ничто" есть "нечто", значит оно реально. Это один из многих примеров схоластической игры словами, которой потом стало более чем достаточно.
Эриугена
Иоанн Скот Эриугена (или Эригена) (ок. 810 — после 877 гг.) — крупнейший схоласт времени формирования западноевропейской схоластики. Служил при дворе внука Карла Великого — Карла Лысого. Эриугена перевел на латинский язык "Ареопагитики". Он преподавал философию в одной из парижских школ.
Эриугена — схоластик-еретик. Его сочинение "О божественном предопределении" дважды осуждалось церковью еще при его жизни. Говорят, что его закололи монахи острыми орудиями для письма.
Эриугена слишком сближал бога и природу, творца и творение. Христианский креационизм (творение) Эриугена понимал как онтологическое движение от абстрактного к конкретному. Иногда он называл бога природой. Как творящее начало Эриугена называл бога "творящей и несотворенной природой". Как конец творения бог у него был "природой не творящей и не сотворенной".
Физическую природу Эриугена, в духе платонизма и неоплатонизма, низводит к простой видимости. Физическая природа противоположна богу, как тому, о чем ничего нельзя сказать. Такое возвышение бога, однако, оборачивается против бога. Чувственная природа оказывается ближе к человеку, чем сам бог.
В проблеме соотношения общего и отдельного Эриугена отдавал предпочтение общему, но он внес ряд интересных дополнений в вопрос об отношении общего и единичного своим учением о различных природах.
Рассматривая вопрос о соотношении веры и разума, Эриугена видел в разумном познании природы достоинство, соизмеримое с изучением Святого Писания. В познании физической природы он видел путь к познанию бога, который присутствует во всех "природах". Говорят даже, что Эриугена отдавал приоритет разуму перед авторитетом.
Оригинален Эриугена и в своей трактовке познания как такового. В развитии познания он различал три ступени: 1) до явления Христа человеческий ум опутан языческими заблуждениями. Тогда он мог познавать только физическую природу. 2) С явлением Христа и благодаря евангельскому откровению начинается более высокий этап познания. Но поскольку в евангелиях есть противоречия, то и этот этап не является высшим. Само Священное Писание нуждается в разумной обработке и критике. Здесь Эриугена выступает зачинателем аллегорического (иносказательного) истолкования Священного Писания. Такие попытки христианской герменевтики, конечно, не могли тогда приветствоваться. Попытка относительно разумного, критического истолкования Священного Писания составляет содержание третьей ступени познания.
Бернгар Турский
Бернгар Турский (ок. 1000 — 1088 гг.) — французский схоласт, философ и богослов. Его главное произведение — "О святой трапезе".
Бернгар отвергал реальность общих понятий (универсалий). Утверждал, что реальны только чувственные сущности, чувственные субстанции, "вещи". Нет ничего реального помимо чувственных субстанций. Реально то, "что доступно ощущению внешних чувств... ".
Росцелин
Росцелин из Компьени (1050 — 1110 гг.) — последователь Бернгара. Преподавал логику. Сохранилось одно письмо Росцелина к Абеляру.
Росцелин учил, что существуют лишь единичные вещи, общие понятия — только наименования. Универсалии — это только множества индивидов, обозначенные одним общим именем, словом. Существует только то, что можно воспринять и затем представить. Человека, или животного вообще, представить нельзя.
Применительно к проблеме Троицы учения Бернгара и Росцелина означали более высокое положение ипостасей бога по отношению к его единству. Это были ереси тринитаризма и тритеизма. Сущность бога — единство — оказывалась всего лишь названием, словом.
Взгляды Бернгара и Росцелина были преданы анафеме.
Гильом из Шампо
Гильом из Шампо (ок. 1068 — 1121 гг.) — оппонент Росцелина, критик номинализма с позиций реализма. Был епископом. Основал Сен-Викторскую школу.
Гильом считал, что чувственные "вещи", индивиды суть не более, чем призраки и тени, хотя и имеющие свои названия. Реально только общее, видовое. Все индивиды одного вида в своей сущности тождественны и отличаются только несущественными свойствами (акциденциями), случайными видоизменениями единой видовой сущности.
Позднее Гильом стал говорить, что "вещи" одного рода или вида все-таки не тождественны в своей сущности друг другу, а лишь подобны друг другу.
Ансельм Кентерберийский
Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109 гг.) — итальянец, проведший большую часть жизни в Англии. Он был архиепископом.
Как и Августин, Ансельм отстаивал тезис о примате веры над разумом. Он говорил: "верую, чтобы понимать". По его мнению, чтобы верить, не обязательно понимать, но для того, чтобы понимать, необходимо верить. Ансельм, однако, считал, что вера не противоречит разуму и поэтому все "истины откровения" доступны рациональному доказательству, начиная с тезиса о существовании бога. Ансельм выдвинул два варианта доказательства бытия бога: из опыта (апостериорное) и из разума (априорное). Первое он изложил в своём сочинении "Монологиум". Он говорил, что единичное, чувственно данное случайно. Поэтому необходимо допустить за случайным нечто вечное и абсолютно неизменное — бога. Второе — априорное обоснование бытия бога — Ансельм дает в сочинении "Прибавление к рассуждению" ("Прослогион"). Он говорит здесь: "вне всякого сомнения существует как в интеллекте, так и в реальности такой объект, выше которого нельзя помыслить". А значит, мысля бога как то, выше чего нельзя ничего помыслить, мы должны с необходимостью мыслить его существующим. Это доказательство бытия бога вошло в историю философии под названием онтологического доказательства. Но оно было отвергнуто самими христианами.
Ансельм — реалист. У него универсалии предшествовали "вещам", как мысли бога до творения мира. Но он — крайний реалист. Пока бог мыслил мир, мир еще не существовал. Необходим еще волевой акт творения.
Абеляр
Пьер Абеляр (1079 — 1142 гг.) — продолжатель традиции номинализма. Получил всеевропейскую известность как мастер диспута.
Абеляр — автор "Введения в теологию", "Христианской теологии", "Диалектики", сочинений "Познай самого себя", "Да и нет", др.
Ф. Энгельс писал об Абеляре: его учение — "вечно возобновляющаяся борьба против слепой веры".
Абеляр — сторонник принципа: "понимать, чтобы верить". По Абеляру, можно верить только в то, что познано интеллектом, понято разумом. Вера — функция знания, а не знание — функция веры.
Цель познания по Абеляру — достижение истины. Он придает решающее значение в познании диалектике как искусству отличения истины от лжи. В центре внимания Абеляра — доказательство христианских догм — то, во что и так следовало верить. Он считал, что все положения христианской веры могут быть доказаны разумом.
В сочинении "Да и нет" Абеляр собрал противоречащие друг другу высказывания церковных авторитетов, "отцов церкви", которые пытался примирить путем логической обработки. Абсолютную противоположность он пытался представить как относительную противоположность. Абеляр был не понят в своем занятии и был осужден.
Абеляр был сначала крайним номиналистом (общее — в слове), затем перешел на позиции концептуализма, и даже еще дальше — почти к реализму. Он утверждал, что для того, чтобы применять слова, нужно знать "вещи", их свойства, особенности, отличия. Он считал, что универсалии (общее) существуют как бы в самих предметах, имеющих общие черты.
В трактате "Познай самого себя" Абеляр изложил свое учение о нравственности. Абеляр считал, что сами по себе поступки ни плохи, ни хороши. Человек может творить зло, не ведая об этом. Т. о., учение Абеляра о нравственности подчеркивало субъективную ответственность человека, делало упор на сознательности его поведения, в частности оно прощало нехристиан, которые не знают, что они творят зло.
Совесть Абеляр трактовал как переживание соответствия или несоответствия своего поступка или бездеятельности тому, что надо или не надо делать (или говорить). Но голос совести может нас обманывать.