Фома аквинский (1225 или 1226- 1274

Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теоло­гический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор то­мизма - одного из господствующих направлений католической Церкви.

Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сум­ма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, ком­ментарии к произведениям Аристотеля.

Его философия осталась неизменной, это официальная доктрина римско-католической церкви (с 1878г.), по рождению принадлежал к одной из самых знатных семей Европы, состоящей в родстве с королевскими семьями. Вступил в нищенствующий орден, потом преподаватель Сорбонны.

Основные причины появления новой философии:

Ø Учение Платона приводило к противопоставлению духа и природы. Учение Платона об идеях приводило к отрицанию не только природы как таковой, но и к отрицанию бессмертия души и к идее переселения душ, главное—подготовить момент встречи души с богом, это привело к спиритуализации христианства..

Ø Аристотель критиковал Платона, следовательно, поэтому необходимо возвращаться к реализму Аристотеля.

Ø Христианство перестало уважать интересы простых людей, и это вызвало к жизни многочисленные секты и раскольные учения.

Ø Церковь должна отказаться от идеала духовности для мирян, мирянин не должен быть аскетом,

Ø Церковь должна помогать науке, философия и теология должны быть равны между собой, они обе ведет к Богу.

Категория ENS:

Ø То, что есть, и то, что может быть, реальное бытие,

Ø Реальное бытие такое, каким оно дано человеку в его чувствах,

Ø Чувства могут вводить в заблуждение, но мы их корректируем разумом.

Ø Вещи могут меняться, но сущее не меняется, оно просто приобретает другие формы.

Разделение сущности (эссенции) и существования (экзистенции):

Ø Эссенция—чистая идея вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел).

Ø Экзистенция-– сам факт бытия вещи

Ø Любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога

Ø Любой предмет—единичный (существует сам по себе) и общее (потому, что есть Бог).

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказатель­ство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существо­вание Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный).

Доказательства существования Бога:

Ø Движение—все, что движется, движется кем-то (чем-то) другим, следовательно, есть первичный двигатель—Бог.

Ø Причина—все, что существует, имеет причину, следовательно, есть первопричина всего—Бог.

Ø Случайность и необходимость—случайное зависит от необходимого, следовательно, первоначальной необходимостью является Бог.

Ø Степени качества—все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, существует высшее совершенство—Бог.

Ø Цель—разумное начало, направляющее всех к цели, придающее всему смысл—Бог.

Основные идеи:

Ø Все состоит из материи и формы (идеи), суть любой вещи—единство формы и материи, форма является определяющим началом, есть одновременно и цель возникновения вещи.

Ø Идея (форма) вещи троична—существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Ø Откровение и разум (вера и знание)—не одно и то же.

Ø Вера и разум одновременно участвуют в процессе познания, вера и разум дают истинное знание.

Ø Если человеческий разум противоречит вере, то он дает не истинное знание.

Ø Все в мире делится на то, что можно познать рационально, и то, что разумом не познаваемо.

Ø Разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души.

Ø Не поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, Троица, но могут быть познаны через божественное откровение.

Ø Философия и теология—разные науки.

Историческое значение учения:

Ø Обеспечил развитие европейской мысли в рациональном направлении,

Ø Начала развиваться наука, появились медицинские, естественнонаучные факультеты,

Ø Вера и наука не противоречивы, они взаимосвязаны,

Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были:

• даны пять доказательств существования Бога;

• систематизирована схоластика;

• закреплено, разделение эссенции и экзистенции (сущности и существова­ния), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего;

• доказаны (с точки зрения католиков) правильность, преимущество иде­ализма над материализмом, существование Божественных идей, кото­рые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следователь­но, Бога над окружающим миром);

• выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере;

• вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение;

• разделены философия и теология, причем философия поставлена в под­чиненное положение .по отношению к теологии;

• логически доказан ряд положений теологии и схоластики.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объяв­лено официальной идеологией католицизма.

В настоящее время получил распространение неотомизм - философс­ко-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.

ЛЕКЦИЯ 5

Наши рекомендации