Французкое просветительство 18 века
В XVIII веке развитие философской мысли во Франции осуществлялось под эгидой просвещения. Практически все французские философы этого столетия были просветителями. Идейными оппонентами просветителей выступали во Франции теологами, а сколько-нибудь значительных философских противников у них тогда не находилось. Собственно философские дискуссии развертывались лишь между представителями самого просвещения. Просвещение как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической точностью, последовательностью и радикальностью. Зародившись середине десятых годов XVIII века оно развивалось в обстановке кризиса феодально-абсолютистского строя, начавшегося в последние годы царствования Людовика XIV и нараставшего в период регентства, правления Людовика XV и Людовика XVI, при котором в 1789 году началась буржуазная революция, приведшая в 1792 году к свержении монархии и достигшая своей демократической кульминации во время якобинской диктатуры1793-1794гг. В социально-классовом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой Французской революции. Подавляющее большинство просветителей были идеологами буржуазии, которая в качестве экономически наиболее сильного и политически наиболее зрелого класса в составе третьего сословия возглавила борьбу угнетенных и эксплуатируемых масс против феодально-абсолютистского строя. Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Ш. Монтескье. К первому поколению просветителей относится также Мелье. Их произведения способствовали формированию многочисленного второго поколения просветителей, творчество которых начало развертываться с середины сороковых годов. Виднейшие представители этого поколения - Ш. Ламетри, Д. Дидро, Кондильяк, Ж. Ж. Руссо, Тюрго, И. Гельвеций, П. Гольбах. Просветительские идеи распространяемые собственно философскими произведениями, но также через художественную литературу и театр (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями). Пронизали духовную культуру Франции стали широким общественным достоянием. Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней, противопоставление теологии и идеалистической метафизике.
Философия Г.В. Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Ге́гель - немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. Творчество Георга Вильгельма Фридриха Гегеля принадлежит к числу величайших достижений мировой философской мысли. Представляя собой высшую точку в развитии немецкой классической философии, гегельянство по своей исторической значимости превосходит все предшествующие системы, даже такие, как творчество Аристотеля и всей его школы, философской системы стоицизма и неоплатонизма вместе взятыми. Гегель не отбрасывает, а развивает и обобщает - «снимает» - наработки всех предшествующих античных и европейских мыслителей от древнегреческих гиликийцев до Шеллинга, и таким образом подводит черту под двумя с половиной тысячами лет истории философской мысли. Он сам небезосновательно претендовал на абсолютность своей системы, на последнее слово в истории философской мысли.
Философия Гегеля, особенно его сочинения о религии, оказали и до сих пор оказывают огромное влияние на богословие всего христианского мира. Он положил начало философскому постижению евангельского Иисуса Христа. Диалектическое богословие, богословие «Мертвого Бога» и так называемые «богословия родительного падежа», просто, немыслимы и не понятны вне философии Гегеля. Философия и сочинения Гегеля на религиозную тему, одной стороной, смертельно перепугали русской православное богословие, а с другой – сеяли надежду на такое преобразование православной веры, которая подчинить себе, в крайнем случае, весь христианский мир. Философия истории занимает важную часть философии Гегеля. Историю движут противоречия между национальными духами, которые суть — мысли и проекции Абсолютного Духа. Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя, а история закончится и настанет Царство Свободы. Закономерность, по Гегелю, представала в абсолютном виде, поэтому «призвание всемирно-исторических личностей заключалось в том, чтобы быть доверенными лицами всемирного духа»
Гегель оказал огромнейшее влияние на последующее развитие философской, социологической и научной мысли. Нередко вне контекста с гегелевской философией нельзя полностью и адекватно понять содержание и смысл произведений ряда выдающихся философов второй половины 19, всего 20 и начала 21 столетия.
Философия позитивизма
Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — это все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.
Понятие “позитивизм" обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.
Позитивисты считают, что философия увлеклась никому не нужными, оторванными от реальной жизни метафизическими изысканиями и спорами. Сейчас, в век расцвета позитивной науки, возрастающей роли во всех сферах жизнедеятельности человека точных и конкретных знаний, необходимо сосредоточить свое внимание на “позитивном" в человеческом знании и познании.
Позитивизм исходит из признания существовании некой реальности, которая со всей очевидностью непосредственно дана человеку. Понятия позитивное и данное тождественны. Данное - это то, что поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Эта проверка должна носить общезначимый характер.
Главные идеи позитивизма заключаются в том, что любая наука может быть организована на основе таких же принципов, как математика и физика, достигших в то время серьёзных успехов. Науки должны быть основаны на эмпирическом “позитивном знании”, а не на спекулятивных умозаключениях. Из этого следовал вывод о том, что по мере развития конкретных наук отпадает необходимость философии, которая как обобщенное знание растворятся в науках и теряет свой предмет исследования.