III часть) для студентов-бакалавров отделения отечественной филологии
Вопросы к экзамену по истории русской литературы ХIХ века
1. Развитие реализма в русской литературе последней трети ХIХ века. Жанровые разновидности романа. Трансформация жанра. Тенденции развития прозы, лирики и драматургии.
2. Философия природы и философия истории в лирике Тютчева.
3. Мир природы в лирике Фета.
4. Любовная лирика Тютчева и Некрасова.
5. Лирика Некрасова. Основные темы и мотивы. Лирический герой. Поэтическое многоголосье.
6. Стихотворение Некрасова «Рыцарь на час»: лирический герой и его типологические черты. Мотивная ткань стихотворения и его поэтика.
7. Поэма Некрасова «Саша». Образ главной героини. Тип «лишнего человека». Средства поэтической выразительности.
8. Народные характеры в поэмах Некрасова «Коробейники» и «Мороз, Красный нос».
9. Поэмы Некрасова 1870-х годов («Дедушка», «Русские женщины», «Современники» – по выбору). Пафос, жанрово-композиционные особенности, способы изображения характеров.
10.Народные типы в поэме Некрасова «Кому жить хорошо?» Роль фольклора в произведении.
11.Творчество Достоевского 1840-х годов. Роман «Бедные люди». Новаторство в изображении «маленького человека».
12. Творчество Достоевского 1840-х годов. Идея «сентиментального романа» «Белые ночи», образ одинокого мечтателя.
13. «Маленький человек» в повести Достоевского «Двойник». «Светлая идея» двойничества.
14. Достоевский. «Село Степанчиково и его обитатели» (1859). Сюжет, жанр, система персонажей.
15. Достоевский. «Записки из мёртвого дома». Проблема преступления, тема народа, человек и среда в «Записках…».
16. Достоевский. «Преступление и наказание» как социально-философский роман. Раскольников, Соня и другие в контексте романа. Психологизм Достоевского.
17. Роман Достоевского о «положительно прекрасном» человеке. Статья А.П. Скафтымова «Тематическая композиция романа Достоевского “Идиот”».
18.Проблематика и система образов в романе Достоевского «Бесы». Сатира и трагедия в романе, его современное звучание.
19.«Братья Карамазовы» как итог творческих исканий Достоевского. Социально-нравственная сущность карамазовщины и гуманистический идеал писателя.
20. Полифонизм как повествовательный принцип Достоевского в трактовке М. Бахтина.
21.«Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина. Жанр, проблематика, образный мир, особенности сатирического письма.
22.Способы сатирической типизации в «Помпадурах и помпадуршах» Салтыкова-Щедрина.
23.«История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирический роман. Сюжетно-образная структура, роль гротеска и значение финала.
24.«Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина как социально-психологический роман. Три поколения в романе. Арина Петровна и Иудушка. «Обманное слово» в романе. Значение финала.
25. Сказки Салтыкова-Щедрина. Темы, герои, сюжеты, приёмы сатирической поэтики (тексты – по выбору).
26. Отечественное щедриноведение: имена, жанры исследовательских трудов, концептуальное прочтение художнических откровений сатирика.
27.Нравственно-философская концепция трилогии Л. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Формирование метода «диалектики души» в творчестве писателя.
28.«Севастопольские рассказы» Л. Толстого. Трактовка героического, психологизм, метод «диалектики души». Статья А.П. Скафтымова «Идеи и формы в творчестве Л. Толстого».
29. Повесть Л. Толстого «Казаки». Прощание с романтизмом, новое в изображении «естественного» и светского человека, тема природы в повести.
30. Отражение нравственно-философских исканий Л. Толстого в «Войне и мире». Метод «диалектики души» в романе.
31.«Мысль семейная» в романе Л. Толстого «Война и мир». Семья Ростовых в Отечественной войне 1812 года.
32.Философия истории в «Войне и мире». Образы Кутузова и Наполеона. Статья А.П. Скафтымова «Образ Кутузова и философия истории в романе Л. Толстого “Война и мир”».
33.Жанровое своеобразие «Войны и мира» Л. Толстого.
34. Духовный кризис Л. Толстого в 1870-е годы. Жизненная драма Анны Карениной в одноимённом романе. «Мысль семейная» в романе.
35. Проблематика и поэтика повести Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича».
36.Роман Л. Толстого «Воскресение». Социально-нравственная проблематика произведения, мастерство в раскрытии характеров.
37. Повесть Л. Толстого «Хаджи-Мурат». Два абсолютизма. Нравственное содержание главного героя. Природа и человек в повести, поэтика произведения.
38. Лесков о праведниках и талантах русского человека («Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Левша» – по выбору). Лесковский сказ.
39. Народная жизнь в изображении В.Г. Короленко, образы правдоискателей и мечтателей («Соколинец», «Убивец», «Река играет», «Лес шумит» – по выбору).
40.Нравственный идеал в произведениях Короленко (цикл аллегорических повестей «Сказание о Флоре», «Парадокс», «Мгновения», «Огоньки»).
41.Тема тревожной совести у Гаршина. Трагическое и прекрасное, аллегория в произведениях писателя (военные рассказы, «Красный цветок», «Сказание о гордом Аггее» и др.).
42. Жанр рассказа в творчестве Чехова 1880-х годов. Принципы типизации, рассказчик и герой («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Мелюзга», «Хамелеон» и др.).
43.Природа, герои и автор в повести А.П. Чехова «Степь». Лиро-эпическое начало повествования.
44. Чеховская трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»): проблемно-тематическое содержание, образный ряд, структурные особенности, авторский идеал.
45. Повести Чехова о человеческой судьбе, их социально-исторический и нравственно-философский смысл («Скучная история», «Дуэль», «Дом с мезонином» и др. - по выбору).
46. Народная Россия в понимании Чехова («Мужики», «Случай из практики», «В овраге»). Поэтика произведений.
47. Проблема нравственного выбора у Чехова («Дама с собачкой», «Архиерей» и др.). Принципы композиции и сюжетосложения, приёмы обрисовки характеров.
48. Время и пространство, текущее и вечное в рассказе А.П. Чехова «Студент».
49. Повести Чехова «Палата № 6» и «Моя жизнь». Статья А.П. Скафтымова «О повестях Чехова ”Палата № 6” и ”Моя жизнь”».
50. Драматургическое новаторство Чехова. А.П. Скафтымов об особенностях чеховской драматургии (статья «К вопросу о принципах построения пьес Чехова»).
51. «Вишнёвый сад» Чехова. Система образов, природа драматического конфликта, характер диалога и «подводное течение» в пьесе. Статья А.П. Скафтымова «О единстве формы и содержания в пьесе Чехова “Вишнёвый сад”».
52. Пьеса Чехова «Чайка». Драматическое сложение жизни, тема призвания и счастья в пьесе. А.П. Скафтымов в работе над статьями о «Чайке».