Структура, методы и формы научного познания. Критерии научности. Научная революция и будущее науки
Структура:
1.Теория.
2.Практика.
Методы:
1.Рационализм.
2.Эмпиризм.
Методы:
Теоретическое научное познание:
Анализ – мысленное разъединение предмета на части с целью исследования каждой части отдельно.
Синтез – мысленное объединение частей в целое (при условии, что отдельные части уже исследованы).
Индукция – выведение общего умозаключения из частных посылок.
Дедукция – выведение частного умозаключения из общих посылок.
Обобщение – метод объединения предметов на основе общих признаков.
Абстрагирование – отвлечение от несущественных, второстепенных признаков предмета.
Аналогия – перенесение известных свойств одного предмета на другой, при условии, что все другие их свойства совпадают.
Моделирование – создание копии, модели предмета с целью его исследования.
Практическое научное познание:
Наблюдение – фиксация происходящих изменений в исследуемом предмете.
Измерение – количественная фиксация происходящих изменений в предмете.
Эксперимент – исследование предмета в искусственно созданных условиях.
Критерии научности:
Неопозитивизм – критерий верификации.
Постпозитивизм – критерий фальсификации.
Научная революция – смена парадигм (Т. Кун).
Парадигма – способ постановки и решения научных проблем.
Будущее науки и производства определяется современными научными революциями (например, нанотехнологии).
Тема 10.
Философская антропология
1.Человек и природа, человек и общество. Индивид, индивидуальность, личность.
2.Проблема смысла жизни человека. Проблема смерти и бессмертия.
Человек и природа, человек и общество. Индивид, индивидуальность, личность.
Человек – психо-физическое, биосоциальное существо. Главное свойство – способность к целенаправленной деятельности. В отечественной и зарубежной психологии, педагогике и философской антропологии остро стоит вопрос о соотношении двух начал в человеке: природного и социальноприобретённого.
1) Натурализм.
Человек – это биологическое существо. Его многое роднит с животным миром. В основном руководствуется инстинктами. Например, фрейдизм.
2) Социоцентризм.
Человек - это социальное существо. Огромное значение имеет социальное происхождение, воспитание, образование человека.
Марксизм: сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Человек – продукт своего класса.
3) Идеализм.
Человек – это духовное существо. Сущность человека – душа, дух.
Например, платонизм и неоплатонизм, религиозная философия.
Индивид — любой представитель человечества.
Индивидуальность – совокупность неповторимых черт человека.
Личность — совокупность социальнозначимых черт человека.
Проблема смысла жизни человека. Проблема смерти и бессмертия.
Объективно возникает проблема смысла жизни, так как человек знает о конечности своего существования. Варианты смысла жизни:
1. Выполнение долга (общественный, родительский, семейный и т.д.)
2. Удовольствие, наслаждение ( от искусства, пищи, общения и т.д. )
1. Личное счастье – эвдемонизм. Самореализация личности. Гармония с окружающим миром. Любовь.
2. Сциентизм. Накопление знаний. Обучение чему-то новому.
3. Спасение – религиозный смысл жизни. Аскетизм – добровольное самоограничение как воспитание духа.
Варианты решения проблемы бессмертия:
1) Душа, дух – бессмертны, тело смертно. Древнеиндийская философия, Пифагор, Платон, неоплатонизм.
2) Бессмертны и душа и тело. Христианство, ислам.
3) Научно-философский, материализм - бессмертны дела, память о человеке. Марксизм.
4) Человек бессмертен, так как атомы его тела неуничтожимы. К.Э.Циолковский.
Тема 11.
Социальная философия
1.Общество и его структура.
2.Культура как социально-историческое явление. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
3.Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
Общество и его структура.
Общество, социум — совокупность людей. Общество имеет следующую структуру: человечество, нация, класс, народ, племя.
Человечество — совокупность всех людей на Земле.
Нация — исторически сложившаяся в буржуазную эпоху совокупность людей, объединенных одним языком, территорией, хозяйственными связями, культурой.
Класс — совокупность людей, объединенных отношением к собственности, средствам производства (К. Маркс).
Народ — исторически сложившаяся в феодальную эпоху совокупность людей, объединенных языком, культурой и традициями, территорией и хозяйственными связями.
Племя - исторически сложившаяся в первобытную эпоху совокупность людей, объединенных языком, обычаями, хозяйством, территорией, кровнородственными связями.
В структуре общества выделяют два уровня: общественное сознание и общественное бытие.
Общественное сознание есть отражение общественного бытия. В основе общественного бытия лежит практика, ведущей сферой которой является производство материальных благ.
Общественное сознание делится на два уровня: идеология и общественная психология.
Идеология есть теория, социальная программа, выдвигающая цели и средства общественного развития. Общественная психология есть отражение в массовом сознании социальной действительности, надежд и ожиданий людей.
Общественное сознание имеет следующие исторически сложившиеся формы: политика и право, философия, наука, искусство, мораль, мифология, религия.